Дело 2-5034/2020

УИД 32RS0027-01-2020-012132-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года                                                   г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи                                Бурлиной Е.М.,

при секретаре                                                             Гаражанкиной Е.В.,

с участием

истца                                                                           Харитоненковой Г.В.,

представителя ответчика                                          Куфтовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харитоненковой Галины Викторовны к УМВД Росси по Брянской области об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца,

УСТАНОВИЛ:

Харитоненкова Г.В. обратилась в суд с иском к УМВД России по Брянской области об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, указывая на то, что с <дата> она состояла в зарегистрированном браке с Х.М., проживала совместно с ним, вела совместное хозяйство, имела общий бюджет, но была зарегистрирована по иному адресу. Ее супруг Х.М. до <дата> проходил службу в органах внутренний дел РФ в должности <данные изъяты>, а с <дата> являлся пенсионером МВД РФ и получал пенсию за выслугу лет, размер которой составлял 40000 рублей. С <дата> по <дата> работал в должности <данные изъяты>. 01 апреля 2020 года Х.М. умер. С 23 октября 2014 года она является пенсионером, размер пенсии составляет 7613 рублей, иных доходов не имеет. Указывает, что размер ее пенсии был значительно меньше дохода супруга и она не могла обеспечить свои минимальные жизненные потребности. Материальная помощь со стороны супруга являлась для нее основным источником существования. В связи с потеряй кормильца она обратилась в УМВД России по Брянской области за оформлением пенсии по случаю потери кормильца, однако получила отказ, в котором со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ей было указано на необходимость установления факта ее нахождения на иждивении супруга. На основании изложенного, просит суд установить факт ее нахождения на иждивении супруга Х.М., умершего 01 апреля 2020 года, признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца после смерти Х.М.

В судебном заседании истец Харитоненкова Г.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика УМВД России по Брянской области Куфтова К.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что истцом не представлено доказательств того, что она находилась на иждивении супруга. Также пояснила, что истец имеет совершеннолетнего трудоспособного сына, который в силу положений пункта 1 статьи 87 Семейного кодекса Российской Федерации, обязан содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей, а размер пенсии истца превышал прожиточный минимум.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.

В силу статьи 5 указанного Федерального закона лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

В соответствии с частью первой статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В части второй статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (пункт 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Частью 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, установлены в статье 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца, в том числе семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, состоявшие на их иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи в силу пункта «б» части 3 статьи 29 названного закона считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 1).

Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца (часть 2 статьи 31 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

По смыслу названных норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен, в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года № 1260-О-О.

Как установлено судом, с <дата> Харитоненкова Г.В. состояла в зарегистрированном браке с Х.М., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №... от <дата>.

С <дата> Х.М. являлся получателем пенсии по линии МВД РФ за выслугу лет.

Согласно свидетельству о смерти серии №..., <дата> Х.М. умер.

Как следует из справки от 14 июля 2020 года № 8-1/12842, выданной Отделением пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Брянской области, за период с 01 января 2010 года по 30 апреля 2020 года Х.М. произведены выплаты в размере 473995 рублей 39 копеек: в мае 2019 года – 38131 рубль 16 копеек, в апреле 2019 года – 38131 рубль 16 копеек, в июне 2019 года – 38131 рубль 16 копеек, в июле 2019 года – 38131 рубль 16 копеек, в августе 2019 года – 38131 рубль 16 копеек, в сентябре 2019 года – 38131 рубль 16 копеек, в октябре 2019 года – 40462 рубля 35 копеек, в ноябре 2019 года – 40462 рубля 35 копеек, в декабре 2019 года – 40462 рубля 35 копеек, в январе 2020 года – 40462 рубля 35 копеек, в феврале 2020 года – 40462 рубля 35 копеек, в марте 2020 года – 40462 рубля 35 копеек, в апреле 2020 года – 40565 рублей 49 копеек. Среднемесячный размер выплат составил 39499 рублей 62 копейки.

Согласно удостоверения №... от <дата>, Харитоненкова Г.В. с 07 октября 2014 года является получателем пенсии по старости.

Согласно справке УПФР в городском округе г. Брянска (межрайонное) от 09 октября 2020 года и справке ТУ ПФРФ от 16 октября 2020 года размер пенсии по старости Харитоненковой Г.В. за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года составлял 9695 рублей 30 копеек, с 01 января 2019 гола по 31 декабря 2019 года – 10379 рублей 10 копеек; с 01 января 2020 года по 31 марта 2020 года – 11064 рубля 25 копеек.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Харитоненкова Г.В. указала на то, что размер ее пенсии был значительно меньше дохода супруга и она не могла обеспечить свои минимальные жизненные потребности.

