Решение по делу № 11-12/2020 от 29.09.2020

Дело №11-12/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Осташковский межрайонный суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,

при секретаре Антоновой ОН.,

с участием старшего помощника Осташковского межрайонного прокурора Нескучаевой О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

23 ноября 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО «Тверьспецавтохозяйство» на решение мирового судьи судебного участка №52 Тверской области Федоровой И.В., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №44 Тверской области от 15 июля 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Осташковского межрайонного прокурора в интересах Запутряевой М.В., Запутряева А.А. к ООО «Тверьспецавтохозяйство» о перерасчете платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов Запутряевой М.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

Возложить на ООО «Тверьспецавтохозяйство» обязанность произвести Запутряевой М.В. перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

В удовлетворении исковых требований Осташковского межрайонного прокурора в интересах Запутряевой М.В., Запутряева А.А. к ООО «Единый расчётный кассовый центр» о перерасчете платы за обращения с твёрдыми коммунальными отходами отказать.

Взыскать с ООО «Тверьспецавтохозяйство» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей»,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор с учетом заявления об уточнении требований обратился к мировому судье с иском в интересах Запутряевой М.В., Запутряева А.А. к ООО «Тверьспецавтохозяйство», ООО «Единый расчётный кассовый центр» о перерасчете платы за обращения с твёрдыми коммунальными отходами за период произвести перерасчет начисленной за период с января 2019 г. по март 2020 г. платы за вывоз ТКО Запутряевой М.В., исключив начисленные суммы за период с января 2019 г. по март 2020 г. в размере 1987,10 руб.

Требования мотивированны тем, что в результате проведенной Осташковской межрайонной прокуратурой проверки по обращению пенсионера, инвалида 2 группы Запутряевой М.В., проживающей по адресу: <адрес> <адрес>, установлен факт необоснованного начисления региональным оператором ООО «Тверьспецавтохозяйство» платы за фактически не оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в связи с чем в интересах Запутряевой М.В. и её сына инвалида группы Запутряева А.А. инициирован иск.

Процессуальный истец ст.помощник Осташковского межрайонного прокурора Нескучаева О.В. в суде первой инстанции исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме, по обстоятельствам и доводам изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в <адрес> городского поселения, где проживают Запутряевы, предусмотрена контейнерная площадка для сбора ТКО, однако она не организована, контейнеры не установлены. Ближайшая контейнерная площадка находится в соседней деревне на расстоянии 1 км от дер.Никольское. Жителям дер.Никольское услуга по вывозу мусора не оказывалась до конца марта 2020 г. Запутряевы в силу возраста и состояния здоровья не могли пользоваться контейнерными площадками, расположенными в соседних деревнях, с образовавшимися ТКО справлялись своими силами: пищевые отходы скармливали домашним животным, сгораемые-сжигали в печи, а также пользовались ямой на своем земельном участке для утилизации отходов. Факт непредставления услуги по вывозу ТКО жителям дер. Никольское установлен и подтверждается документально.

Материальные истцы Запутряева М.В., Запутряев А.А., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд первой инстанции не явились, дело рассмотрено в и отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Тверьспецавтохозяйство» по доверенности Иванцова О.А., в суде первой инстанции исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск, просила об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Единый расчётный кассовый центр» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрение дела, в суд первой инстанции не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признал, по обстоятельствам и доводам, изложенным в нём, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц МКУ «Управление сельскими территориями», Администрации Осташковского городского округа будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, суд первой инстанции не явились, представили ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

    Мировым судьей постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчикаООО «ТСАХ» по доверенности Кузуб О.В. просит отменить решение мирового судьи, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Считает не обоснованным вывод суда о том, что в спорный период времени порядок сбора и вывоза ТКО в дер.Никольское не был определен, поскольку из исследованных судом документов следует, что для жителей дер.Никольское определены места накопления ТКО в дер.Никольское. Поскольку население деревни Никольское много лет пользуется контейнерными площадками, расположенными в д.Нескучное, д.Большое Ронское, дер.Жулево, контейнерные площадки установлены в указанных деревнях. При этом указывает на то, что мировому судье не представлено доказательств утилизации мусора Запутряевыми не в контейнеры вышеуказанных населённых пунктов, либо иными предусмотренными действующим законодательством способами (самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов, заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами), тогда как утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещена. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сложившиеся между сторонами отношения являются договорными в силу п.3 ст.438 ГК РФ (фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы)). Поскольку к правоотношениям, связанным с оказанием услуги по обращению с ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора и региональным оператором оказывается услуга по вывозу ТКО надлежащим образом с 1 января 2019г., то данная услуга должна быть оплачена в порядке, установленном действующим законодательством.

При условии обеспеченности потребителей в доступных местах мусорными контейнерами, при отсутствии доказательств того, что они такими услугами не пользовались, оплата ими услуг по обращению с ТКО в силу ст.153,154 ЖК РФ является обязательной. В этой связи отсутствуют законные основания для освобождения Запутряевой М.В. от обязанности оплаты услуг по обращению ТКО за период с января 2019 г. по май 2020 г. Отдалённость имеющихся мест площадок накопления ТКО не является основанием считать, что региональным оператором услуга жителям дер.Никольское не оказывается и Запутряева М.В. данный услуга не пользуется. В связи с чем выводы суда в указанной части являются ошибочными.

Представитель апеллянта ООО «ТСАХ» в суд апелляционной инстанции не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, доводы, изложенные в жалобе полностью поддержал, просил решение мирового судьи отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, о чем представил письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции процессуальный истец старший помощник Осташковского межрайонного прокурора Нескучаева О.В. просила оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ООО «ТСАХ» без удовлетворения.

Истцы Запутряев А.А. и Запутряева М.В. в суд апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная корреспонденция, направленная в их адрес вернулась с отметкой «истёк срок хранения».

Представители третьих лиц МКУ «Управление сельскими территориями», Администрации Осташковского городского округа в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика ООО «ЕРКЦ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.

На основании ст.167, 327 ГПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствии Запутряевой М.В., Запутряева А.А., ООО «ЕРКЦ» извещенных о судебном разбирательстве, поскольку ими не представлены сведения о причинах неявки, их неявка не препятствует рассмотрению жалобы.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав ст. помощника Осташковского межрайонного прокурора Нескучаеву О.В., проверив в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении дела мировым судьей были допущены такого рода нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления» с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, региональной программой и территориальной схемой.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы правила Гражданского кодекса РФ о публичном договоре.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключённый коммерческой организации и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнение публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст.ст.426, 167 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что региональным оператором на территории Тверской области является ООО «Тверьспецавтохозяйство» (ООО «ТСАХ»-ранее МУП «ТСАХ»), с которым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО, в соответствии с которым ООО «ТСАХ» является региональным оператором по обращению с отходами на территории Тверской области, которым непосредственно осуществляется транспортирование ТКО.

29 декабря 2018г. региональным оператором опубликован договор оферты на официальном сайте tcax.ru, а также в печатных средствах массовой информации для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта-газете «Тверская жизнь» 29 декабря 2018 г.

Начало действия регионального оператора на территории Тверской области-1 января 2019 года.

Собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение договора в письмнной форме. Для заключения договора с региональным оператором в письменной форме необходимо подать заявку, с приложением необходимого перечня документов, предусмотренных Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156.

В соответствии с пунктом 8(7) раздела 1(1) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп.8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, с учётом приведённых правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключённым и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

ООО «ТСАХ» оказывает услуги по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов на территории Осташковского городского округа Тверской области.

Постановлением главы Осташковского городского округа №1235 от 23 июля 2019г. утверждён Реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО и схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Осташковского городского округа, согласно которому на территории дер. Никольское Осташковского городского округа определено одно место размещения накопления ТКО (один контейнер объемом 8 м3).

Из материалов дела следует и мировым судьей установлено, что Запутряева М.В., Запутряев А. А. зарегистрированы по месту жительства и проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями ГКУ ТО «ЦСПН» Осташковского городского округа Тверской области от 25 мая 2020г., администрации Замошского территориального отдела МКУ «Управление сельскими территориями» от 4 февраля 2020 г.

С мая 2019 г. на имя истца Запутряевой М. В. по домовладению, расположенному по адресу: <адрес> (лицевой счет 4048873), выставляются квитанции на оплату услуг ООО «ТСАХ» «Обращение с ТКО», которые Запутряевой М. В. не оплачиваются(л.д.22, 48-49).

Согласно справки о состоянии лицевого счёта от 20 мая 2020г. №42, выданной ООО «ЕРКЦ», задолженность Запутряевой М. В., зарегистрированной по адресу: <адрес> (лицевой счет 4048873) за жилищно-коммунальные услуги «вывоз ТКО» перед поставщиком услуги ООО «ТСАХ» на 1 мая 2020 года составляет 2162,88 руб.

Администрацией Осташковского городского округа с региональным оператором ООО «ТСАХ» согласована Дорожная карта мест (площадок) накопления ТКО на территории Осташковского городского округа, в которой указаны: место расположения (адрес) площадок для накопления ТКО, запланированное количество контейнеров, их фактическое количество, сведения о наличии контейнерной площадки и её состоянии (требуется ремонт/строительство), потребность в контейнерах.

В соответствии с данной Дорожной картой в дер.НикольскоеЗамошского территориального отдела запланировано размещение одного контейнера, однако фактически контейнер и место (площадка) накопления ТКО при численности населения 26 человек на территории указанного населённого пункта отсутствуют.

В соответствии с информацией ООО «ТСАХ» от 21 февраля 2020 года №824 непосредственно на территории дер. Никольское Осташковского городского округа Тверской области контейнеры для сбора ТКО отсутствуют. По информации руководителя МКУ «Управление сельскими территориями» в дер. Никольское отсутствует потребность в установке контейнеров, достаточно контейнеров, расположенных в дер. Нескучное, дер. Большое Ронское, дер. Жулево.

Согласно расчёту потребности установки контейнеров, бункеров на территории сельских населённых пунктов Осташковского городского округа, направленного руководителем МКУ «Управление сельскими территориями» в адрес генерального директора ООО «ТСАХ», в дер.Никольскоедостаточно контейнеров, расположенных в дер. Нескучное, дер. Большое Ронское, дер. Жулево.

В феврале 2020 г. МКУ «Управление сельскими территориями» обращалось к руководству ООО «ТСАХ» (Осташковского филиала) с просьбой установить контейнер для сбора ТКО в дер. Никольское, так как в последнее время от пожилых граждан, инвалидов поступают обращения о незаконном начислении платы за ТКО в связи с отсутствием контейнера в их населённом пункте.

Согласно ответу генерального директора. ООО «ТСАХ» в адрес руководителя МКУ «Управление сельскими территориями» от 12 марта 2020 года №1110 для жителей дер. Никольское предложено организовать без контейнерный (пакетированный) сбор ТКО, утвердив график вывоза еженедельно по воскресеньям в период времени с 9 часов 00 минут до 15 часов 00 минут с указанием о готовности приступить к оказанию данной услуги с 22 марта 2020 года.

Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь ст.30, 154 ЖК РФ, ст.426 ГК РФ, ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641, п.8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пришел к выводу о том, что с момента действия регионального оператора на территории Осташковского городского округа порядок сбора и вывоза ТКО в дер. Никольское в спорный период не был определен, данный населенный пункт находится на значительном удалении от организованных мест (площадок) накопления ТКО, маршрута движения мусоросборной техники, и сбор и вывоз мусора в д. Никольское не осуществлялся до марта 2020 года, услуга по вывозу ТКО ответчиком истцам в спорный период не оказывалась, в связи с чем признал незаконными действия ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов ЗапутряевойМ.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек и обязал ООО «Тверьспецавтохозяйство» произвести ЗапутряевойМ.В. перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

Однако выводы мирового судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при рассмотрении дела судом первой инстанций допущено неправильное применение норм материального права.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 №354.

Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.

Согласно ст. 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила №641).

Согласно пункту 9 Правил №641, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 10 Правил №641, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Как было установлено выше и следует из материалов дела, региональный оператор ООО «Тверьспецавтохозяйство» известил потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»-tcax.ru, а также в средстве массовой информации для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта – газете «Тверская жизнь» - 29 декабря 2018 года.

