Дело №2-25/2018 (№)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Саяногорск 29 января 2018 года
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Емельянова А.А.,
при секретаре Потайчук Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Кушниренко К. Г., Стрельникова В. С. к Обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания «СтройЛайн» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Кушниренко К.Г. в лице представителя по доверенности Соболь И.Н. обратилась в суд с иском к ООО СК «СтройЛайн» о взыскании денежных средств.
Требования мотивировала тем, что является наследником первой очереди, принявшей наследство в размере 1/3 доли имущества, принадлежащего ФИО1, умершему ДАТА. Наследниками ФИО1, принявшими наследство, являются она – мать (Кушниренко К.Г.), жена – ФИО4, сын – Стрельников В.С. В состав наследуемого имущества не вошли денежные средства в виде дебиторской задолженности ООО СК «СтройЛайн» (по состоянию на ДАТА) в размере 7267970,89 рубля, на момент смерти ФИО1 данная задолженность ответчиком не была погашена. Поскольку указанное выше имущество является совместно нажитым имуществом ФИО1 и ФИО4, в состав наследственной массы должна быть включена 1/2 доля наследодателя. В связи с этим просила взыскать с ответчика денежные средства в размере 1/6 доли, то есть в сумме 1211328,48 рубля ((13773198,67 рубля – дебиторская задолженность) - 6505227,78 рубля – кредиторская задолженность) / 6).
В ходе производства по делу к участию в нём в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Стрельников В.С., ФИО4
Впоследствии представитель третьего лица Стрельникова В.С. по доверенности Гарькуша А.А. предъявил самостоятельный иск к ООО СК «СтройЛайн» о взыскании денежных средств.
Требования мотивировал тем, что Стрельников В.С. является наследником (сыном) ФИО1, умершего ДАТА. Наследниками являются также ФИО4 (супруга) и Кушниренко К.Г. (мать). В установленные законом сроки наследники обратились к нотариусу Саяногорского нотариального округа ФИО3 с заявлением и об открытии наследственного дела и вступлении в наследство. На имущество, зарегистрированное на имя наследодателя, выданы свидетельства о праве на наследство по закону. В состав наследуемого имущества не вошли денежные средства в виде дебиторской задолженности ООО СК «СтройЛайн» по состоянию на дату гибели наследодателя (ДАТА) в размере 14749712,67 рубля, поскольку на дату смерти ФИО1 данная задолженность ответчиком погашена не была. В связи с этим просил взыскать с ответчика в пользу Стрельникова В.С. 2458285,44 рубля.
Истец Кушниренко К.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Левченко И.В., которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении, указывая на своевременное обращение в суд с данным иском.
Третье лицо, заявившее самостоятельные требования относительно предмета спора, Стрельников В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом, доверил представлять свои интересы Гарькуше А.А., который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, указывая на то, что о наличии задолженности и нарушении своего права Стрельников В.С. узнал с момента объявления ФИО1 умершим в ДАТА, плюс законом установлен 6-месячный срок для принятия наследства, акт инвентаризации, положенный в основу иска, относится к внутренней документации организации, и истцу о нём на момент смерти наследодателя не было известно, поэтому обратился в суд вовремя.
Представитель ответчика ООО СК «СтройЛайн» Двигун П.С. в судебном заседании иски Кушниренко К.Г. и Стрельникова В.С. не признал, против их удовлетворения возражал, поддержал доводы своих письменных возражений и дав пояснения, согласно которым Кушнеренко К.Г. и Стрельников B.C. как кредиторы обязаны доказать факт наличия договорных или обязательственных отношений между умершим ФИО1 и ООО СК «Стройлайн», природу данных правоотношений, основание и время возникновения обязательств по оплате, представленные в суд доказательства не являются первичными. Никаких изъятий для наследников, перекладывающих обязанность доказывания на ответчика, законодательство не содержит. По правилам ГПК истец должен указать как фактическое, так и правовое обоснование иска. Истцы, обращаясь в суд, обосновывают исковые требования лишь копией акта сверки, подписанного бухгалтером ООО «Стройлайн», то есть документа, который не подписан руководителем Общества, документа, не содержащего сведений о природе задолженности, действительности этой задолженности. Данный акт указанными в нём лицами в действительности не подписывался, является копией, подписи в которой могли быть нанесены с помощью технических средств, оригинал акта истцами не представлен, в организации он отсутствует, из чего складывается указанная в нём сумма задолженности, основания и время (дата) её (или составляющих её частей) возникновения, неизвестно. То, что истцы являются наследниками ФИО1, ответчиком не оспаривается. В заявленных исках отсутствует основание иска, в связи с чем ООО СК «Стройлайн» не имеет возможности реализовать своё право на предоставление мотивированных возражений, так как истцами не указывается, из каких правоотношений возникли вменяемые ответчику обязательства: из долговых по договору займа, из договоров подряда, из иных договоров или обязательств. Заявил о пропуске истцами без уважительных причин срока исковой давности. Просил в удовлетворении исков отказать.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, выслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное; наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ). Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ч. 2 ст. 1152 ГК РФ).
