Решение по делу № 2-131/2023 от 06.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Таланкиной А. С.

с участием помощника прокурора Катайского района Федотовой К. А.,

представителя ответчиков администрации города Катайска Курганской области, администрации Катайского района Курганской области, представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» Пехоты К. А.

рассмотрел в открытом судебном заседании 23 мая 2023 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-131/2023 по исковому заявлению прокурора Катайского района к администрации города Катайска Курганской области, администрации Катайского района Курганской области об обязании совершить определенные действия,

установил:

06.02.2023 прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Катайска Курганской области (далее – администрация города Катайска) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятия мер по обеспечению водоснабжением жителей западной (ул. Западная до дома 19, Л. Чайкиной, Ленина до дома 144, Береговая, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, пер. Октябрят) и северной (ул. Горького, Ватутина, Малышева, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л. Толстого, Князева) частей г. Катайска; обязать администрацию г. Катайска принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения жителей указанных частей города Катайска путем прокладки водопровода и установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м.

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Катайского района из прокуратуры Курганской области поступило обращение ФИО1, проживающей по ул. Калинина в г. Катайске о нарушении ее жилищных прав в части ненадлежащего обеспечения водоснабжением. В ходе прокурорской проверки установлено, что централизованным водоснабжением не обеспечены жители указанных в иске частей г. Катайска: отсутствуют в достаточном количестве водоразборные колонки на указанных улицах, которые расположены по адресам: ..., на расстоянии свыше 100 м., и не обеспечивают повсеместного водоснабжения населения отмеченных в иске улиц. К примеру, расстояние от ул. Калинина до ближайшей водоразборной колонки по прямой составляет свыше 645 м., а от большинства домов, расположенных на указанной улице до ближайшей водоразборной колонки, данное расстояние превышает 1 км. Аналогичная ситуация с водоснабжением жителей других улиц. Организацией, обеспечивающей водоснабжение на территории г. Катайска, является ООО «Водоканал», которому администрация г. Катайска на основании договора аренды муниципального имущества без проведения торгов от 29.08.2020 во владение и пользование передано муниципальное имущество, в числе которого и водонапорные, водопроводные сети, скважины и оборудование. По факту ненадлежащего водоснабжения населения г. Катайска прокуратурой Катайского района вносились представления ООО «Водоканал» и его учредителю администрации г. Катайска об устранении нарушений. До настоящего времени нарушения закона не устранены, надлежащее водоснабжение населения города не организовано и не обеспечено. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 6 Устава города Катайска к вопросам местного значения относится организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно п. 11.19 «СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*», утвержденного приказом Минстроя России от 27.12.2021 № 1016/пр, радиус действия водоразборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водоразборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м. с уклоном 0,1 м. от колонки (л. д. 4-8 т. 1).

Определением суда от 02.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее - ООО «Водоканал»), исключенное из числа третьих лиц (л. д. 169-170 т. 1).

09.03.2023 прокурор Катайского района представил уточненное исковое заявление, согласно которому требования и их обоснование не изменены, лишь включено в качестве соответчика ООО «Водоканал» (л. д. 175-179 т. 1).

Определением суда от 22.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Катайского района Курганской области (далее – администрация Катайского района), исключенная из числа третьих лиц (л. д. 221-222 т. 1).

03.05.2023 от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление, согласно которому требование о признании бездействия незаконным истцом не поддерживается. Заявлены требования об обязании администрации Катайского района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения жителей указанных в первоначальном иске частей города Катайска путем установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м. от домов; обязании администрации города Катайска передать межбюджетные трансферты администрации Катайского района для исполнения полномочий по организации водоснабжения жителей западной и северной частей города Катайска.

Предъявление требования к администрации Катайского района мотивировано тем, что по соглашению, заключенному между администрацией города Катайска и администрацией Катайского района о передаче полномочий, на администрацию Катайского района возложена обязанность по организации водоснабжения и водоотведения на территории города Катайска. В рамках соглашения администрация города Катайска обязана передать межбюджетные трансферты администрации Катайского района для выполнения обязанностей по организации водоснабжения на территории города Катайска. Указанные органы местного самоуправления надлежащим образом не исполняют обязанности по организации водоснабжения (л. д. 12-14 т. 2).

Протокольным определением от 03.05.2023 ООО «Водоканал» выведено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица (л. д. 53-58 т. 2).

В уточненном исковом заявлении от 16.05.2023 прокурор увеличил срок для исполнения решения суда администрацией Катайского района – в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Увеличил требования к администрации города Катайска: просил при недостаточности средств межбюджетных трансфертов, предоставленных администрацией города Катайска для исполнения полномочий по организации водоснабжения жителей указанных частей города Катайска, возложить обязанность по обеспечению водоснабжения на администрацию города Катайска (л. д. 64-69 т. 2).

23.05.2023 прокурор вновь представил уточненное исковое заявление, уточнив требование пункта 3, а именно: при недостаточности средств межбюджетных трансфертов, предоставленных администрации Катайского района, возложить обязанность по обеспечению централизованным водоснабжением жителей западной и северной частей города Катайска указанных улиц путем установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от домов указанных частей города на администрацию города Катайска (л. д. 116-118 т. 2).

В судебном заседании прокурор Федотова К. А. поддержала уточненные исковые требования, настаивала на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель ответчиков администрации города Катайска, администрации Катайского района, третьего лица ООО «Водоканал» Пехота К. А., действующий на основании доверенностей соответственно от 20.01.2023, от 10.01.2023, от 27.01.2023 (л. д. 106, 107, 108 т. 1), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предъявленных к администрации Катайского района по доводам, изложенным в отзывах, суду пояснил дополнительно, что межбюджетных трансфертов, которые обязана передать администрация города Катайска, недостаточно для обеспечения водоснабжения жителей частей города Катайска, указанных в исковом заявлении, поэтому обязанность по обеспечению водоснабжением населения должна быть возложена на администрацию города Катайска.

В отзывах, представленных суду 14.02.2023, 29.03.2023, указано, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению. Требование о признании бездействия незаконным подлежит рассмотрению в порядке административного производства, а не в порядке гражданского судопроизводства, поскольку ГПК РФ не предусматривает возможности рассмотрения дел об оспаривании бездействия органов местного самоуправления. Возложение обязанности принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения населения каким-либо конкретным способом (путем прокладки водопровода и установки водозаборных колонок) препятствует решению вопроса местного значения органом местного самоуправления, поскольку достоверно неизвестно о технической возможности и экономической целесообразности применения данного способа обеспечения населения водой. Определить возможность организовать водоснабжение на указанных территориях без проведения геологических, геодезических изысканий, без разработки проектной документации невозможно, поскольку отсутствует информация о наличии либо отсутствии подземных вод под территориями города. Кроме того, прокурор в нарушение ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в то время как основанием проведения проверки и обращения в суд явилось обращение конкретного лица – ФИО1 Поэтому удовлетворению подлежат лишь исковые требования о принятии мер, направленных на водоснабжение ФИО1 Обращение прокурора с иском в интересах населения западной и северной частей города Катайска должным образом не аргументировано и не обоснованно, поскольку не содержит информации об обращениях иных граждан. Требования, предъявленные к администрации Катайского района являются необоснованными, поскольку Соглашение о передаче полномочий, заключенное между администрацией города Катайска и администрацией Катайского района 04.03.2022, имеет срочный характер, заключено до 31.12.2024, а предположительный срок исполнения исковых требований выходит далеко за рамки срока Соглашения о передаче полномочий. Ранее Катайским районным судом неоднократно принимались решения по искам прокурора к администрации города Катайска об обязании произвести определенные действия по вопросам местного значения, которые также переданы по соглашениям администрации Катайского района. Также надзорным органом акты прокурорского реагирования по фактам неисполнения обязанностей в рамках переданных полномочий вносятся администрации города Катайска, а не администрации Катайского района (л. д. 103-105, 227 т. 1).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно положениям части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение определенных целей, в том числе: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; иные полномочия, установленные Законом.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под холодным водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.

Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), в соответствии подпунктом «а» пункта 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

При этом, согласно подпункту «в» пункта 3 указанных Правил и приложению № 1 к ним, предоставление потребителю коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 (8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения).

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом на основании материалов прокурорской проверки, проведенной по обращению ФИО1, установлено, что водоснабжение населения города Катайска, проживающего на улицах Л. Чайкиной, Береговая, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, переулке Октябрят, улице Западная до дома № 19, улице Ленина до дома 144, улицах Горького, Ватутина, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л. Толстого, Князева не осуществляется по причине отсутствия сетей центрального водоснабжения, что подтверждается информацией администрации города Катайска от 02.02.2023 и ООО «Водоканал» от 30.01.2023, которое создано органом местного самоуправления администрацией города Катайска для непосредственного выполнения мероприятий по обеспечению населения муниципального образования водоснабжением, и наделенного им статусом гарантирующей организации на территории города Катайска в сфере водоснабжения и водоотведения (л. д. 9, 10-11, 12, 13-19, 20, 28, 83-85, 165-166 т. 1, л. д. 34-39 т. 2).

Иных источников водоснабжения на вышеуказанных улицах также не имеется, как и не осуществляется населению подвоз воды, что не оспаривается в судебном заседании.

Из информации администрации Катайского района от 26.12.2022 следует, что система водоснабжения в городе Катайске включает в себя водоразборные колонки, водозаборные скважины и сети водоснабжения. Централизованная система водоснабжения охватывает всю территорию города Катайска за исключением западной и северной частей города от р. Катайка (улицы Западная, Л. Чайкиной, Ленина, Береговая, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, пер. Октябрят). Водоснабжение указанных частей осуществляется из личных водозаборных скважин на территориях частных домовладений (л. д. 26 т. 1).

На запрос прокурора Катайского района ООО «Водоканал» в письме от 13.03.2023 сообщило, что обеспечение централизованным водоснабжением северной и западной частей города Катайска возможно только при бурении артезианских скважин и организации новых водозаборов. У предприятия не имеется возможности обеспечить население указанных частей города в достаточном количестве нецентрализованным водоснабжением (л. д. 217 т. 1).

Водонапорные и канализационные сети на территории города Катайска являются муниципальной собственностью города, что подтверждается соответствующими решениями и постановлениями о включении объектов в реестр муниципальной собственности и свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН (л. д. 29-32, 33-45, 46, 47, 48, 49-56, 57, 109-147 т. 1) и не оспаривается сторонами спора.

Пунктом 11.19 Санитарных правил 31.13330.2021 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных приказом Минстроя России от 27.12.2021 № 1016/пр, установлено, что радиус действия водоразборной колонки следует принимать не более 100 м.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 Устава города Катайска организация в границах города Катайска водоснабжения населения относится к вопросам местного значения города Катайска, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л. д. 58-79 т. 1).

Пунктом 4 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

В соответствии с указанными нормами и на основании решения Катайской районной Думы от 11.02.2022 № 169 «О принятии Администрацией Катайского района Курганской области от Администрации города Катайска полномочий по организации в границах города Катайска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации» между указанными органами самоуправления 04.03.2022 заключено соответствующее Соглашение, согласно которому городское поселение в полном объёме передало, а муниципальный район принял полномочия по решению вопросов местного значения городского поселения по организации в границах города Катайска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно пунктам 2.1, 3.1, 3.3 Соглашения осуществление муниципальным районом полномочий по решению указанных вопросов финансируется за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений. При этом в обязанности городского поселения входит обеспечение передачи, а в обязанности муниципального района обеспечение принятия и целевого расходования указанных трансфертов, а также документации и необходимой информации. В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения оно заключается при условии утверждения межбюджетных трансфертов на соответствующий финансовый год и последующий плановый год, и вступает в силу с даты его подписания и действует до 31.12.2024 включительно (л. д. 211-215 т. 1).

Согласно решению Катайской районной Думы № 290 от 15.12.2022 «О районном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и приложения № 5, решению Катайской городской Думы № 142 от 30.11.2022 и приложению № 4, а также информации администрации города Катайска от 26.04.2023 в бюджете г. Катайска заложены денежные средства на коммунальное хозяйство в 2023 г. – 1650 тыс. руб., в 2024 г. – 6962 тыс. руб., в 2025 г. – 4109,7 тыс. руб., межбюджетные трансферты на коммунальное хозяйство в 2023 г. – 1000 тыс. руб., которые администрации Катайского района не перечислялись. Межбюджетные трансферты на 2022 г., 2024-2025 гг. - не предусматривались (л. д. 210, 216 т. 1, л. д. 11, 40, 72-103, 104-113 т. 2).

Передача органом местного самоуправления городского поселения части своих полномочий органу местного самоуправления муниципального района является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому городское поселение передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование муниципальному району, а последний реализует такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.

При этом названное двустороннее соглашение не освобождает администрацию города Катайска от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий в сфере водоснабжения, отнесенных частью 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского поселения, а также от исполнения своих обязательств в соответствии с заключенными соглашениями по предоставлению соответствующего финансирования, осуществлению надлежащего контроля за исполнением таких полномочий.

Учитывая, что на территории города Катайска имеется централизованная система водоснабжения, однако, на улицах города, указанных в исковом заявлении отсутствует какая-либо (централизованная или нецентрализованная) система водоснабжения, в том числе источники питьевого водоснабжения, суд приходит к выводу о несоблюдении обоими ответчиками общего принципа государственной политики в сфере водоснабжения об обеспечении равных условий доступа абонентов к водоснабжению, что повлекло нарушение прав граждан, проживающих на указанных улицах, на благоприятную среду обитания и нормальные условия существования.

Учитывая, что администрация Катайского района по вышеуказанному Соглашению от 04.03.2022 осуществляет полномочия, в том числе: по вопросам организации водоснабжения на территории города Катайска только в пределах межбюджетных трансфертов, которые должна передать администрация города Катайска, а также то, что межбюджетные трансферты на коммунальное хозяйство на 2024 г. в бюджет муниципального образования города Катайска не заложены, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию Катайского района по обеспечению централизованным водоснабжением указанных улиц в пределах переданных администрацией города Катайска межбюджетных трансфертов, возложении обязанности на администрацию города Катайска передать межбюджетные трансферты администрации Катайского района, а при недостаточности перечисленных межбюджетных трансфертов для исполнения администрацией Катайского района вышеуказанной обязанности возложить обязанность по обеспечению централизованным водоснабжением жителей указанных улиц на администрацию города Катайска.

Доводы представителя ответчиков и третьего лица о том, что прокурор Катайского района не имел права обращаться с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, так как было только одно обращение ФИО1, судом не принимаются во внимание, поскольку закрепленное в статье 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления право населения и (или) органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе посредством проведения общественных обсуждений об обеспечении водоснабжением, не может ограничивать предусмотренное статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право прокурора по обращению в суд с иском в случае необходимости защиты интересов неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ответчиков и третьего лица о том, что при отсутствии сведений о технической возможности использовать указанный в исковом заявлении способ может привести к невозможности исполнения решения суда, судом признаются не состоятельными. Из информации от 13.03.2023, представленной ООО «Водоканал» на запрос прокурора Катайского района, следует, что обеспечение централизованным водоснабжением жителей северной и западной частей города Катайска возможно путем бурения скважин и организации новых водозаборов. Доказательств, опровергающих указанную информацию, в судебное заседание не представлено.

Кроме того, при исполнении решения суда, если будет установлено, что невозможно исполнить данное решение указанным способом, то ответчики в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

Доводы представителя ответчиков и третьего лица об экономической нецелесообразности организации централизованного водоснабжениянаселения на указанных в исковом заявлении улицах города Катайска, судом не принимаются во внимание, поскольку не влияют на обязанность местного органа самоуправления по организации водоснабжения в пределах указанных частей города Катайска.

Доводы представителя ответчиков и третьего лица о том, что сумма межбюджетных трансфертов, запланированная на 2023 год, не достаточна для обеспечения водоснабжением населения указанных улиц, поэтому обязанность по обеспечению водоснабжением должна быть возложена только на администрацию города Катайска, судом признаются несостоятельными, поскольку полномочие по вопросам водоснабжения переданы администрации Катайского района, при недостаточности межбюджетных трансфертов администрацией города Катайска могут быть выделены дополнительные межбюджетные трансферты.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

С учетом характера допущенного ответчиками нарушения, социальной значимости установленной обязанности, необходимости предварительной подготовки производства работ суд определяет срок исполнения настоящего решения один год с момента вступления решения суда в законную силу.

Дополнительно судом разъясняется, что в случае недостаточности срока для исполнения требований ответчики не лишены права обратиться с соответствующим заявлением в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Катайского района к администрации города Катайска Курганской области, администрации Катайского района Курганской области об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать администрацию Катайского района Курганской области в пределах средств межбюджетных трансфертов, переданных администрацией города Катайска, принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения жителей западной (улицам Л.Чайкиной, Береговой, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, пер Октябрят, улиц Западной до дома 19, Ленина до дома № 144) и северной (улицам Горького, Ватутина, Малышева, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л.Толстого, Князева) частей г. Катайска обеспечением централизованного водоснабжения путем установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м. от домов в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию города Катайска Курганской области передать межбюджетные трансферты администрации Катайского района Курганской области для исполнения полномочий по организации водоснабжения жителей западной (улицам Л. Чайкиной, Береговой, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, пер Октябрят, улиц Западной до дома 19, Ленина до дома № 144) и северной (улицам Горького, Ватутина, Малышева, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л.Толстого, Князева) частей г. Катайска.

При недостаточности средств межбюджетных трансфертов, предоставленных администрации Катайского района Курганской области, обязать администрацию города Катайска Курганской области обеспечить централизованным водоснабжением жителей западной (улицам Л.Чайкиной, Береговой, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, пер Октябрят, улиц Западной до дома 19, Ленина до дома № 144) и северной (улицам Горького, Ватутина, Малышева, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л.Толстого, Князева) частей г. Катайска путем установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м. от домов в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Таланкиной А. С.

с участием помощника прокурора Катайского района Федотовой К. А.,

представителя ответчиков администрации города Катайска Курганской области, администрации Катайского района Курганской области, представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» Пехоты К. А.

рассмотрел в открытом судебном заседании 23 мая 2023 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-131/2023 по исковому заявлению прокурора Катайского района к администрации города Катайска Курганской области, администрации Катайского района Курганской области об обязании совершить определенные действия,

установил:

06.02.2023 прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Катайска Курганской области (далее – администрация города Катайска) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятия мер по обеспечению водоснабжением жителей западной (ул. Западная до дома 19, Л. Чайкиной, Ленина до дома 144, Береговая, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, пер. Октябрят) и северной (ул. Горького, Ватутина, Малышева, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л. Толстого, Князева) частей г. Катайска; обязать администрацию г. Катайска принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения жителей указанных частей города Катайска путем прокладки водопровода и установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м.

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Катайского района из прокуратуры Курганской области поступило обращение ФИО1, проживающей по ул. Калинина в г. Катайске о нарушении ее жилищных прав в части ненадлежащего обеспечения водоснабжением. В ходе прокурорской проверки установлено, что централизованным водоснабжением не обеспечены жители указанных в иске частей г. Катайска: отсутствуют в достаточном количестве водоразборные колонки на указанных улицах, которые расположены по адресам: ..., на расстоянии свыше 100 м., и не обеспечивают повсеместного водоснабжения населения отмеченных в иске улиц. К примеру, расстояние от ул. Калинина до ближайшей водоразборной колонки по прямой составляет свыше 645 м., а от большинства домов, расположенных на указанной улице до ближайшей водоразборной колонки, данное расстояние превышает 1 км. Аналогичная ситуация с водоснабжением жителей других улиц. Организацией, обеспечивающей водоснабжение на территории г. Катайска, является ООО «Водоканал», которому администрация г. Катайска на основании договора аренды муниципального имущества без проведения торгов от 29.08.2020 во владение и пользование передано муниципальное имущество, в числе которого и водонапорные, водопроводные сети, скважины и оборудование. По факту ненадлежащего водоснабжения населения г. Катайска прокуратурой Катайского района вносились представления ООО «Водоканал» и его учредителю администрации г. Катайска об устранении нарушений. До настоящего времени нарушения закона не устранены, надлежащее водоснабжение населения города не организовано и не обеспечено. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 6 Устава города Катайска к вопросам местного значения относится организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно п. 11.19 «СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*», утвержденного приказом Минстроя России от 27.12.2021 № 1016/пр, радиус действия водоразборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водоразборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м. с уклоном 0,1 м. от колонки (л. д. 4-8 т. 1).

Определением суда от 02.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее - ООО «Водоканал»), исключенное из числа третьих лиц (л. д. 169-170 т. 1).

09.03.2023 прокурор Катайского района представил уточненное исковое заявление, согласно которому требования и их обоснование не изменены, лишь включено в качестве соответчика ООО «Водоканал» (л. д. 175-179 т. 1).

Определением суда от 22.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Катайского района Курганской области (далее – администрация Катайского района), исключенная из числа третьих лиц (л. д. 221-222 т. 1).

03.05.2023 от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление, согласно которому требование о признании бездействия незаконным истцом не поддерживается. Заявлены требования об обязании администрации Катайского района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения жителей указанных в первоначальном иске частей города Катайска путем установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м. от домов; обязании администрации города Катайска передать межбюджетные трансферты администрации Катайского района для исполнения полномочий по организации водоснабжения жителей западной и северной частей города Катайска.

Предъявление требования к администрации Катайского района мотивировано тем, что по соглашению, заключенному между администрацией города Катайска и администрацией Катайского района о передаче полномочий, на администрацию Катайского района возложена обязанность по организации водоснабжения и водоотведения на территории города Катайска. В рамках соглашения администрация города Катайска обязана передать межбюджетные трансферты администрации Катайского района для выполнения обязанностей по организации водоснабжения на территории города Катайска. Указанные органы местного самоуправления надлежащим образом не исполняют обязанности по организации водоснабжения (л. д. 12-14 т. 2).

Протокольным определением от 03.05.2023 ООО «Водоканал» выведено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица (л. д. 53-58 т. 2).

В уточненном исковом заявлении от 16.05.2023 прокурор увеличил срок для исполнения решения суда администрацией Катайского района – в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Увеличил требования к администрации города Катайска: просил при недостаточности средств межбюджетных трансфертов, предоставленных администрацией города Катайска для исполнения полномочий по организации водоснабжения жителей указанных частей города Катайска, возложить обязанность по обеспечению водоснабжения на администрацию города Катайска (л. д. 64-69 т. 2).

23.05.2023 прокурор вновь представил уточненное исковое заявление, уточнив требование пункта 3, а именно: при недостаточности средств межбюджетных трансфертов, предоставленных администрации Катайского района, возложить обязанность по обеспечению централизованным водоснабжением жителей западной и северной частей города Катайска указанных улиц путем установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от домов указанных частей города на администрацию города Катайска (л. д. 116-118 т. 2).