Так, в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что Харитоненковой Г.В. на праве собственности принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности в отношении объекта недвижимости -комнаты, общей площадью 24,5 кв.м., расположенной <адрес>; земельный участок, общей площадью 407 кв.м., расположенный <адрес>; садовый домик, общей площадью 36,3 кв.м., расположенный <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии №... от <дата>, серии №... от <дата>, серии №... от <дата>, а также выпиской из ЕГРН от 12 октября 2020 года.

Согласно представленным истцом квитанциям по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт в отношении объекта недвижимости: комнаты, общей площадью 24,5 кв.м., расположенной <адрес>, ежемесячный платеж истца на момент смерти супруга составлял 2210 рублей 60 копеек.

Кроме того, согласно представленным квитанциям, Харитоненкова Г.В. несла ежегодные расходы по оплате членских и целевых взносов, а также электроэнергии в СНТ Болва в размере 1300 рублей.

Согласно квитанциям по оплате коммунальных платежей в отношении квартиры <адрес>, в которой истец проживала совместно с супругом – Х.М., их размер в марте 2020 года составил 4202 рублей 77 копеек.

В ходе судебного разбирательства дела, истец пояснила суду, что, несмотря на то, что квитанции в отношении квартиры, расположенной <адрес>, выставлялись на имя ее супруга, она также ежемесячно участвовала в оплате коммунальных платежей в размере 2000 рублей, поскольку проживала в данной квартире и пользовалась поставляемыми коммунальными ресурсами.

Оснований не доверять пояснениям истца у суда не имеется, поскольку доказательств обратного, а именно того, что коммунальные платежи за квартиру, расположенную <адрес>, оплачивались только из денежных средств Х.М., в ходе судебного разбирательства стороной ответчика представлено не было, судом не добыто.

Так же в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что на момент смерти супруга Харитоненкова Г.В. имела кредитные обязательства в ПАО Сбербанк на основании кредитного договора №... от <дата>, ежемесячный платеж по которым составлял 4910 рублей 42 копейки.

Согласно справке, выданной ИП К., в период с января 2019 года по апрель 2020 года Харитоненкова Г.В. пользовалась услугами автостоянки по <адрес>, ежемесячная плата за услуги которой составляла 2800 рублей.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Харитоненкова Г.В. пояснила, что в связи с наличием у нее заболеваний она ежемесячно несла расходы на приобретение лекарственных препаратов около 2000 рублей. Однако, доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, не предоставила, указав на то, что не сохраняла чеки.

Таким образом, размер ежемесячных затрат Харитоненковой Г.В. по оплате коммунальных платежей, услуг автостоянки, исполнению кредитных обязательств на момент смерти супруга составлял 9921 рубль 02 копейки, в связи с чем остаток денежных средств, после осуществления указанных платежей, составлял 1143 рубля 23 копейки, в то время как размер прожиточного минимума для данной категории населения (пенсионеров) за II квартал 2020 года, установленный постановлением Правительства Брянской области № 297-п от 20 июля 2020 года, составил 9319 рублей.

С учетом изложенного, учитывая, что на момент смерти супруга Харитоненкова Г.В. в силу возраста являлась нетрудоспособной, размер ее пенсии был значительно ниже дохода супруга, который после осуществления всех ежемесячных платежей составлял сумму меньше прожиточного минимума, установленного для пенсионеров на II квартал 2020 года и которого явно было недостаточно для обеспечения истца необходимыми продуктами и товарами жизнедеятельности, суд приходит к выводу, что Харитоненкова Г.В. получала от супруга помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию.

Указание представителя ответчика на наличие у истца совершеннолетнего сына, который в силу положений пункта 1 статьи 87 Семейного кодекса Российской Федерации обязан содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что имеющимися в деле доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, факт нахождения Харитоненковой Г.В. на иждивении умершего супруга на день его смерти – 01 апреля 2020 года нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, в связи с чем исковые требования Харитоненковой Г.В. об установлении факта нахождения на иждивении подлежат удовлетворению.

Поскольку на момент смерти супруга Харитоненкова Г.В. являлась нетрудоспособной и находилась на его иждивении, суд приходит к выводу, что истец имеет право на назначение пенсии по случаю потери кормильца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                   ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2020 ░░░░

░░░░░                                                                                                   ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-5034/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Харитоненкова Галина Викторовна
Ответчики
УМВД России по Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Бурлина Екатерина Михайловна
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
02.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2020Передача материалов судье
07.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2020Судебное заседание
16.11.2020Судебное заседание
16.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее