ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2022 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Клиновой Е.А., при секретаре Шутовой М.В., с участием истца Юдиной Т.А., представителя истца Юдиной Т.А. - Коваленко Е.В., действующей на основании ордера № от 23.12.2021, представителя ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» - Маруженко К.И., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-200/2022 по иску Юдиной Татьяны Алексеевны к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязании принять решение о выдаче меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату», обязании выдать меру социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату»,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований Юдина Т.А. указала, что является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Совместно с истицей по указанному адресу проживает, в том числе, на момент затопления, ее супруг ФИО8, который зарегистрирован по адресу: ФИО4 <адрес>. В результате наводнения 29-30 июня 2019 года на территории Шиткинского муниципального образования, <адрес>, попал в зону затопления, что явилось причиной конструктивных повреждений дома, указанное также следует из постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп. Заключением межведомственной комиссии дом <адрес> признан непригодным для проживания, ранее дом признавался ограниченно-работоспособным, подлежащим капитальному ремонту. Истец указывает, что получила социальную выплату на проведение капремонта, произвела капремонт, но дом продолжает находиться в аварийном состоянии, в связи с чем, заключением Минстроя России ФАУ «РосКапСтрой» рекомендовано признать дом непригодным для проживания.
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлением главы муниципального образования «Тайшетский район» введена чрезвычайная ситуация на территории Тайшетского района, постановлением главы Шиткинского МО введена чрезвычайная ситуация на территории Шиткинского МО.
Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» № 1 от 29.09.2021 истцу отказано в назначении мер социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области». С данным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку имеет право на получение указанной в исковом заявлении меры социальной поддержки. Считает, что если бы ни затопление паводковыми водами в июне 2019 года, ее жилое помещение не пришло бы в состояние непригодности. До наводнения ни один из муниципальных или государственных органов не обследовал ее квартиру, акта о ветхости или аварийности дома не выносилось, эксперты-строители производили обследование квартиры после затопления и указали. что затопление паводковыми водами усугубило общее техническое состояние несущих конструкций здания, в связи с чем, сделан вывод о необходимости капитального ремонта. В заключении МВК не указаны причины непригодности дома. Считает, что являясь собственником жилого дома, утраченного в результате ЧС, находящегося в зоне ЧС, признанного непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде «свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области». Указывает, что ею пропущен срок, установленный региональным законодательством по уважительной причине, поскольку ей пришлось доказывать, что дом не подлежит капремонту, а является непригодным для проживания.
Юдина Т.А. просила суд признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» в связи с утратой жилого помещения общей площадью 58.2 кв.м., расположенного по адресу: ФИО4 <адрес>, вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 года в Тайшетском районе Иркутской области; незаконным решение № от 29.09.2021 Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району»об отказе в назначении меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдаче Юдиной Т.А. меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» с учетом состава семьи в количестве двух человек (Юдина Т.А. и супруг Юдин А.Ф.); обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Юдиной Т.А. «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» с учетом состава семьи в количестве двух человек (Юдина Т.А. и супруг ФИО8).
В судебном заседании Юдина Т.А. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что она вынуждена реализовать свое право на получение выплаты на проведение капремонта, т.к. после наводнения жилое помещение нуждалось в ремонте, им необходимо продолжать проживать в жилом помещении в котором не возможно проживать, но капремонт не решил их проблем, жилое помещение продолжает разрушаться, данное обстоятельство подтверждается тем, что в дальнейшем жилое помещение признано непригодным для проживания.
Представитель Юдиной Т.А. - Коваленко Е.В. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в случае признания за Юдиной Т.А. права на получение соцвыплаты, указанной в исковом заявлении, полученная ею выплата на капремонт будет возвращена в полном объеме. Выводы экспертов, отраженные в заключениях ФАУ «РосКапСтрой», ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» однозначно свидетельствуют об экономической нецелесообразности капитального ремонта. Затопление является природно-климатическим фактором, которое привело к непригодности жилое помещение. Истец просит суд признать за нею право на получение соцвыплаты и вследствие чего признать незаконным решение ответчика, обязать выдать ей сертификат. Законодательством не предусмотрено обжалование актов обследования помещений, составленных МВК, которые не являются основаниями к выдаче соцвыплаты, данная соцвыплата выдается в связи с признанием непригодным жилого помещения. До паводка жилое помещение не обследовалось, поскольку отсутствовали основания для обследования, жилое помещение не являлось аварийным. До паводка в Шиткинском муниципальном образовании не создавалось МВК. Дом истицей утрачен только в результате паводка, если бы не затопление паводковыми водами жилое помещение не пришло бы в негодность.
Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району Иркутской области» просила суд в удовлетворении требований отказать, поскольку в отношении поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения Юдина Т.А. получила выплату на капитальный ремонт, в отношении одного жилого помещения не может быть предоставлено две меры социальной поддержки. Кроме того, жилое помещение, принадлежащее Юдиной Т.А., утрачено в связи с физическим износом. У истицы отсутствует право на получение социальной выплаты, указанной в исковом заявлении, поскольку данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС, сложившей в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области. В представленных истицей документах отсутствует указание на указанную причину утраты жилого помещения.
Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении требований отказать. В обоснование письменных возражений представитель Министерства указал, что правовые основания для принятия решения о выдаче истице свидетельства отсутствуют, т.к. жилое признано непригодным для проживания в результате физического износа в процессе эксплуатации здания, чрезвычайная ситуация не является причиной непригодности жилого помещения, что установлено заключением межведомственной комиссии, которое не признавалось незаконным, следовательно, министерство не нарушало права истицы на выдачу свидетельства. Кроме того, супруг Юдиной Т.А. – ФИО8 имеет в собственности иное жилое помещение, является зарегистрированным по адресу: ФИО4 <адрес>, в связи с чем, не соответствует условиям предоставления социальной выплаты, определенным пп. 3 п. 6 Положения и абз. 4 п. 4 Правил и не имеет права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Юдиной Т.А. фактически реализовано право на получение меры социальной поддержки граждан, получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, при реализации права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, действующим законодательством не предусмотрено.
Представитель администрации Шиткинского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения участвующих в рассмотрении дела лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, администрации Шиткинского муниципального образования, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно статье 2 данного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Президент Российской Федерации определяет, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами, основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 03.07.2019 N 316 (в ред. от 02.08.2019) "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" (далее - Указ Президента РФ от 03.07.2019 N 316).
Пунктом 3 этого Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность - решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13.00 ч. 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято постановление N 556-пп" О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем». На момент принятия ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» решения от 29.09.2021 действовало указанное постановление в редакции от 15.09.2021.
Данным постановлением утверждено Положение устанавливающее порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата).
Социальные выплаты предоставляются на следующие цели:
1) приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации;
2) строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
Социальные выплаты предоставляются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Иркутской области, а также средств бюджета Иркутской области.
Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп. а п. 6 Положения).
Социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений (п. 7 Положения).
Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством (п. 10 Положения).
В соответствии с пп. 1 п.18 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются, в том числе, отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением. Постановлением, в данном случае, не предусмотрено иной более развернутой формулировки отказа.
В судебном заседании установлено, что собственником <адрес>, общей площадью 58,2 кв.м. и земельного участка общей площадью 1500 кв.м. по <адрес> ФИО4 <адрес> является с 09.10.2009 Юдина Т.А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Юдина Т.А. зарегистрирована по указанному адресу с 07.10.2005. Супруг Юдиной Т.А. – ФИО8 зарегистрирован по адресу: ФИО4 <адрес> с 17.09.2001. Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 07.08.2019 установлен факт постоянного проживания ФИО8 по адресу: ФИО4 <адрес>, в том числе, в момент установления чрезвычайной ситуации от 26.06.2019. ФИО8 является супругом Юдиной Т.А., что подтверждается свидетельством о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ серии II-СТ №.
По постановлению Правительства Иркутской области № 558-пп от 17 июля 2019 года, <адрес> <адрес> <адрес> находится в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Согласно акту обследования помещения № 80 от 24.07.2019, заключению межведомственной комиссии № 80 от 24.07.2019, помещение по адресу<адрес> <адрес> является работоспособным. Функционирование конструкций и эксплуатация здания возможны при проведении необходимых мероприятий по обеспечению температурно-влажностного режима и обработки деревянных элементов противогнилостными средствами (антисептиком). Жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодно для проживания на основании п. 10 раздела 2 в соответствии с п. 47 раздела 4 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Как следует из акта обследования помещения № 181 от 11.02.2020, заключения межведомственной комиссии № 181 от 11.02.2020, помещение по адресу: <адрес> <адрес> является ограниченно-работоспособным. Функционирование конструкций и эксплуатация здания возможны при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания. Выявлены основания для признания помещения, подлежащим капитальному ремонту п. 10 раздела 2 в соответствии с п. 47 раздела 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. К аналогичному выводу пришла межведомственная комиссия в заключении № 283 от 28.07.2020 на основании акта обследования помещения от 28.07.2020, заключения № 19/Шиткино-05/20 от 09.07.2020, составленного ФАУ «РосКапСтрой», согласно которому, жилое помещение оценивается как ограниченно-работоспособное, данное техническое состояние жилого помещения является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет физический износ. Затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций здания. Здание морально устарело и не соответствует СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные». Здание по конструктивным требованиям не соответствует СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», так как построено до момента внесения Иркутской области в зону сейсмической опасности. Эксплуатация жилого дома возможна при постоянном мониторинге технического состояния и выполнении рекомендаций, приведенных в главе 5 заключения. Ввиду физического износа, мероприятия по приведению жилого дома к требованиям, перечисленных санитарных правил нецелесообразны, так как потребуют усиление, либо полную замену несущих конструкций. Так как в соответствии с ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий»: «Правила не распространяются на оценку физического износа зданий, пострадавших в результате стихийных бедствий», то рекомендуется силами МВК признать здание непригодным для проживания на основании требований МДС 13-21.2007.
12.07.2021 межведомственной комиссией вновь произведено обследование помещения по адресу<адрес> <адрес>, по результатам обследования принято заключение № 388 от 12.07.2021 о признании жилого помещения непригодным для проживания. Согласно акту обследования в жилом помещении произведены в полном объеме ремонтные работы по восстановлению основных несущих конструкций.
Распоряжением администрации Шиткинского муниципального образования № 31 от 29.07.2021 жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> признано непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Как следует из ответа председателя МВК администрации Шиткинского муниципального образования от 23.04.2021, Юдиной Т.А. назначена социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения. Актом осмотра установлено, что проведены работы по капитальному ремонту: замена лаг и стульев, ремонт печи отопления, очистка подполья, замена нижних венцов, нарушений не выявлено. За период с июля 2019 года по апрель 2020 года на территории Шиткинского муниципального образования Тайшетского района затоплений и подтоплений, иных стихийных бедствий природного и техногенного характера, которые могли бы привести к повреждению и разрешению заданий, не зарегистрировано. Судебные решения о признании заключений межведомственной комиссии № 283 от 28.07.2020 не принималось. До 29-30 июня 2019 года жилое помещение не попадало в зону затопления на территории Шиткинского муниципального образования, что следует из справки от 13.12.2021 № 285.
На основании свидетельства №-с от 16.04.2020 Юдиной Т.А. предоставлена социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения в сумме 392000 руб. Истец, в судебном заседании, не отрицала получение данной социальной выплаты, которая потрачена ею на проведение капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>.
30.08.2021 Юдина Т.А., ФИО8 обратились в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>. Как следует из выписки из ЕГРН от 30.08.2021, ФИО8 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>, р.<адрес>.
В материалах выплатного дела имеется информация Шиткинского муниципального образования от 23.12.2021 № 700, согласно которой, жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, заключением № 388 от 12.07.2021 межведомственной комиссии признано непригодным для проживания в связи с физическим износом в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период эксплуатации здания. Непригодность жилого помещения не связана с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» № 1 от 29.09.2021 Юдиной Т.А. отказано в назначении меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» на основании ЛК «Граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных или поврежденных жилых помещений и не имеющим в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания» в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области № 556-пп от 17.07.2019. Причина - отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением. О чем истице вручено уведомление № 1738 от 29.09.2021.
Исходя из буквального содержания Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп (ред. от 15.09.2021), данное постановление вместе с положением определяет порядок, условия предоставления гражданам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Указанная выплата предоставляется гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка (наводнения), вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, а не в результате физического износа жилого помещения, воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания, которое, по заключению межведомственной комиссии, непригодно для проживания физических лиц.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Указанная глава ГПК РФ признана утратившей силу с 15.09.2015 в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года", в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу вопросы признания жилых помещений непригодными относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления или органом исполнительной власти.
Заключение № 388 от 12.07.2021 межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Шиткинского муниципального образования от 10.07.2019 № 53 (с изм. в пост. № 60 от 15.09.2020), распоряжение администрации Шиткинского муниципального образования от 29.07.2021 № 31, указывающие, что дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, р.<адрес>, непригоден для проживания, является аварийным, подлежащим сносу, никем не оспорено, при этом, в перечисленных не указано, что причиной непригодности жилого дома является чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
Заключение принято тем органом, к исключительной компетенции которого относится решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 не предусмотрена возможность решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу по средствам заключений по инструментальному обследованию и оценке технического состояния индивидуального жилого дома, заключению специалиста, в данном случае, ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД».
Кроме того, порядок предоставления меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» предусмотрен Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп. Граждане, которым может быть предоставлена указанная мера социальной поддержки, должны соответствовать требованиям Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп, в редакции, действующей на момент обращения с заявлением.
Как усматривается из заявления от 30.08.2021, с данным заявлением обратились Юдина Т.А. и ФИО8, который не является собственником жилого помещения, и не зарегистрирован по адресу: <адрес>, р.<адрес>, имеется в собственности иное жилое помещение (р.<адрес>), в котором ФИО8 зарегистрирован постоянно. ФИО8 не соответствует требованиям п. 6 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что решение № 1 от 29.09.2021 ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району Иркутской области» законно, основания для признания решения Управления незаконным отсутствуют, поскольку у Юдиной Т.А. отсутствуют права на предоставление социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп, а именно принадлежащее Юдиной Т.А. на праве собственности жилое помещение утрачено не в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, а также несоответствие условиям предоставления социальной выплаты. Сам факт нахождения объекта в зоне паводка, не означает, что утрата жилья вызвана именно чрезвычайной ситуацией.
Правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области Иркутской области летом 2019 года, направлена на оказание помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.
Юдиной Т.А. фактически реализовано право на получение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых повреждены или утрачены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. В 2020 году истец получила социальную выплату в размере392000 руб.на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес> <адрес>.
Пунктом 10 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп, в редакции действующей на момент обращения истца с заявлением в органы соцзащиты, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.
В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.09.2021 № 654 – пп п. 11 дополнен абз. 4, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
В соответствии с абз. 4 п. 11 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, или его (их) представитель в срок до 1 октября 2021 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Как усматривается из копий материалов выплатного дела, с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты Юдина Т.А. обратилась 30.08.2021. Учитывая требования абз. 4 п. 11 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп Юдиной Т.А. срок на обращение в органы соцзащиты не пропущен, поскольку истец считала, что является собственником жилого помещения, по ее мнению, утраченного в результате чрезвычайной ситуации от июня-июля 2019 года на территории Иркутской области, в отношении, принадлежащего ей жилого помещения проведено повторное обследование от 12.07.2021. В связи с чем, довод искового заявления о пропуске истицей срока на обращения в органы соцзащиты, необоснован.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» в связи с утратой жилого помещения общей площадью 58.2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 года в Тайшетском районе Иркутской области; незаконным решения № от 29.09.2021 Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району»об отказе в назначении меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдаче Юдиной Т.А. меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» с учетом состава семьи в количестве двух человек (Юдина Т.А. и супруг ФИО8); обязании Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Юдиной Т.А. «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» с учетом состава семьи в количестве двух человек (Юдина Т.А. и супруг ФИО8). – Юдиной Татьяне Алексеевне, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Клинова
Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 01.02.2022.