В судебном заседании прокурор Федотова К. А. поддержала уточненные исковые требования, настаивала на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель ответчиков администрации города Катайска, администрации Катайского района, третьего лица ООО «Водоканал» Пехота К. А., действующий на основании доверенностей соответственно от 20.01.2023, от 10.01.2023, от 27.01.2023 (л. д. 106, 107, 108 т. 1), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предъявленных к администрации Катайского района по доводам, изложенным в отзывах, суду пояснил дополнительно, что межбюджетных трансфертов, которые обязана передать администрация города Катайска, недостаточно для обеспечения водоснабжения жителей частей города Катайска, указанных в исковом заявлении, поэтому обязанность по обеспечению водоснабжением населения должна быть возложена на администрацию города Катайска.

В отзывах, представленных суду 14.02.2023, 29.03.2023, указано, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению. Требование о признании бездействия незаконным подлежит рассмотрению в порядке административного производства, а не в порядке гражданского судопроизводства, поскольку ГПК РФ не предусматривает возможности рассмотрения дел об оспаривании бездействия органов местного самоуправления. Возложение обязанности принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения населения каким-либо конкретным способом (путем прокладки водопровода и установки водозаборных колонок) препятствует решению вопроса местного значения органом местного самоуправления, поскольку достоверно неизвестно о технической возможности и экономической целесообразности применения данного способа обеспечения населения водой. Определить возможность организовать водоснабжение на указанных территориях без проведения геологических, геодезических изысканий, без разработки проектной документации невозможно, поскольку отсутствует информация о наличии либо отсутствии подземных вод под территориями города. Кроме того, прокурор в нарушение ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в то время как основанием проведения проверки и обращения в суд явилось обращение конкретного лица – ФИО1 Поэтому удовлетворению подлежат лишь исковые требования о принятии мер, направленных на водоснабжение ФИО1 Обращение прокурора с иском в интересах населения западной и северной частей города Катайска должным образом не аргументировано и не обоснованно, поскольку не содержит информации об обращениях иных граждан. Требования, предъявленные к администрации Катайского района являются необоснованными, поскольку Соглашение о передаче полномочий, заключенное между администрацией города Катайска и администрацией Катайского района 04.03.2022, имеет срочный характер, заключено до 31.12.2024, а предположительный срок исполнения исковых требований выходит далеко за рамки срока Соглашения о передаче полномочий. Ранее Катайским районным судом неоднократно принимались решения по искам прокурора к администрации города Катайска об обязании произвести определенные действия по вопросам местного значения, которые также переданы по соглашениям администрации Катайского района. Также надзорным органом акты прокурорского реагирования по фактам неисполнения обязанностей в рамках переданных полномочий вносятся администрации города Катайска, а не администрации Катайского района (л. д. 103-105, 227 т. 1).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно положениям части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение определенных целей, в том числе: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; иные полномочия, установленные Законом.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под холодным водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.

Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), в соответствии подпунктом «а» пункта 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

При этом, согласно подпункту «в» пункта 3 указанных Правил и приложению № 1 к ним, предоставление потребителю коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 (8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения).

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом на основании материалов прокурорской проверки, проведенной по обращению ФИО1, установлено, что водоснабжение населения города Катайска, проживающего на улицах Л. Чайкиной, Береговая, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, переулке Октябрят, улице Западная до дома № 19, улице Ленина до дома 144, улицах Горького, Ватутина, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л. Толстого, Князева не осуществляется по причине отсутствия сетей центрального водоснабжения, что подтверждается информацией администрации города Катайска от 02.02.2023 и ООО «Водоканал» от 30.01.2023, которое создано органом местного самоуправления администрацией города Катайска для непосредственного выполнения мероприятий по обеспечению населения муниципального образования водоснабжением, и наделенного им статусом гарантирующей организации на территории города Катайска в сфере водоснабжения и водоотведения (л. д. 9, 10-11, 12, 13-19, 20, 28, 83-85, 165-166 т. 1, л. д. 34-39 т. 2).

Иных источников водоснабжения на вышеуказанных улицах также не имеется, как и не осуществляется населению подвоз воды, что не оспаривается в судебном заседании.

Из информации администрации Катайского района от 26.12.2022 следует, что система водоснабжения в городе Катайске включает в себя водоразборные колонки, водозаборные скважины и сети водоснабжения. Централизованная система водоснабжения охватывает всю территорию города Катайска за исключением западной и северной частей города от р. Катайка (улицы Западная, Л. Чайкиной, Ленина, Береговая, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, пер. Октябрят). Водоснабжение указанных частей осуществляется из личных водозаборных скважин на территориях частных домовладений (л. д. 26 т. 1).

На запрос прокурора Катайского района ООО «Водоканал» в письме от 13.03.2023 сообщило, что обеспечение централизованным водоснабжением северной и западной частей города Катайска возможно только при бурении артезианских скважин и организации новых водозаборов. У предприятия не имеется возможности обеспечить население указанных частей города в достаточном количестве нецентрализованным водоснабжением (л. д. 217 т. 1).

Водонапорные и канализационные сети на территории города Катайска являются муниципальной собственностью города, что подтверждается соответствующими решениями и постановлениями о включении объектов в реестр муниципальной собственности и свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН (л. д. 29-32, 33-45, 46, 47, 48, 49-56, 57, 109-147 т. 1) и не оспаривается сторонами спора.

Пунктом 11.19 Санитарных правил 31.13330.2021 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных приказом Минстроя России от 27.12.2021 № 1016/пр, установлено, что радиус действия водоразборной колонки следует принимать не более 100 м.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 Устава города Катайска организация в границах города Катайска водоснабжения населения относится к вопросам местного значения города Катайска, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л. д. 58-79 т. 1).

Пунктом 4 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

В соответствии с указанными нормами и на основании решения Катайской районной Думы от 11.02.2022 № 169 «О принятии Администрацией Катайского района Курганской области от Администрации города Катайска полномочий по организации в границах города Катайска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации» между указанными органами самоуправления 04.03.2022 заключено соответствующее Соглашение, согласно которому городское поселение в полном объёме передало, а муниципальный район принял полномочия по решению вопросов местного значения городского поселения по организации в границах города Катайска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно пунктам 2.1, 3.1, 3.3 Соглашения осуществление муниципальным районом полномочий по решению указанных вопросов финансируется за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений. При этом в обязанности городского поселения входит обеспечение передачи, а в обязанности муниципального района обеспечение принятия и целевого расходования указанных трансфертов, а также документации и необходимой информации. В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения оно заключается при условии утверждения межбюджетных трансфертов на соответствующий финансовый год и последующий плановый год, и вступает в силу с даты его подписания и действует до 31.12.2024 включительно (л. д. 211-215 т. 1).

Согласно решению Катайской районной Думы № 290 от 15.12.2022 «О районном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и приложения № 5, решению Катайской городской Думы № 142 от 30.11.2022 и приложению № 4, а также информации администрации города Катайска от 26.04.2023 в бюджете г. Катайска заложены денежные средства на коммунальное хозяйство в 2023 г. – 1650 тыс. руб., в 2024 г. – 6962 тыс. руб., в 2025 г. – 4109,7 тыс. руб., межбюджетные трансферты на коммунальное хозяйство в 2023 г. – 1000 тыс. руб., которые администрации Катайского района не перечислялись. Межбюджетные трансферты на 2022 г., 2024-2025 гг. - не предусматривались (л. д. 210, 216 т. 1, л. д. 11, 40, 72-103, 104-113 т. 2).

Передача органом местного самоуправления городского поселения части своих полномочий органу местного самоуправления муниципального района является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому городское поселение передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование муниципальному району, а последний реализует такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.

При этом названное двустороннее соглашение не освобождает администрацию города Катайска от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий в сфере водоснабжения, отнесенных частью 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского поселения, а также от исполнения своих обязательств в соответствии с заключенными соглашениями по предоставлению соответствующего финансирования, осуществлению надлежащего контроля за исполнением таких полномочий.

Учитывая, что на территории города Катайска имеется централизованная система водоснабжения, однако, на улицах города, указанных в исковом заявлении отсутствует какая-либо (централизованная или нецентрализованная) система водоснабжения, в том числе источники питьевого водоснабжения, суд приходит к выводу о несоблюдении обоими ответчиками общего принципа государственной политики в сфере водоснабжения об обеспечении равных условий доступа абонентов к водоснабжению, что повлекло нарушение прав граждан, проживающих на указанных улицах, на благоприятную среду обитания и нормальные условия существования.

Учитывая, что администрация Катайского района по вышеуказанному Соглашению от 04.03.2022 осуществляет полномочия, в том числе: по вопросам организации водоснабжения на территории города Катайска только в пределах межбюджетных трансфертов, которые должна передать администрация города Катайска, а также то, что межбюджетные трансферты на коммунальное хозяйство на 2024 г. в бюджет муниципального образования города Катайска не заложены, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию Катайского района по обеспечению централизованным водоснабжением указанных улиц в пределах переданных администрацией города Катайска межбюджетных трансфертов, возложении обязанности на администрацию города Катайска передать межбюджетные трансферты администрации Катайского района, а при недостаточности перечисленных межбюджетных трансфертов для исполнения администрацией Катайского района вышеуказанной обязанности возложить обязанность по обеспечению централизованным водоснабжением жителей указанных улиц на администрацию города Катайска.

Доводы представителя ответчиков и третьего лица о том, что прокурор Катайского района не имел права обращаться с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, так как было только одно обращение ФИО1, судом не принимаются во внимание, поскольку закрепленное в статье 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления право населения и (или) органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе посредством проведения общественных обсуждений об обеспечении водоснабжением, не может ограничивать предусмотренное статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право прокурора по обращению в суд с иском в случае необходимости защиты интересов неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ответчиков и третьего лица о том, что при отсутствии сведений о технической возможности использовать указанный в исковом заявлении способ может привести к невозможности исполнения решения суда, судом признаются не состоятельными. Из информации от 13.03.2023, представленной ООО «Водоканал» на запрос прокурора Катайского района, следует, что обеспечение централизованным водоснабжением жителей северной и западной частей города Катайска возможно путем бурения скважин и организации новых водозаборов. Доказательств, опровергающих указанную информацию, в судебное заседание не представлено.

Кроме того, при исполнении решения суда, если будет установлено, что невозможно исполнить данное решение указанным способом, то ответчики в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

Доводы представителя ответчиков и третьего лица об экономической нецелесообразности организации централизованного водоснабжениянаселения на указанных в исковом заявлении улицах города Катайска, судом не принимаются во внимание, поскольку не влияют на обязанность местного органа самоуправления по организации водоснабжения в пределах указанных частей города Катайска.

Доводы представителя ответчиков и третьего лица о том, что сумма межбюджетных трансфертов, запланированная на 2023 год, не достаточна для обеспечения водоснабжением населения указанных улиц, поэтому обязанность по обеспечению водоснабжением должна быть возложена только на администрацию города Катайска, судом признаются несостоятельными, поскольку полномочие по вопросам водоснабжения переданы администрации Катайского района, при недостаточности межбюджетных трансфертов администрацией города Катайска могут быть выделены дополнительные межбюджетные трансферты.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

С учетом характера допущенного ответчиками нарушения, социальной значимости установленной обязанности, необходимости предварительной подготовки производства работ суд определяет срок исполнения настоящего решения один год с момента вступления решения суда в законную силу.

Дополнительно судом разъясняется, что в случае недостаточности срока для исполнения требований ответчики не лишены права обратиться с соответствующим заявлением в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Катайского района к администрации города Катайска Курганской области, администрации Катайского района Курганской области об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать администрацию Катайского района Курганской области в пределах средств межбюджетных трансфертов, переданных администрацией города Катайска, принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения жителей западной (улицам Л.Чайкиной, Береговой, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, пер Октябрят, улиц Западной до дома 19, Ленина до дома № 144) и северной (улицам Горького, Ватутина, Малышева, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л.Толстого, Князева) частей г. Катайска обеспечением централизованного водоснабжения путем установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м. от домов в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию города Катайска Курганской области передать межбюджетные трансферты администрации Катайского района Курганской области для исполнения полномочий по организации водоснабжения жителей западной (улицам Л. Чайкиной, Береговой, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, пер Октябрят, улиц Западной до дома 19, Ленина до дома № 144) и северной (улицам Горького, Ватутина, Малышева, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л.Толстого, Князева) частей г. Катайска.

При недостаточности средств межбюджетных трансфертов, предоставленных администрации Катайского района Курганской области, обязать администрацию города Катайска Курганской области обеспечить централизованным водоснабжением жителей западной (улицам Л.Чайкиной, Береговой, Голикова, Пролетарская, Малышева, Калинина, Маяковского, Островского, Герцена, Тополиная, Дудина, Ватагина, пер Октябрят, улиц Западной до дома 19, Ленина до дома № 144) и северной (улицам Горького, Ватутина, Малышева, 8-ое Марта, Калинина, Красноармейская, Л.Толстого, Князева) частей г. Катайска путем установки водоразборных колонок в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м. от домов в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023 года.

2-131/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Катайского района
Ответчики
Администрация Катайского района
Администрация города Катайска Курганской области
Другие
ООО "Водоканал"
Суд
Катайский районный суд Курганской области
Судья
Бутакова О.А.
Дело на сайте суда
kataysky.krg.sudrf.ru
06.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2023Передача материалов судье
07.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Подготовка дела (собеседование)
22.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.03.2023Предварительное судебное заседание
02.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2023Подготовка дела (собеседование)
09.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.03.2023Предварительное судебное заседание
29.03.2023Подготовка дела (собеседование)
29.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.04.2023Предварительное судебное заседание
27.04.2023Предварительное судебное заседание
03.05.2023Предварительное судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее