Судья Седлецкий А.В. |
№ 33-3258/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2019 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В.,
судей Мишеневой М.А., Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Хямяляйнен О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 19 июня 2019 г. по иску Р.Е.И. к отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Беломорскому району, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Е.И. обратился в суд с иском по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ содержался под стражей в ИВС ОМВД России по Беломорскому району. Условия содержания в камере не соответствовали установленным нормам, поскольку отсутствовала канализация, не было унитазов (в камере стояло ведро), душа. Постоянной возможности выходить из камеры не имелось, в связи с чем у истца часто возникали боли в животе. Вентиляция была неисправна, в камерах было сыро, из-за использования препаратов хлорирования резало глаза, в горле стоял привкус хлорки. По данному факту обращался в прокуратуру Беломорского района РК. В ходе проверки указанные нарушения требований законодательства при содержании в ИВС были установлены. Истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 25000 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ, в качестве третьего лица - МВД по РК.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что срок обращения с иском он не пропустил, о нарушении права ему стало известно лишь в апреле 2019 г. По вопросу несоответствия условий содержания в камере установленным нормам обращался к сотрудникам ИВС и в прокуратуру.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства финансов РФ Т.Н.Г. и представитель МВД по РК В.Е.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представители Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РК и МВД по РК с жалобой истца не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).
В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий.
Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает основание возникновения у лица права на компенсацию морального вреда с совершением органом государственной власти или его должностным лицом виновных противоправных действий или бездействия, повлекших нарушение прав и законных интересов этого лица.
Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых отнесены, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу положений ст.ст. 15, 17, 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности. Камеры ИВС оборудуются вентиляцией, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки (п.п. 45, 47 указанных Правил).
Как следует из материалов дела, истец в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ содержался в ИВС ОМВД России по (.....).
Техническим паспортом на здание ИВС ОМВД России по Беломорскому району подтверждается, что в здании имеется 7 камер, 1 следственный кабинет, 1 прогулочный двор, 1 комната для подогрева пищи, 1 помещение для личного состава. Здание оборудовано паровым отоплением, механической приточно-вытяжной вентиляцией с подогревом, двери и окна в ИВС оборудованы в соответствии с требованиями приказа МВД России от 07.03.2006 № 140 ДСП, имеет охранно-пожарную и тревожно-вызывную сигнализацию и видеонаблюдение. В 2012 г. производился косметический ремонт и капитальный ремонт систем сигнализации, в период с декабря 2013 г. по январь 2014 г. был выполнен косметический ремонт камер, в декабре 2015 г. установлена железная дверь в прогулочный двор.
В помещении ИВС имеется оборудованный туалет, отсутствует душ. Для помывки предоставляются тазы и горячая вода. Камеры ИВС не оборудованы водопроводом и канализацией, в качестве туалета в ночное время в камерах используется ведро, которое изолировано от помещения камер полиэтиленовой шторой.
Разрешая спор, суд первой инстанции дал объективную правовую оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно установил фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Р.Е.И. о компенсации морального вреда.
Судом установлено, что в указанный истцом период условия содержания в ИВС незначительно отличались от установленных требований, жалоб и замечаний от Р.Е.И. за время его содержания в ИВС не поступало, за оказанием медицинской помощи он не обращался. Доказательств тому, что в течение непродолжительного периода времени содержания в указанных условиях в ИВС истцу были причинены физические и нравственные страдания, не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на верном определении обстоятельств дела, правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения. Содержанием в ИВС права истца не были ограничены в большей степени, чем это предусмотрено федеральным законодательством.
Доводы истца об обращении в прокуратуру по поводу условий содержания в ИВС не нашли своего подтверждения в суде. Согласно письму заместителя прокурора Беломорского района РК от ХХ.ХХ.ХХ следует, что Р.Е.И. на условия содержания в ИВС ОМВД России по Беломорскому району в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в прокуратуру района не обращался.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 19 июня 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи