Дело № 2-1251/2022 <данные изъяты>
УИД 74RS0037-01-2022-001230-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2022 года город Сатка
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Патраковой Е.Б.,
при секретаре Горшковой М.А.
с участием прокурора Уткиной О.А.
представителей третьих лиц Машковой А.Н., Цуриковой Ю.Е..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саткинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Саткинского муниципального района о понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Саткинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Саткинского муниципального района о возложении обязанности обустроить систему водоотвода для приема дренажных вод и поверхностного стока на всей протяженности <адрес>, провести капитальный ремонт водовода холодного водоснабжения по <адрес>, за исключением участка сети от ПГ-125 по <адрес> до ВК-18 возле <адрес>.
В обоснование исковых требований указывает, что городской прокуратурой проведена проверка по обращениям жителей <адрес> о систематическом затоплении улично-дорожной сети, невозможности прохода и проезда, в ходе проверки была установлена необходимость проведения вышеуказанных работ, обязанность проведения которых лежит на администрации Саткинского муниципального района, так как сеть водоводов находится в муниципальной собственности.
В судебном заседании помощник прокурора Уткина О.А. на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Саткинского муниципального района в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, причины не явки не сообщили.
Представители третьих лиц - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Саткинского муниципального района, МКУ «Городское управление ЖКХ Саткинского муниципального района» в судебное заседание не явились. О дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, причины не явки не сообщили.
Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Управление по благоустройству Саткинского муниципального района» Машкова А.Н., в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что необходимо составить комплексный проект на обустройство системы водоотвода для приема дренажных вод и проведение капитального ремонта водовода холодного водоснабжения, после утверждения проекта, проведение таких работ может производится только в летний период, необходимо установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица АО «Энергостистемы» - Цурикова Ю.Е. в судебном заседании также считает, требования прокурора обоснованными.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее но тексту - Закон № 131) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 14 Закона № 131 предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочих, организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее но тексту - ФЗ № 416) закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоотведения являются: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение: обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 964-ир утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 1.06.15-85» «Инженерная зашита территорий от затопления и подтопления», в соответствии с пунктами 4.1, 4.1.1. 4.8 и 4.9 которого при проектировании инженерной защиты территорий от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территорий населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских производственно-технических объектов и коммунальных объектов, зон отдыха и других территориальных систем и отдельных сооружений. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения.
Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 1.06.15-85» «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления» подтопление определено как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных (раздел 3).
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, ежегодно в администрацию Саткинского муниципального района от граждан поступают обращения по вопросу затопления и образования наледи по <адрес> и <адрес>, затруднённого проезда и прохода по улично-дорожной сети.
В частности ДД.ММ.ГГГГ в администрации Саткинского муниципального района зарегистрировано обращение ФИО по вопросу затопления <адрес> водами (участок местности на пересечении с <адрес>). Согласно доводам заявителя, проблема с затоплением улично-дорожной сети существует с 2018 года. Из ответа администрации Саткинского муниципального района на обращение заявителя следует, что существующий дренаж, предназначенный для отвода вод, не функционирует (имеет отклонения по глубине и ширине, зарос насаждениями), проведены работы по обустройству ливневого водоотвода вдоль <адрес>, вопрос с затоплением улицы поставлен на контроль ( л.д.12).
В декабре 2020 года в администрацию Саткинского муниципального района вновь поступила информация («инцидент») об образовании наледи на участке пересечения <адрес> и <адрес>.( л.д.14) В ходе работы с поступившей информацией установлено, что на территории земельного участка близи <адрес> обустроен котлован, где скапливаются грунтовые и талые воды. В процессе заполнения котлована воды сочатся на проезжую часть, где в последующем образуется наледь ( л.д.15-17).
Обследованием, проведенным ДД.ММ.ГГГГ городской прокуратурой совместно со специалистом дорожного надзора ОГИБДД О.МВД России по <адрес> установлено, что по всей протяженности улично-дорожной сети <адрес> система водоотвода не обустроена. Жителями <адрес> хозяйственным способом обустроены водоотводы вдоль некоторых домов, несоответствующие требованиям строительных норм и правил. На отдельных участках улично-дорожной сети воды протекают по дорожному полотну. На пересечении <адрес> и <адрес> в связи с отсутствием системы водоотвода по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется снежноледяное образование ( л.д.19).
