Дело № 2-622/2022
64RS0046-01-2021-014839-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Бабуриной И.Н.,
при секретаре Филатовой Д.Н.,
представителя истца (ответчика) КУИ г. Саратова Воротневой Е.А.,
представителя ответчика (истца) Алексеева В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КУИ г. Саратова к Семидотченко АА об изъятии жилого помещения, с выплатой денежного возмещения, по встречному иску Семидотченко АА к администрации МО «Город Саратов», КУИ г. Саратова о предоставлении в собственность жилого помещения
установил:
КУИ г. Саратова обратился в суд с иском к ответчику, в котором просят изъять жилое помещение, комнату площадью № кв.м, расположенную по адресу: <адрес> кадастровым номером № путем выкупа у Семидотченко А.А. с выплатой возмещения собственнику в размере 717691 руб. 59 коп., прекратить право собственности Семидотченко А.А. на вышеуказанное жилое помещение, снять с регистрационного учета Семидотченко А.А. по вышеуказанному адресу, выселить и признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на данное жилое помещение.
Свои требования истец мотивируют тем, что Семидотченко А.А. является собственником жилого помещения, комнаты площадью № кв.м, расположенной по адресу: <адрес> кадастровым номером №
На основании заключения межведомственной комиссии от 28.08.2015 г. № 112/Л многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации муниципального образования»Город Саратов» от 24.09.2015 г. № 698-р утверждены мероприятия по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Вишневая, д. 18.
Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, принадлежит ответчику на основании договора приватизации от 18.08.2015 г.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01.07.2019 г. №1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Истцом ответчику предлагалось подписать проект соглашения о возмещении выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение. Возмещение (выкупная цена изымаемого жилого помещения) за изымаемую комнату составляет 717691 руб. 59 коп. Однако, вышеуказанное соглашение подписано не было.
Согласно ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ такие граждане, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Таким образом, в связи с не заключением с собственником аварийного жилого помещения соглашения об изъятии у них жилого помещения, на основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ у администрации района возникли основания для принудительного изъятия жилого помещения, в связи с чем, истец обратился в суд с указанным выше иском.
Семидотченко А.А. предъявил встречное исковое заявление к администрации МО «Город Саратов», КУИ г. Саратова о предоставлении в собственность жилого помещения.
Представитель КУИ г. Саратова в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, во встречном иске отказать.
Представитель Семидотченко А.А. заявленные требования не признал, просил в иске КУИ г. Саратова отказать, удовлетворить встречное исковое заявление.
Ответчик, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным перейти к рассмотрению дела по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения ч. 5 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным' органом исполнительной власти.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с ч. 1 данной статьи жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения, (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, законодатель определил альтернативные способы обеспечения граждан, проживающих в аварийных домах, жилищными правами, при этом каждый из способов является самостоятельным, избрание же того или иного способа не находится в зависимой последовательности друг от друга.
Федеральным законом от 27.12.2019 г. №473-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2, согласно которой граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч. 8 и 8.1 ст. 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Положения ч. 2 ст. 6 ЖК РФ допускают применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.
Однако, право собственности на спорное жилое помещение у ответчика возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27.12.2019 г. №473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28.12.2019 г., в связи с чем, указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение ответчиками жилого помещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, ответчики, как собственники жилого помещения вправе были рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семидотченко А.А. является собственником жилого помещения, комнаты площадью № кв.м, расположенной по адресу: <адрес> кадастровым номером №
На основании заключения межведомственной комиссии от 28.08.2015 г. № 112/Л многоквартирный дом № 18 по ул. Вишневая в г. Саратове признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации муниципального образования»Город Саратов» от 24.09.2015 г. № 698-р утверждены мероприятия по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Вишневая, д. 18.
Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, принадлежит ответчику на основании договора приватизации от 18.08.2015 г.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01.07.2019 г. №1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Во исполнение данного постановления, истцом в адрес ответчика было направлено соглашение с собственником жилого помещения о возмещении за изымаемое жилое помещение, которое ответчиком подписано не было.
Данные сведения ответчиком в ходе рассмотрения дела не опровергнуты.
Таким образом, ответчик претендуют на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, следовательно, у администрации муниципального образования «Город Саратов» возникла обязанность предоставить им равноценное жилое помещение.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчик, как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и включенном в ведомственную программу переселения граждан из аварийного жилья, имеет право как на выкуп жилого помещения, так и на предоставление им взамен изымаемого жилого помещения иного равнозначного по площади жилого помещения в собственность, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований КУИ г. Саратова, не имеется.
Требования Семидотченко А.А. подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Следовательно, в пользу Семидотченко А.А. также подлежат взысканию почтовые расходы в размере 762 руб. 20 коп., расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу ст. 100 ГПК РФ разумные пределы расходов являются оценочным понятием, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел законом не допускаются. Размер подлежащих взысканию судебных расходов на оплату услуг представителя суд определяет в каждом конкретном случае с учетом характера заявленного спора, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, квалификации представителя, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, а также иных факторов и обстоятельств дела.
Правильность такого подхода к определению суммы подлежащих возмещению расходов на оплату услуг представителей подтверждена Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 г. №454-О и от 20.10.2005 г. №355-О.
Учитывая объем оказанных представителем юридических услуг, конкретные обстоятельства дела и характер спорных правоотношений, реальные затраты времени на сбор документов и написание искового заявления, на представление в суде интересов истца, суд полагает, что критерию разумности и справедливости будет соответствовать взыскание с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя в общем размере 15 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований КУИ г. Саратова к Семидотченко АА об изъятии жилого помещения, с выплатой денежного возмещения отказать в полном объеме.
Обязать администрацию МО «Город Саратов» предоставить Семидотченко АА жилое помещение, комнату не менее № кв.м, в черте г. Саратова.
После предоставления жилого помещения взамен аварийного, прекратить право собственности Семидотченко АА на жилое помещение, комнату площадью № кв.м, расположенную по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
Взыскать в пользу Семидотченко АА с администрации муниципального образования «<адрес>» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб., почтовые расходы в размере 762 руб. 20 коп., госпошлину в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 18.02.2022 г.
Председательствующий