В силу абз. 1 п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Днём смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днём смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, ФИО1 умер ДАТА, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДАТА.
Согласно ответу нотариуса Саяногорского нотариального округа ФИО3 от ДАТА к имуществу ФИО1 заведено наследственное дело, наследниками, принявшими наследство являются: жена – ФИО4, сын – ФИО2, мать – Кушниренко К.Г.
В обоснование исковых требований о взыскании денежных сумм истцы ссылаются на копию акта инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от ДАТА, согласно которому за ООО СК «СтройЛайн» перед ИП ФИО1 числится кредиторская задолженность в размере 14749712,67 рубля, которая входит в состав наследственного имущества.
Подлинник данного акта сторонами в суд не представлен, ответчик отрицает его принадлежность ему и его подписание указанными в нём должностными лицами Общества, чьи подписи, по словам представителя Двигуна П.С., могли быть внесены в акт не лично ими (как они и утверждают), а с помощью технических средств.
Согласно копии письменной информации ООО «Инфоаудит» по итогам аудита ООО СК «СтройЛайн» за период с ДАТА по ДАТА по данным бухгалтерского учёта по состоянию на ДАТА кредиторская задолженность ответчика перед ИП ФИО1 составила 14340,7 тысяч рублей.
Основания возникновения и даты образования задолженности в информации аудитора не указаны. При этом из неё видно, что с ДАТА по ДАТА сумма задолженности уже указана в меньшем размере.
В судебном заседании установлено, что истец Кушниренко К.Г. ДАТА, ссылаясь на вышеуказанный акт инвентаризации от ДАТА, обращалась к ответчику с досудебной претензией о выплате ей указанной в её иске денежной суммы – 1211328,48 рубля. Претензия не была удовлетворена.
Аналогично ДАТА ФИО2 обращался к ответчику с претензией о выплате ему 2458285 рублей. В удовлетворении претензии было отказано.
Иски в суд предъявлены Кушниренко К.Г. – ДАТА (ДАТА – выходной день – ч. 2 ст. 108 ГПК РФ), ФИО2 – ДАТА.
Ответчиком заявлено о пропуске истцами срока исковой давности.
Исходя из содержания абз. 1 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, а также ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
При этом в силу ст. 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу ст. 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (в частности наследование) не влияет на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном ст. 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, при определении даты начала течения срока исковой давности по обязательству с определенным сроком его исполнения важно, когда первоначальному обладателю права стало известно о нарушении этого права, и не имеет значения, когда состоялась передача этого права первоначальным его обладателем иному лицу. Поэтому доводы истцов об обратном несостоятельны.
Согласно п. 1 ст. 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.).
Поэтому наследники наследодателя-кредитора вправе предъявить свои требования к должнику в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
Акт ревизии, на который ссылаются истцы в обоснование исковых требований, датирован (задолженность определена) ДАТА, наследодатель ФИО1 умер ДАТА, поэтому срок исковой давности для его наследников надлежит исчислять с ДАТА.
ФИО2, предъявившим иск ДАТА, срок исковый давности был пропущен.
Кушниренко К.Г. обратилась в суд ДАТА, в последний день трёхгодичного срока (с учётом положений ч. 2 ст. 108 ГПК РФ), с даты указанного акта.
Между тем действительность её требования и его размер на дату предъявления иска какими-либо доказательствами не подтверждены, поскольку отсутствуют сведения о том, из каких правоотношений и обязательств и когда именно сложилась указанная в этом акте кредиторская задолженность ответчика перед наследодателем, в силу чего невозможно определить срок их исполнения и фактического наличия на ДАТА.
Доказательств, подтверждающих задолженность, истцом Кушниренко К.Г. не представлено, на таковые она не ссылалась, с ходатайствами об их истребовании, в том числе у ответчика, в порядке ст. 57 ГПК РФ к суду не обращалась, о проведении бухгалтерской или каких-либо иных экспертиз не заявляла.
Притом что сам акт инвентаризации расчётов от ДАТА при вышеуказанных обстоятельствах и с учётом приведённых правовых норм сам по себе бесспорным доказательством существования на ДАТА задолженности ответчика перед истцом в указанном в иске размере не является.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 199 ГК РФ, ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ
истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истцами пропущен срок исковой давности и не представлено доказательств уважительности причин его пропуска, ходатайств о его восстановлении не заявлено, ответчиком же заявлено о его пропуске.
Обращение к ответчику с претензиями и попытки мирно урегулировать спор не свидетельствует о соблюдении срока исковой давности или уважительности причин его пропуска, поскольку для данной категории дел обязательный досудебный порядок не предусмотрен.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку лицами (Кушниренко К.Г. и Стрельниковым В.С.), предъявившими исковые требования к ответчику и обязанными вследствие этого доказать действительность своих требований, наличие у последнего задолженности перед наследодателем и, следовательно, перед ними как его правопреемниками не доказано и пропущен срок исковой давности, их иски удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кушниренко К. Г., Стрельникова В. С. к Обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания «СтройЛайн» о взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Емельянов
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2018 года.