Исходя из того, что данный договор является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением №1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, а истцы не исполнили императивные требования Правил №1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с истцами на условиях типового договора с согласованием существенных его условий, в том числе и в отношении сроков внесения оплаты.

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил №1156.

Согласно Постановлению главы Осташковского городского округа №1235 от 23.07.2019 года «Об утверждении Реестра размещения мест (площадок) накопления ТКО и схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Осташковского городского округа», на территории д.Никольское Осташковского городского округа определено одно место размещения накопления ТКО (один контейнер объемом 8 м3).

Учитывая, что ООО «Тверьспецавтохозяйство» фактически оказывал услуги по вывозу ТКО всем без исключения жителям Осташковского городского округа, в том числе и жителям д.Никольское, с иных контейнерных площадок, а именно с контейнерных площадок, расположенных в дер.Нескучное, дер.БольшоеРонское, дер.Жулево, что сторонами не оспаривалось, доказательств обратного не представлено, то истцы пользовались услугами, предоставляемыми ООО «Тверьспецавтохозяйство», учитывая общедоступность данных мусорных контейнеров. При этом доказательств утилизации мусора истцами не в эти контейнеры, иными предусмотренными действующим законодательством способами (самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов, заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами) истцы суду не представили, тогда как утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещается.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что сложившиеся между сторонами отношения являются договорными в силу п.3 ст.438 ГК РФ.

Таким образом, при условии обеспеченности истцов в доступных местах мусорными контейнерами, при отсутствии доказательства того, что они такими услугами не пользовались, оплата ими услуг ООО «Тверьспецавтохозяйство» по сбору и вывозу ТКО в силу ст.153,154 ЖК РФ является обязательной. В этой связи у мирового судьи отсутствовали правовые основания для признания незаконными действий ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов Запутряевой М.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

Кроме того, исходя из материалов дела, плата за вывоз твёрдых коммунальных отходов Запутряевой М.В. начислялась региональным оператором ООО «ТСАХ» за период, начиная с мая 2019 года, а не с января 2019 года, как указано в исковом заявлении (л.д.22, 48-49).

Порядок фиксации нарушений по договору на оказание услуг по обращению с ТКО регламентирован в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами», также порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность предусмотрен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N354).

Между тем, допустимых доказательств предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренных указанными выше Правилами № 1156 и 354 истцами не представлено мировому судье, а также суду апелляционной инстанции, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на ООО «Тверьспецавтохозяйство» обязанности произвести перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

Допущенное мировым судьей нарушение норм материального права привело к неправильному разрешению дела в данной части и в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены решения мирового судьи в данной части и принятию судом апелляционной инстанции нового решения по правилам п.2 ст.328 ГПК РФ об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных в отношении ответчика ООО «Тверьспецавтохозяйство».

В остальной части решение суда не обжалуется.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка №52 Тверской области Федоровой И. В., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №44 Тверской области, от 15 июля 2020 года в части признания незаконными действий ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твердых коммунальных отходов Запутряевой М.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек, возложении на ООО «Тверьспецавтохозяйство» обязанность произвести Запутряевой М.В. перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твердых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек, взыскании с ООО «Тверьспецавтохозяйство» в доход соответствующего бюджета государственной пошлины в размере 400 рублей отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Осташковскому межрайонному прокурору, действующему в интересах Запутряевой М.В., Запутряева А.А. к ООО «Тверьспецавтохозяйство» о признании незаконным действия ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твердых коммунальных отходов Запутряевой М.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек, о возложении на ООО «Тверьспецавтохозяйство» обязанность произвести Запутряевой М.В. перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твердых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек, взыскании с ООО «Тверьспецавтохозяйство» судебных расходов.

В остальной части решение мирового судьи судебного участка №52 Тверской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №44 Тверской области, от 15 июля 2020 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ.

Судья                                                                      Н. А. Кокарева

Дело №11-12/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Осташковский межрайонный суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,

при секретаре Антоновой ОН.,

с участием старшего помощника Осташковского межрайонного прокурора Нескучаевой О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

23 ноября 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО «Тверьспецавтохозяйство» на решение мирового судьи судебного участка №52 Тверской области Федоровой И.В., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №44 Тверской области от 15 июля 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Осташковского межрайонного прокурора в интересах Запутряевой М.В., Запутряева А.А. к ООО «Тверьспецавтохозяйство» о перерасчете платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов Запутряевой М.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

Возложить на ООО «Тверьспецавтохозяйство» обязанность произвести Запутряевой М.В. перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

В удовлетворении исковых требований Осташковского межрайонного прокурора в интересах Запутряевой М.В., Запутряева А.А. к ООО «Единый расчётный кассовый центр» о перерасчете платы за обращения с твёрдыми коммунальными отходами отказать.

Взыскать с ООО «Тверьспецавтохозяйство» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей»,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор с учетом заявления об уточнении требований обратился к мировому судье с иском в интересах Запутряевой М.В., Запутряева А.А. к ООО «Тверьспецавтохозяйство», ООО «Единый расчётный кассовый центр» о перерасчете платы за обращения с твёрдыми коммунальными отходами за период произвести перерасчет начисленной за период с января 2019 г. по март 2020 г. платы за вывоз ТКО Запутряевой М.В., исключив начисленные суммы за период с января 2019 г. по март 2020 г. в размере 1987,10 руб.

Требования мотивированны тем, что в результате проведенной Осташковской межрайонной прокуратурой проверки по обращению пенсионера, инвалида 2 группы Запутряевой М.В., проживающей по адресу: <адрес> <адрес>, установлен факт необоснованного начисления региональным оператором ООО «Тверьспецавтохозяйство» платы за фактически не оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в связи с чем в интересах Запутряевой М.В. и её сына инвалида группы Запутряева А.А. инициирован иск.

Процессуальный истец ст.помощник Осташковского межрайонного прокурора Нескучаева О.В. в суде первой инстанции исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме, по обстоятельствам и доводам изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в <адрес> городского поселения, где проживают Запутряевы, предусмотрена контейнерная площадка для сбора ТКО, однако она не организована, контейнеры не установлены. Ближайшая контейнерная площадка находится в соседней деревне на расстоянии 1 км от дер.Никольское. Жителям дер.Никольское услуга по вывозу мусора не оказывалась до конца марта 2020 г. Запутряевы в силу возраста и состояния здоровья не могли пользоваться контейнерными площадками, расположенными в соседних деревнях, с образовавшимися ТКО справлялись своими силами: пищевые отходы скармливали домашним животным, сгораемые-сжигали в печи, а также пользовались ямой на своем земельном участке для утилизации отходов. Факт непредставления услуги по вывозу ТКО жителям дер. Никольское установлен и подтверждается документально.

Материальные истцы Запутряева М.В., Запутряев А.А., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд первой инстанции не явились, дело рассмотрено в и отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Тверьспецавтохозяйство» по доверенности Иванцова О.А., в суде первой инстанции исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск, просила об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Единый расчётный кассовый центр» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрение дела, в суд первой инстанции не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признал, по обстоятельствам и доводам, изложенным в нём, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц МКУ «Управление сельскими территориями», Администрации Осташковского городского округа будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, суд первой инстанции не явились, представили ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

    Мировым судьей постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчикаООО «ТСАХ» по доверенности Кузуб О.В. просит отменить решение мирового судьи, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Считает не обоснованным вывод суда о том, что в спорный период времени порядок сбора и вывоза ТКО в дер.Никольское не был определен, поскольку из исследованных судом документов следует, что для жителей дер.Никольское определены места накопления ТКО в дер.Никольское. Поскольку население деревни Никольское много лет пользуется контейнерными площадками, расположенными в д.Нескучное, д.Большое Ронское, дер.Жулево, контейнерные площадки установлены в указанных деревнях. При этом указывает на то, что мировому судье не представлено доказательств утилизации мусора Запутряевыми не в контейнеры вышеуказанных населённых пунктов, либо иными предусмотренными действующим законодательством способами (самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов, заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами), тогда как утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещена. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сложившиеся между сторонами отношения являются договорными в силу п.3 ст.438 ГК РФ (фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы)). Поскольку к правоотношениям, связанным с оказанием услуги по обращению с ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора и региональным оператором оказывается услуга по вывозу ТКО надлежащим образом с 1 января 2019г., то данная услуга должна быть оплачена в порядке, установленном действующим законодательством.

