Решение по делу № 2а-1203/2018 от 14.03.2018

Дело № 2а-1203/2018                      30 марта 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Каркавцевой А.А.,

при секретаре Веревкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Трусова А. В. к руководителю территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управления лесничествами Бунтину Д. М., территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управлению лесничествами о признании действий незаконными, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выделении лесных участков,

установил:

Трусов А.В. обратился в суд с административным иском к руководителю территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса А. области – управления лесничествами Бунтину Д.М., территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса А. области – управлению лесничествами (далее – Управление лесничествами) о признании действий незаконными, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выделении лесных участков.

    В обоснование иска указано, что 23 октября 2017 года административный истец обратился в Онежское лесничество Архангельской области по вопросу выделения ему для осуществления рекреационной деятельности лесных участков, находящихся в Караминском участковом лесничестве Онежского лесничества в квадрате 17, выдел 40 и квадрате 12, выдел 30. Впоследствии его заявления были перенаправлены по подведомственности для разрешения поставленных в них вопросов в Управление лесничествами. В ноябре 2017 года руководителем Управления лесничествами Бунтиным Д.М. в ответ на устные обращения истца о необходимости подготовки документации для проведения торгов на право заключения договоров аренды на указанные лесные участки было разъяснено, что они уже находятся в аренде у организации, осуществляющей заготовку древесины, а после пояснений истца о том, что возможно использование лесных участков несколькими способами, в адрес истца поступил отказ в разрешении заявлений от 24 ноября 2017 года. Отказ был мотивирован тем, что решением Онежского городского суда Архангельской области от 30 мая 2017 года по делу № 2-187/2017 на Управление лесничествами возложена обязанность снести самовольные постройки в Караминском участковом лесничестве и провести рекультивацию высвободившихся лесных участков. Административный истец полагал, что отказ в выделении указанных им лесных участков нарушает его право на заключение договора их аренды, в то время как в пунктах 2.5, 2.6 Административного регламента, утвержденного Указом Губернатора Архангельской области от 29 марта 2012 года № 41-у, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по предоставлению лесных участков. Запрет на предоставление участков в аренду по причине нахождения на их территории каких-либо строений отсутствует. Лесные участки могут предоставляться для нескольких видов использования. В решении суда отсутствует указание на конкретные координаты строений, подлежащих сносу.

    В связи с изложенным административный истец просил признать незаконными действия руководителя Управления лесничествами и самого Управления, выразившиеся в отказе в выделении Трусову А.В. лесных участков, расположенных на территории Онежского лесничества, Караминского участкового лесничества, квартал 17 выдел 40 и квартал 12 выдел 30, а также обязать административных ответчиков повторно рассмотреть заявление о выделении административному истцу указанных лесных участков.

Управление лесничествами в отзыве на административное исковое заявление с иском не согласилось. Полагало, что спорные лесные участки невозможно предоставить административному истцу в связи с необходимостью исполнения решения Онежского городского суда Архангельской области от 30 мая 2017 года по делу № 2-187/2017, в связи с чем подготовку проектной документации на данные участки административный ответчик счел нецелесообразным. При этом подготовка такой документации не является частью государственной услуги по предоставлению гражданам и юридическим лицам лесных участков.

Административный истец в судебном заседании требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель Управления лесничествами Николаева О.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Руководитель Управления лесничествами Бунтин Д.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился.

Заинтересованное лицо министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - минлеспром Архангельской области) своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Представило отзыв, в котором просило отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, аналогичным тем, которые приведены в отзыве Управления лесничествами. Дополнительно пояснило, что Следственным отделением СЧ ГУ МВД России по СЗФО были возбуждены уголовные дела по фактам возведения незаконных строений, которые в последующем объединены в одно производство с присвоением номера <№>. Постановлением заместителя руководителя следственного отдела по г. Онега СУ СК РФ по Архангельской области и НАО от 24 июля 2014 года уголовное дело <№>, возбужденное по факту незаконной рубки в квартале 12 выделах 30 и 26, квартале 17 выделе 40 и квартале 23 выделе 22 Караминского участкового лесничества Онежского лесничества приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ). Также данным законом установлен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    Согласно части 1 статьи 2 Закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.    В силу положений пункта 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в свою очередь обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Из материалов административного дела следует, что Трусов А.В. обратился в Онежское лесничество Архангельской области с двумя заявлениями, в которых просил выделить лесные участки для рекреационной деятельности, находящиеся на территории Онежского лесничества в Караминском участковом лесничестве в квартале 17, выдел 40 и квартале 12, выдел 30, ограниченные указанными в заявлениях координатами.

