Дело № 2-914/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2019 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГСА, ГЕС, ХПВ, ГВС, ГЯС, ЗАД к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ГСА проживает с 1998 года в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, является его собственником. С 2012 года и по настоящее время по данному адресу совместно с ним проживают ГЕС, с которой 06.04.2018 года заключен брак. Дети ГЕС – ЗАД, ХПВ, а также их совместные дети: ГВС и ГЯС. 08 июля 2018 года на территории г.Шилка муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего дом и имущество в нем пострадали. В выплате компенсации им было отказано ввиду отсутствия регистрации по месту жительства.
Просит установить факт постоянного проживания истцов в жилом доме по адресу: <адрес> на момент паводка, для получения единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года.
Признать за истцами право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать ответчика включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам единовременную материальную помощь за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В судебном заседании истец ГЕС исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явилась, представил письменный отзыв, согласно которому принятие решения оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому принятие решения по исковым требованиям оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором привел нормы законодательства, устанавливающие критерии возникновения у граждан, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, права на получение компенсаций, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, свидетелей, подтвердивших факт проживания истцов по указанному адресу на протяжении длительного времени и на момент паводка 08 июля 2018 года, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Правительством Забайкальского края нормативного акта об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц. Которым указанные выплаты будут осуществлены, в связи с произошедшим наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года. не принято.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 (в ред от 30.05.2018 года) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее Правила).
В силу п.1 Правил, они устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В силу п.1 (1) Правил понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"имущество первой необходимости" - минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);
предметы мебели для сна - кровать (диван);
предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Согласно п.2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии с п.2(1) Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В силу п. 2(2) Правил критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Судом установлено, что ГСА на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
ГСА и ГЕС состоят в зарегистрированном браке с 06.04.2018 года.
ГСА включен в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в июле 2018 года, что следует из ответа Администрации ГП «Шилкинское» от 07.12.2018 года.
ГВС, ГЯС являются совместными детьми ГСА и ГЕС. ЗАД, ХПВ являются детьми ХЕС.
Таким образом, истцы являются членами семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ГСА.
В настоящее время ГЕС, ЗАД зарегистрированы по адресу: <адрес> с 27.11.2018 года.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация». Город Шилка отнесен к зоне №4.
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 08 июля 2018 года, что подтверждается справкой Администрации ГП «Шилкинское».
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 09.07.2018 года №293 создана межведомственная комиссия по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайной ситуации.
Согласно справке Администрации МР «Шилкинский район» от 07.12.2018 года, истцы не включены в список на оказание единовременной материальной помощи, в связи с в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от 24.07.2018 года по адресу: <адрес>, где в качестве членов семьи главы семьи ГСА указаны истцы следует, что в результате наводнения была затоплена котельная, насосная станция, стиральная машина, две электрические печки.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцы на момент чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 08 июля 2018 года, постоянно проживали в жилом помещении, которое попало в зону затопления.
В результате затопления были нарушены условия жизнедеятельности истцов, в связи с чем, они имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей каждому. При этом, отсутствие регистрации по адресу: <адрес> при установленных судом обстоятельствах постоянного проживания истцов по данному адресу, не должно влиять на их права на компенсацию в связи с ЧС.
Полномочия по включению граждан в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи возложены на Администрацию городского поселения «Шилкинское», в связи с чем, выполнение требования, указанного в п.4 просительной части иска, суд возлагает на данного ответчика.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194, 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ГЕС, ХПВ, ГВС, ГЯС, ЗАД к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ГЕС, ХПВ, ГВС, ГЯС, ЗАД в жилом доме по адресу: <адрес> для получения единовременной материальной помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать ГЕС, ХПВ, ГВС, ГЯС, ЗАД пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года.
Признать за ГЕС, ХПВ, ГВС, ГЯС, ЗАД право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей в пользу каждого за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить ГЕС, ХПВ, ГВС, ГЯС, ЗАД в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ГЕС, ХПВ, ГВС, ГЯС, ЗАД единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей в пользу каждого при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Терновая Ю.В.
Копия верна