Судья Чернов В.И. Дело № 33-17414/2018
А-2.152
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макурина В.М.,
судей Гришиной В.Г., Шиверской А.К.,
при секретаре Кайдалиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шиверской А.К.
гражданское дело по иску Чикишевой Алины Николаевны к Страховому акционерному обществу «ВСК» о защите прав потребителей, взыскании страхового возмещения,
по апелляционной жалобе представителя Чикишевой А.Н. – Айсфельд И.Г.
на решение Кировского районного суда г.Красноярска от 24 сентября 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Чикишевой Алины Николаевны к Страховому акционерному обществу «ВСК» о взыскании страхового возмещения в размере 44867 рублей, расходов по поведению экспертизы в размере 3500 рублей, неустойки в размере 153171 рублей 25 копеек, финансовой санкции в размере 23000 рублей, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, судебных расходов в размере 38500 рублей, штрафа, отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чикишева А.Н. обратилась в суд с иском к САО «ВСК» о взыскании страхового возмещения. Требования мотивировала тем, что 25 декабря 2017 года в районе дома № 41 по ул. Щорса г. Красноярска произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Toyota RAV4, государственный регистрационный знак № принадлежащего истцу на праве собственности, под управлением водителя ФИО7, и автомобиля Kia Rio, государственный регистрационный знак № принадлежащего Назаренко С.В. под управлением последней. Виновной в ДТП, согласно постановлению от 25 декабря 2017 года, признана Назаренко С.В., которой вменено нарушение пункта 6.3 ПДД и назначено административное наказание за совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей. В результате ДТП автомобилю истца причинены повреждения. На момент ДТП гражданская ответственность Чикишевой А.Н., как собственника транспортного средства, была застрахована в САО «ВСК», гражданская ответственность виновника ДТП была застрахована в АО «Альфа-Страхование». Истица неоднократно обращалась в САО «ВСК» по вопросу страхового возмещения, 13 февраля 2018 года ответчиком было принято заявление о выплате страхового возмещения и предложена к выплате денежная сумма в размере 54 731 рубль, с чем истица не согласилась. Для определения стоимости устранения повреждений она обратилась в ООО «ИнкомОценка» согласно заключению которого, стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составила 122 537 рублей, расходы по проведению оценки составили 3 500 рублей. 05 апреля 2018 года ответчику вручена претензия о выплате указанных сумм, которая осталась без удовлетворения. 12 марта 2018 года истцом было получено направление на ремонт транспортного средства, направленное ответчиком 05 марта 2018 года. При обращении в сервисный центр ООО «Эксперт Сервис» 30 мая 2018 года было отказано в проведении ремонта, в связи с длительным сроком поступления запчастей. В ходе рассмотрения дела ответчик произвел выплату в сумме 77 670 рублей, в связи с чем истец уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 44 867 рублей, расходы, связанные с проведением экспертизы в размере 3 500 рублей, неустойку в общем размере 153 171 рубль 25 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы по оплате юридических услуг и оплате услуг нотариуса в размере 38 500 рублей, штраф.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Чикишевой А.Н. – Айсфельд И.Г. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. Указывает на то, что истцом произведена оплата по договору обязательного страхования за один календарный год, в полном объеме, включая период, когда произошло ДТП, что дает право истцу обращаться в страховую компанию, где была застрахована ее гражданская ответственность. По мнению заявителя жалобы, осуществив частичную выплату, страховая компания признала факт наличия права у истца для обращения за страховым возмещением к САО «ВСК» в рамках ст.14.1 Закона «Об ОСАГО».
Согласно ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно к страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
На основании п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
В силу ч.1 ст. 14.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта; б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 25 декабря 2017 года Назаренко С.В. управляла транспортным средством Kia Rio, государственный регистрационный знак №, принадлежащим ей на праве собственности, осуществляя движение по ул. Щорса г. Красноярска, со стороны улицы 60 лет Октября в направлении ул. Мичурина, в районе дома № 41 по ул. Щорса г. Красноярска, при наличии на светофорном объекте дополнительной стрелки движения налево, в нарушение п. 6.2, 6.3 ПДД, при осуществлении маневра поворота налево, не дождавшись загорания зеленого сигнала светофора на дополнительной секции, не уступила дорогу движущемуся во встречном направлении прямолинейно автомобилю Toyota Rav4, государственный регистрационный знак №, принадлежащему Чикишевой А.Н. под управлением ФИО7, в результате чего произошло столкновение указанных автомобилей.
Нарушение водителем Назаренко С.В. пунктов 6.2 и 6.3 ПДД состоит в прямой причинно-следственной связи с ДТП и причинением автомобилю Toyota Rav4, механических повреждений.
На момент ДТП гражданская ответственность собственника автомобиля Kio Rio, государственный регистрационный знак № была застрахована в страховой компании АО «Альфа Страхование».
Между Чикишевой А.Н. и САО «ВСК» 03 сентября 2017 года был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № со сроком действия с 00 часов 00 минут 04 сентября 2017 года по 24 часа 00 минут 03 сентября 2018 года, согласно которого страхование распространяется на страховые случаи, произошедшие в период использования транспортного средства в течение срока страхования в период с 04 сентября 2017 года по 03 декабря 2017 года и с 29 января 2018 года по 03 сентября 2018 года.
13 февраля 2018 года Чикишева А.Н. обратилась по прямому возмещению убытков в САО «ВСК» с заявлением о выплате страхового возмещения.
По результатам рассмотрения заявления ответчиком 05 марта 2018 года в адрес Чикишевой А.Н. было отправлено направление на ремонт транспортного средства, а после получения претензии 02 июля 2018 года выплачено страховое возмещение в размере 77670 рублей.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что дорожно-транспортное происшествие произошло 25 декабря 2017 года, то есть в период, на который в соответствии с условиями договора ОСАГО, заключенного между Чикишевой А.Н. и САО «ВСК» страхование не распространяется, в связи с чем предусмотренные п.1 ст.14.1 Закона об ОСАГО основания для прямого возмещения убытков отсутствуют, Чикишева А.Н. вправе требовать возмещения причиненного ущерба со страховой компании причинителя вреда, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании с САО «ВСК» суммы страхового возмещения, а также производных от этого требований о взыскании расходов по проведению экспертизы, неустойки, финансовой санкции, компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа, не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находит их правильными, а доводы апелляционной жалобы – подлежащими отклонению, поскольку принимая решение, суд первой инстанции верно исходил из отсутствия оснований для обращения истца в страховую компанию в порядке прямого возмещения убытков ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных ст.14.1 Закона об ОСАГО, так как в соответствии со страховым полисом потерпевшего страхование распространяется на страховые случаи, произошедшие в период с 04 сентября 2017 года по 03 декабря 2017 года и с 29 января 2018 года по 03 сентября 2018 года, на дорожно-транспортное происшествие, произошедшее 25 декабря 2017 года действие договора ОСАГО потерпевшего не распространяется.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального права и вынесено законное решение.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Красноярска от 24 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Чикишевой А.Н. – Айсфельд И.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: