Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 июня 2016 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Малкиной Л.И.
при секретаре Кунчининой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1647/16 по иску Усачевой Е.Г. к Администрации городского округа Сызрань об обязании произвести отселение из аварийного жилья,
У с т а н о в и л:
Усачева Е.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о признании незаконным Постановления Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** в части изменения срока отселения из аварийного жилого дома по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>А до 2018 года, обязании Администрацию г. г. о. Сызрань произвести отселение Усачевой Е. Г, ФИО2, 2014 г. р. и ФИО1, 2005 г. р. в соответствии с нормами жилищного законодательства.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является нанимателем жилого помещения - <адрес> по адресу: г. Сызрань, <адрес>А. Вместе с ней в указанной квартире зарегистрированы и двое несовершеннолетних детей ФИО1, <дата> р. и ФИО2, <дата> р.
Постановлением Главы Администрации г.о. Сызрани № *** от <дата> указанный выше дом признан аварийным и определен срок на отселение жильцов до 2015 года.
Кроме того, согласно техническому заключению ООО «ИнвстСтрой» от <дата> в связи с проникновением атмосферных осадков и временных факторов произошли просадки, образование трещин и отклонение вертикальных осей от горизонтальных осей несущих наружных стен и перекрытий. Отрицательное воздействие оказывает близкое расположение с железной дорогой. Возникают дополнительные динамические нагрузки. Состояние несущих конструкций аварийное. Возможно скорое обрушение здания. Эксплуатация здания опасно для здоровья проживающих в нем граждан. Согласно положению «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным Правительством Российской Федерации от 28.01.2006 № *** данное жилое помещение аварийное и не пригодно к проживанию.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** срок переселения продлен до 2018 года со ссылкой на программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области».
Полагает, что наличие или отсутствие финансирования, реализация различных жилищных программ не может быть связано с жилищным правом каждого жильца.
В соответствии со ст. 57, ч.3 ст. 85 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Вопрос о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года.
В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Полагает, что дальнейшее проживание в указанном жилом помещении создает угрозу не только ее жизни и здоровью, но и двоих несовершеннолетних детей, в связи с чем обратилась в суд.
<дата> от истицы поступило уточненное исковое заявление об обязании Администрацию г.о. Сызрань произвести отселение из спорной квартиры ее и детей, а также предоставить им жилое помещение в соответствии с нормами жилищного законодательства.
В судебном заседании Усачева Е.Г. исковые требования с учетом уточнения поддержала, привела доводы, изложенные выше, дополнила, что <дата> между ней и КЖКХ заключен договор социального найма № ***. Спорное жилое помещение общей площадью 37.4 кв.м. состоит из двух смежных комнат каждая площадью 9.2кв.м. и 15.6 кв.м., кухни и коридора. В квартире имеется печное отопление, автономное газоснабжение, электроснабжение. Водоснабжением и канализацией жилое помещение не оборудовано. На учете на улучшение жилищных условий не состоит.
В судебном заседании представитель истца в лице полномочного представителя ФИО5 привел аналогичные доводы (доверенность л.д. 166).
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань в лице ФИО6 (доверенность л.д.73), возражала против заявленных требований, пояснила, что действительно Постановлением Администрации городского округа Сызрань № *** от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> А, был признан аварийным и подлежащим сносу с отселением жильцов в срок до 2015 года. Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> утверждена муниципальная Программа Администрации г.о. Сызрань «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу», согласно которой срок отселения из многоквартирного жилого № ***А по <адрес> будет рассматриваться после 2017 г., Постановлением Администрации от <дата> № *** было внесено изменение в Постановление Администрации № *** от <дата> в части изменения сроков переселения, а именно срок переселения продлен до 2018 года. В настоящее время городской округ Сызрань включен в заявку на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 г.г. в рамках реализации ФЗ №185-ФЗ. В данную заявку включены все многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до <дата>. Включить в заявку на переселение жилой дом по <адрес>А будет возможно только после 2017 года, при выделении средств из вышестоящих уровней бюджета. В связи с отсутствием в настоящее время у Администрации г.о. Сызрань финансирования по программе переселения из аварийного жилья и свободных жилых помещений, семье Усачевой Е.Г. предоставить жилое помещение взамен непригодного для проживания не представляется возможным. Кроме того, дополнительным основаниям для отказа в иске, по мнению представителя ответчика, является то основание, что истец не признан в установленном законом порядке нуждающейся в предоставлении жилья.
Суд, заслушав стороны, проверив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела истица проживает и зарегистрирована в <адрес>А по <адрес> г. Сызрань с рождения, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки. Указанное жилое помещение было предоставлено ее отцу ФИО7
Между Комитетом ЖКХ Администрации г.о. Сызрань и Усачевой Е.Г. <дата> заключен договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 37.4 кв.м. состоящего из двух смежных комнат, расположенного по адресу г. Сызрань, Механическая <адрес>А <адрес>. В качестве члена семьи нанимателя в договоре указан сын ФИО1 2005 г.р. В качестве члена семьи вселены и проживают с <дата> сын ФИО1 <дата> г.р. и с <дата> сын ФИО2, <дата> р., что подтверждается справкой о регистрации от <дата> (л.д. 20).
Согласно заключению межведомственной комиссии при Администрации г.о. Сызрань по признанию жилого помещения непригодным (пригодным) для постоянного проживания № *** от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу г. Сызрань <адрес>А признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.172-173).
В соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» жилой дом по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> А признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения граждан из вышеуказанного дома установлен до 2015 года (л.д. 13).
Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> утверждена муниципальная программа Администрации г.о. Сызрань «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории г.о. Сызрань» на 2014-2018 годы (178-182).
Пунктом 2.1.Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> «О внесении изменений в отдельные правовые акты» в п.2 Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» внесены изменения в части срока отселения граждан из многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес> г. Сызрани до 2018 г. (л.д. 171).
Решением Сызранского городского суда от <дата> по гражданскому делу № *** по иску ФИО8 и ФИО9 к Администрации г.о. Сызрань о признании незаконным пункт 2.1 Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> «О внесении изменений в отдельные правовые акты» в части изменения сроков переселения из аварийного жилого <адрес>А по <адрес> г. Сызрань п. 2.1 указанного Постановления Администрации г.о. Сызрань признан незаконным (л.д. 167-170).
Поскольку Усачева Е.Г. проживает в <адрес>А по <адрес> г. Сызрань, а пункт 2.1 Постановления Администрации г.о. Сызрань «О внесении изменений в отдельные правовые акты» № *** от <дата> в части изменения сроков отселения жильцом многоквартирного <адрес>А по <адрес> г. Сызрань признан незаконным решением Сызранского городского суда от <дата> по гражданскому делу № ***, суд полагает, что указанное решение имеет преюдициальное значение по данному делу.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.2996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также иные законный распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно заключению ООО «Инвестстрой» г. Сызрань в связи с проникновением атмосферных осадков и временных факторов произошли просадки, образование трещин и отклонение от вертикальных и горизонтальных осей несущих наружных стен и перекрытий. Отрицательное воздействие оказывает близкое расположение с железной дорогой. Возникают дополнительные динамические нагрузки. Эксплуатация здания опасна для здоровья проживающих в нем граждан (л.д.34).
Таким образом, судом установлено, что дальнейшее нахождение жильцов в аварийном доме, в том числе истца и членов его семьи, представляет угрозу их жизни и здоровью, поскольку существует угроза разрушения дома.
Однако до настоящего времени Усачева Е.Г. из непригодного для проживания жилого помещения не отселена.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и в случае его непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является Администрация муниципального образования г.о. Сызрань.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 и части 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Кроме того, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Суд полагает, что Усачева Е.Г. имеет право на предоставление в пользование по договору социального найма жилого помещения равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку после признания в 2013 году в установленном законом порядке жилого помещения по указанному выше адресу аварийным, она не обеспечена пригодным для проживания, с точки зрения безопасности, жилым помещением.
Доводы представителя ответчика о том, у Администрации г.о. Сызрань отсутствуют денежные средства для отселения граждан из <адрес>А по <адрес>, в том числе и семьи Усачевой Е.Г., а также свободных жилых помещений, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление иного жилого помещения взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от финансового положения или отсутствия в муниципальном жилом фонде иного жилья, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ оно производится во внеочередном порядке. Отселение Усачевой Е.Г. из спорного жилого помещения должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от наличии либо отсутствия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, поскольку состояние жилого помещения в котором проживает истица создает угрозу жизни и здоровью.
Доводы представителя ответчика о том, что истица не признана нуждающейся и малоимущей, отклоняются судом, поскольку ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности. По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.
Кроме того, Усачева Е.Г. не имеет в собственности иного жилого помещения, что повреждается сведениями Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности отселить Усачеву Е. Г. и членов ее семьи из <адрес>А с предоставлением вне очереди жилого помещения по договору социального найма и предоставить жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому (общей площадью 37.4 кв.м.м., состоящее из двух смежных комнат), в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам (Аналогичная правовая позиция нашла отражение в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 33-КГ14-12 и от <дата> № ***-КГ15-8).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Усачевой Е.Г. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань произвести отселение Усачевой Е.Г., ФИО2 и ФИО1 из жилого помещения – <адрес> по адресу: г. Сызрань, <адрес>А.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань взамен, признанного непригодным для проживания, предоставить Усачевой Е.Г. и членам ее семьи, ФИО2 и ФИО1 вне очереди по договору социального найма отвечающее санитарным и техническим нормам жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому (37.4 кв.м., состоящее из двух смежных комнат), расположенного по адресу г. Сызрань <адрес>А <адрес> г. Сызрани, в черте <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Малкина Л.И.