№ 2-354/2021
УИД: 44RS0014-01-2021-000682-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2021 года п. Судиславль
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е., при секретаре Григорьевой Э.А.,
с участием зам.прокурора Теплова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Судиславского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Воронского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области о возложении обязанности обеспечить официальный сайт администрации версией для слабовидящих граждан,
установил:
Прокурор обратился в суд в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Воронского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области (далее Администрация) о возложении обязанности обеспечить официальный сайт Воронского сельского поселения http://www.voronskoe.psl44.ru альтернативной текстовой версией (версией для инвалидов по зрению) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Из заявления следует, что прокуратурой Судиславского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите населения.
В ходе проверки деятельности администрации Воронского сельского поселения, что на официальном сайте Администрации, расположенном по адресу: http://www.voronskoe.psl44.ru, не предусмотрена альтернативная текстовая версия (версия для инвалидов по зрению).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплено право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственно доступа к информации.
Согласно п. 3.1.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1789-СТ предусмотрена возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети интернет, то есть альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Так в ходе проверки установлено, что на официальном сайте администрации Воронского сельского поселения, расположенном по адресу: http://www.voronskoe.psl44.ru, не предусмотрена альтернативная текстовая версия.
По результатам проверки 28.06.2021 г. главе администрации Воронского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено 11.08.2021 г., требования прокурора признаны обоснованными, однако выявленные нарушения не устранены, альтернативная версия для инвалидов по зрению на официальном сайте администрации так и не создана.
Отсутствие версии сайта для инвалидов по зрению препятствует обеспечению доступности информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
Просит обязать администрацию Воронского сельского поселения обеспечить на сайте администрации Воронского сельского поселения http://www.voronskoe.psl44.ru, альтернативной текстовой версией (версией для инвалидов по зрению) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Зам. прокурора Теплов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит их удовлетворить, пояснил, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Представитель ответчика администрации Воронского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области Мясников А.С. в судебном заседании исковые требования прокурора признал, пояснил, что в настоящее время идет переписка с организаторами сайта по устранению данных нарушений.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В соответствии с п. 2 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети Интернет, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 N 483 (далее - Порядок доступности для инвалидов по зрению), органы местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям п. 4 указанного Порядка.
Из п. 4 Порядка доступности для инвалидов по зрению следует, что версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:
- нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;
- графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
- наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Согласно "ГОСТ Р 52872-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.08.2019 N 589-ст), этот стандарт содержит требования к доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности. Требования стандарта распространяются на доступность человеко-ориентированных интерфейсов информационных ресурсов и программного обеспечения на стационарных и переносных компьютерах, планшетах, мобильных устройствах, а также на иных устройствах чтения, ввода, просмотра, воспроизведения информации в электронно-цифровой форме. Требования настоящего стандарта относятся не только к ресурсам, размещенным в глобальной сети Интернет, но и к электронно-цифровой информации, распространяемой в сетях передачи данных предприятий, организаций и сообществ, пользователями которых могут оказаться люди с инвалидностью или люди преклонного возраста. Требования стандарта изложены в форме принципов и положений, а критерии их выполнения представлены в виде проверяемых утверждений, не привязанных к определенной информационной технологии.
Положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляют право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Судиславского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите населения, в деятельности Воронского сельского поселения.
В ходе проведенной проверки установлено, что на официальном сайте Администрации, расположенном по адресу в сети Интернет: http://www.voronskoe.psl44.ru, не предусмотрена альтернативная текстовая версия (версия для инвалидов по зрению).
По данному факту выявленных нарушений 28.06.2021 прокурором района внесено представление главе администрации Воронского сельского поселения, до настоящего времени нарушения не устранены.
Факт выявленных нарушений требований законодательства представитель ответчика в судебном заседании признал, данный факт не оспаривал.
Доказательств устранения выявленных нарушений в полном объеме, согласно внесенному представлению, ответчиком не представлено.
Таким образом, отсутствие версии сайта для инвалидов по зрению препятствует обеспечению доступности информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
Следовательно, администрацией Воронского сельского поселения при создании своего официального сайта, предназначенного для информирования населения муниципального образования, обязана либо обеспечить создание версии для инвалидов по зрению, либо учесть в основной версии требования п. 4 Порядка доступности для инвалидов по зрению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия не могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Таким образом, свою обязанность обеспечить на сайте администрации Воронского сельского поселения http://www.voronskoe.psl44.ru, альтернативной текстовой версией (версией для инвалидов по зрению), ответчик не оспаривает, как и то обстоятельство, что данная обязанность ими не исполнена. Исходя из характера действий, указанный прокурором срок в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд полагает достаточным.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ http://www.voronskoe.psl44.ru, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ http://www.voronskoe.psl44.ru, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░