При этом, установлено, что <адрес> имеет сильный уклон, с горной местности протекают грунтовые и талые воды, которые и являются источником систематического затопления улицы.
По факту выявленных нарушений городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление главе Саткинского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ объявлялось предостережение о недопустимости нарушения закона начальнику МКУ «Управление по благоустройству Саткинского муниципального района» ( л.д.20-23).
По результатам рассмотрения представления органом местного самоуправления обустроен дренаж для отвода сточных вод на участке <адрес>, что не позволило исключить затопление улично-дорожной сети в последующем, о чем свидетельствуют вновь поступившие обращения в городскую прокуратуру.
В настоящее время система водоотвода по <адрес> не обустроена, территория улично-дорожной сети не защищена от затопления сточными водами.
Кроме того, в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт ненадлежащего состояния трубопровода холодного водоснабжения по <адрес>.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ №-В сеть водовода по <адрес> является муниципальной собственностью Саткинского городского поселения (л.д.99).
На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ сеть водовода по <адрес> администрацией Саткинского городского поселения передана в обслуживание и эксплуатацию АО «Энергосистемы».
Во исполнение обязанности, предусмотренной п. 3.2.3 договора аренды. АО «Энергосистемы» производится текущий ремонт сети водовода по <адрес> путем замены отдельных аварийных участков.
Проведение текущего ремонта сети водовода по <адрес> не обеспечивает его безаварийную работу, объект водоснабжения требует проведения капитального ремонта.
В 2016 году произведен частичный ремонт сети водовода но <адрес>: от ПГ-125 по <адрес> до ВК -18 возле <адрес>.
Согласно сведениям, предоставленным АО «Энергосистемы», остальная протяженность сети водовода по <адрес> находится в аварийном состоянии, ее износ составляет 70-80%.
Из-за длительной эксплуатации данный водовод имеет многочисленные ржавчины, коррозии, уменьшение толщины стенок, вследствие чего происходят постоянные порывы на водоводе, которые влекут выход воды на поверхность. затопление улично-дорожной сети и образование наледи в зимний период времени.
Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ № 416 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений но организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ст. 10 ФЗ № 416 собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, также относится к вопросам местного значения городского поселения в соответствии со ст. 14 Закона № 131.
На собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 201 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1. ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производи ть за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В связи с непринятием мер к проведению капитального ремонта объекта водоснабжения городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе Саткинского муниципального района вносилось представление, по результатам рассмотрения которого в адрес АО «Энергосистемы» направлено письмо о необходимости составления дефектной ведомости на проведение капитального ремонта сети водоснабжения по <адрес>. Иных мер не принято.
Согласно решению Совета депутатов Саткинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. соглашению от ДД.ММ.ГГГГ исполнение полномочий но решению вопросов местного значения передано администрации Саткинского муниципального района.
Сложившаяся ситуация с отсутствием обустроенной системы водоотвода дренажных вод и поверхностного стока по <адрес> и ненадлежащим состоянием водовода холодного водоснабжения приводит к систематическому затоплению улично-дорожной сети, невозможности проезда и прохода граждан и транспортных средств, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом принято решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия и указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (части 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях организации капитального ремонта водовода и обустройства системы водоотвода, суд находит разумным установить, что данные работы, возможно произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Саткинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Саткинского муниципального района о понуждении к исполнению закона удовлетворить.
Обязать администрацию Саткинского муниципального района ИНН\КПП 7417002250/745701001, ОГРН 1027401063601 в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить систему водоотвода для приема дренажных вод и поверхностного стока на всей протяженности <адрес>, провести капитальный ремонт водовода холодного водоснабжения по <адрес>, за исключением участка сети от ПГ-125 по <адрес> до ВК-18 возле <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда с подачей жалобы через Саткинский городской суд.
Председательствующий (подпись) Патракова Е.Б.
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2022 года.
Верно:
Судья Е.Б. Патракова
Секретарь М.А. Горшкова