В письме № 520 от 24 ноября 2017 года на указанные заявления Управлением лесничества дан ответ о том, что в соответствии с решением Онежского городского суда Архангельской области от 30 мая 2017 года по делу № 2-187/2017 постройки, расположенные на территории Онежского лесничества Караминского участкового лесничества, признаны самовольными, вынесено решение об их сносе, а также проведении рекультивации высвободившихся лесных участков. Также заявителю сообщено, что в отношении указанных им участков не может быть подготовлена проектная документация для их выставления на торги в целях заключения договора аренды в связи с нахождением в границах участков построек, признанных решением суда незаконными и подлежащими сносу.

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, является предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов).

    На территории Архангельской области данное полномочие осуществляет минлеспром Архангельской области.

    

В силу части 1 статьи 71 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ (в редакции, действовавшей с 12 июля 2017 года) договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

    С 9 января 2018 года статья 78 ЛК РФ действует в новой редакции, из которой следует, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины. В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

    Также новой редакцией указанной статьи установлен исчерпывающий перечень случаев, когда в проведении аукциона может быть отказано.

Право граждан и юридических лиц на обращение с заявлением о проведении аукциона до внесения изменений в статью 78 ЛК РФ лесным законодательством не предусматривалось.

    Порядок обращения заинтересованных лиц в территориальные органы минлеспрома Архангельской области в целях подготовки документации для проведения торгов не урегулирован. Обязанность таких органов подготовить указанную документацию по заявлению любого субъекта законом не предусмотрена.

    Указом Губернатора Архангельской области от 29 марта 2012 года № 41-у утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам и юридическим лицам лесных участков, распоряжение которыми относится к компетенции органов государственной власти Архангельской области, в аренду по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды (далее - Административный регламент).

    Указанная государственная услуга предоставляется минлеспромом Архангельской области при участии контрактного агентства Архангельской области (пункт 11 Административного регламента).

Как следует из положений Административного регламента, предварительная подготовка территориальным органом минлеспрома Архангельской области документации для проведения торгов не является частью государственной услуги, предоставляемой уполномоченным на то государственным органом.

Заявления Трусова А.В. были рассмотрены Управлением лесничеств с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Законом № 59-ФЗ. На эти обращения был дан мотивированный ответ. Субъективное несогласие административного истца с данным ответом не свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков.

При этом суд также учитывает, что в административном исковом заявлении Трусов А.В. просит признать незаконными действия административных ответчиков, выразившиеся в отказе в выделении лесных участков именно ему, в то время как вопрос о предоставлении лесных участков конкретному лицу разрешается только путем проведения торгов в установленном законом порядке.

Учитывая изложенное, административный иск Трусова А.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Трусова А. В. к руководителю территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса А. области – управления лесничествами Бунтину Д. М., территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса А. области – управлению лесничествами о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выделении лесных участков, расположенных на территории Онежского лесничества, Караминского участкового лесничества, квартал 17 выдел 40 и квартал 12 выдел 30, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выделении лесных участков – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                              А.А. Каркавцева

Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2018 года.

Председательствующий                              А.А. Каркавцева

2а-1203/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ТРУСОВ А.В.
Ответчики
Руководитель территориального органа Министерства ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области-Управлени
Территориальный орган Министерства ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области-Управление лесничествами
Другие
Министерство ресурсов и лесопромышленного комплекса АО
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
14.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
14.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
14.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.03.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
14.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2018[Адм.] Судебное заседание
04.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее