Дело № 2-4143/2016 25 октября 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Благодёровой А.Н.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителей ответчиков
Департамента образования – ФИО5
мэрии г. ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда дело по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту образования мэрии <адрес>, мэрии <адрес> о признании права на получение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту образования мэрии <адрес>, мэрии <адрес> о признании права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что его мать отказалась от него при рождении, отца он не знал. В ранний период воспитывался у деда, с 1969 года по 1973 год воспитывался в Акьярском детском доме <адрес> Республики Башкортостан. Сведениями о родителях не обладает. Неоднократно обращался в орган опеки о содействии в установлении социального статуса, однако ему было отказано в связи с ненахождением документов. До настоящего времени жильем не обеспечен.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также на положения ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 г. № 99-па просил иск удовлетворить.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Департамента образования в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. В том числе пояснила, что истцом не представлены документы, подтверждающие его социальный статус, не имеется сведений о том, что ему в <адрес> не было предоставлено жилое помещение, истец не обращался с заявлением о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилья. Заявляя о применении последствий пропуска срока исковой давности указала, что истец не предоставил доказательства уважительности причин невозможности своевременного обращения в уполномоченный орган для реализации права на получение жилого помещения.
Представитель ответчика мэрии <адрес> в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. В том числе пояснила, что истцом не представлены документы, подтверждающие его статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. По достижении 23 – летнего возраста право на получение жилых помещений имеют лица, включенные в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями до 23 лет. Истцом сбор документов начат в 2013 году, то есть по достижении возраста 54 лет.
Выслушав пояснения представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Первостепенные принципы, содержание и перечень мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту решения - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Магаданской области от 22 июня 2007 года № 875-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с учетом несовершеннолетних членов их семьи, а также по заключению договоров найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок (по решению органа опеки и попечительства по месту жительства) и договоров социального найма с указанными лицами в отношении тех же жилых помещений при соблюдении условий, установленных федеральным и областным законодательством.
Постановлением администрации Магаданской области от 11.02.2013 N 99-па утвержден Порядок формирования и ведения областного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Для включения в Список законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявитель), представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список с указанием муниципального образования Магаданской области и года, предпочтительного для обеспечения жилым помещением по форме согласно приложению N 1 к Порядку, с приложением следующих документов: а) копию документа, удостоверяющего личность; б) копии документов, подтверждающих наличие статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в) решения органа опеки и попечительства об избрании формы устройства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей; г) документа, подтверждающего место жительства; д) справки организации, уполномоченной на ведение государственного технического учета и технической документации, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности жилых помещений на территории муниципального образования (при смене фамилии, имени, отчества справки представляются со всеми имеющимися изменениями, а также в случае прибытия детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с территории другого муниципального образования или субъекта Российской Федерации представляются справки из указанного органа соответствующих муниципальных образований, субъектов Российской Федерации); е) справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о существующих и прекращенных правах на жилые помещения лиц, указанных в пункте 3 Порядка, либо об отсутствии сведений о регистрации прав на недвижимое имущество с мест постоянного жительства за последние пять лет (при смене фамилии, имени, отчества справки представляются со всеми имеющимися изменениями); ж) документа, на основании которого ребенок и его родители пользовались жилым помещением, где они проживали на день выявления ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей; з) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда за последние пять лет (при смене фамилии, имени, отчества справки представляются со всеми имеющимися изменениями); и) решение органа опеки и попечительства об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Документы, указанные в подпунктах "г", "е" - "и" пункта 5 Порядка, запрашиваются органами опеки и попечительства в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 5 Порядка).
Как установлено судом и следует из свидетельства о рождении III-АР №, истец ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ. В графе отец записан ФИО7, в графе мать – ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в орган опеки <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил оказать ему содействие в запросе документов, необходимых для получения жилья как сирота.
На запрос отдела опеки <адрес> из отдела опеки администрации <адрес> городского округа <адрес> поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО2 на учете как подопечный не состоял.
Министерство образования Республики Башкортостан в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщает о перенаправлении запроса в администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ архивного отдела администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан следует, что в документах постоянного хранения исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся БАССР за 1968-1973 годы решения исполкома о направлении ФИО2 в Акъярский детский дом не имеется.
Таким образом, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ документы, подтверждающие, что ФИО2 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истец суду не предоставил. Не имеется в деле и доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий у истца получить в отношении себя и своих родителей необходимую информацию в компетентных органах.
Архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ Министерства образования Республики Башкортостан о том, что ФИО2 воспитывался в детском доме <адрес> Республики Башкортостан с 1969 года по 1973 год, таким доказательством не является.
В силу положений Федерального закона № 159 – ФЗ (п. 1 ст. 8), жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что истец с заявлением о включении его в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не обращался.
Доказательства, свидетельствующие об обращении в надлежащий орган по вопросу обеспечения жилым помещением, либо об отказе во включении в Список материалы дела не содержат.
Как следует из приведенных выше правовых норм, законом определены основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Истец не представил суду доказательства наличия оснований для признания за ним права на предоставление ему жилого помещения на основании Федерального закона N 159-ФЗ и не представил доказательства соблюдения заявительного порядка для реализации установленного Федеральным законом N 159-ФЗ права.
Кроме того, согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1282-О-О и от 20 ноября 2014 года N 2668-О, положением статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Истец достиг возраста 18 лет ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату обращения с иском в суд не имеет статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Оценивая доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд приходит к следующему.
Жилищным кодексом Российской Федерации сроки давности для защиты нарушенных жилищных прав не установлены
В пункте 9 постановления от 02 июля 2009 г. № 14 Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
Статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности установлен три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
18 лет истцу исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. Ранее действующее жилищное законодательство также предусматривало заявительный порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
С исковым заявлением в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трех лет с момента, когда она узнал о нарушении своего права на обеспечение жилым помещением.
Наличие у истца препятствий обраться в суд с иском в установленный срок в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО2 к Департаменту образования мэрии <адрес>, мэрии <адрес> о признании права на получение жилого помещения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день принятия решения суда в окончательной форме 28 октября 2016 г.
Судья А.Н. Благодёрова