При условии обеспеченности потребителей в доступных местах мусорными контейнерами, при отсутствии доказательств того, что они такими услугами не пользовались, оплата ими услуг по обращению с ТКО в силу ст.153,154 ЖК РФ является обязательной. В этой связи отсутствуют законные основания для освобождения Запутряевой М.В. от обязанности оплаты услуг по обращению ТКО за период с января 2019 г. по май 2020 г. Отдалённость имеющихся мест площадок накопления ТКО не является основанием считать, что региональным оператором услуга жителям дер.Никольское не оказывается и Запутряева М.В. данный услуга не пользуется. В связи с чем выводы суда в указанной части являются ошибочными.

Представитель апеллянта ООО «ТСАХ» в суд апелляционной инстанции не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, доводы, изложенные в жалобе полностью поддержал, просил решение мирового судьи отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, о чем представил письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции процессуальный истец старший помощник Осташковского межрайонного прокурора Нескучаева О.В. просила оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ООО «ТСАХ» без удовлетворения.

Истцы Запутряев А.А. и Запутряева М.В. в суд апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная корреспонденция, направленная в их адрес вернулась с отметкой «истёк срок хранения».

Представители третьих лиц МКУ «Управление сельскими территориями», Администрации Осташковского городского округа в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика ООО «ЕРКЦ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.

На основании ст.167, 327 ГПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствии Запутряевой М.В., Запутряева А.А., ООО «ЕРКЦ» извещенных о судебном разбирательстве, поскольку ими не представлены сведения о причинах неявки, их неявка не препятствует рассмотрению жалобы.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав ст. помощника Осташковского межрайонного прокурора Нескучаеву О.В., проверив в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении дела мировым судьей были допущены такого рода нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления» с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, региональной программой и территориальной схемой.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы правила Гражданского кодекса РФ о публичном договоре.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключённый коммерческой организации и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнение публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст.ст.426, 167 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что региональным оператором на территории Тверской области является ООО «Тверьспецавтохозяйство» (ООО «ТСАХ»-ранее МУП «ТСАХ»), с которым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО, в соответствии с которым ООО «ТСАХ» является региональным оператором по обращению с отходами на территории Тверской области, которым непосредственно осуществляется транспортирование ТКО.

29 декабря 2018г. региональным оператором опубликован договор оферты на официальном сайте tcax.ru, а также в печатных средствах массовой информации для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта-газете «Тверская жизнь» 29 декабря 2018 г.

Начало действия регионального оператора на территории Тверской области-1 января 2019 года.

Собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение договора в письмнной форме. Для заключения договора с региональным оператором в письменной форме необходимо подать заявку, с приложением необходимого перечня документов, предусмотренных Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156.

В соответствии с пунктом 8(7) раздела 1(1) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп.8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, с учётом приведённых правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключённым и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

ООО «ТСАХ» оказывает услуги по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов на территории Осташковского городского округа Тверской области.

Постановлением главы Осташковского городского округа №1235 от 23 июля 2019г. утверждён Реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО и схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Осташковского городского округа, согласно которому на территории дер. Никольское Осташковского городского округа определено одно место размещения накопления ТКО (один контейнер объемом 8 м3).

Из материалов дела следует и мировым судьей установлено, что Запутряева М.В., Запутряев А. А. зарегистрированы по месту жительства и проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями ГКУ ТО «ЦСПН» Осташковского городского округа Тверской области от 25 мая 2020г., администрации Замошского территориального отдела МКУ «Управление сельскими территориями» от 4 февраля 2020 г.

С мая 2019 г. на имя истца Запутряевой М. В. по домовладению, расположенному по адресу: <адрес> (лицевой счет 4048873), выставляются квитанции на оплату услуг ООО «ТСАХ» «Обращение с ТКО», которые Запутряевой М. В. не оплачиваются(л.д.22, 48-49).

Согласно справки о состоянии лицевого счёта от 20 мая 2020г. №42, выданной ООО «ЕРКЦ», задолженность Запутряевой М. В., зарегистрированной по адресу: <адрес> (лицевой счет 4048873) за жилищно-коммунальные услуги «вывоз ТКО» перед поставщиком услуги ООО «ТСАХ» на 1 мая 2020 года составляет 2162,88 руб.

Администрацией Осташковского городского округа с региональным оператором ООО «ТСАХ» согласована Дорожная карта мест (площадок) накопления ТКО на территории Осташковского городского округа, в которой указаны: место расположения (адрес) площадок для накопления ТКО, запланированное количество контейнеров, их фактическое количество, сведения о наличии контейнерной площадки и её состоянии (требуется ремонт/строительство), потребность в контейнерах.

В соответствии с данной Дорожной картой в дер.НикольскоеЗамошского территориального отдела запланировано размещение одного контейнера, однако фактически контейнер и место (площадка) накопления ТКО при численности населения 26 человек на территории указанного населённого пункта отсутствуют.

В соответствии с информацией ООО «ТСАХ» от 21 февраля 2020 года №824 непосредственно на территории дер. Никольское Осташковского городского округа Тверской области контейнеры для сбора ТКО отсутствуют. По информации руководителя МКУ «Управление сельскими территориями» в дер. Никольское отсутствует потребность в установке контейнеров, достаточно контейнеров, расположенных в дер. Нескучное, дер. Большое Ронское, дер. Жулево.

Согласно расчёту потребности установки контейнеров, бункеров на территории сельских населённых пунктов Осташковского городского округа, направленного руководителем МКУ «Управление сельскими территориями» в адрес генерального директора ООО «ТСАХ», в дер.Никольскоедостаточно контейнеров, расположенных в дер. Нескучное, дер. Большое Ронское, дер. Жулево.

В феврале 2020 г. МКУ «Управление сельскими территориями» обращалось к руководству ООО «ТСАХ» (Осташковского филиала) с просьбой установить контейнер для сбора ТКО в дер. Никольское, так как в последнее время от пожилых граждан, инвалидов поступают обращения о незаконном начислении платы за ТКО в связи с отсутствием контейнера в их населённом пункте.

Согласно ответу генерального директора. ООО «ТСАХ» в адрес руководителя МКУ «Управление сельскими территориями» от 12 марта 2020 года №1110 для жителей дер. Никольское предложено организовать без контейнерный (пакетированный) сбор ТКО, утвердив график вывоза еженедельно по воскресеньям в период времени с 9 часов 00 минут до 15 часов 00 минут с указанием о готовности приступить к оказанию данной услуги с 22 марта 2020 года.

Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь ст.30, 154 ЖК РФ, ст.426 ГК РФ, ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641, п.8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пришел к выводу о том, что с момента действия регионального оператора на территории Осташковского городского округа порядок сбора и вывоза ТКО в дер. Никольское в спорный период не был определен, данный населенный пункт находится на значительном удалении от организованных мест (площадок) накопления ТКО, маршрута движения мусоросборной техники, и сбор и вывоз мусора в д. Никольское не осуществлялся до марта 2020 года, услуга по вывозу ТКО ответчиком истцам в спорный период не оказывалась, в связи с чем признал незаконными действия ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов ЗапутряевойМ.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек и обязал ООО «Тверьспецавтохозяйство» произвести ЗапутряевойМ.В. перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

Однако выводы мирового судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при рассмотрении дела судом первой инстанций допущено неправильное применение норм материального права.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 №354.

Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.

Согласно ст. 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила №641).

Согласно пункту 9 Правил №641, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 10 Правил №641, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Как было установлено выше и следует из материалов дела, региональный оператор ООО «Тверьспецавтохозяйство» известил потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»-tcax.ru, а также в средстве массовой информации для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта – газете «Тверская жизнь» - 29 декабря 2018 года.

Исходя из того, что данный договор является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением №1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, а истцы не исполнили императивные требования Правил №1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с истцами на условиях типового договора с согласованием существенных его условий, в том числе и в отношении сроков внесения оплаты.

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил №1156.

Согласно Постановлению главы Осташковского городского округа №1235 от 23.07.2019 года «Об утверждении Реестра размещения мест (площадок) накопления ТКО и схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Осташковского городского округа», на территории д.Никольское Осташковского городского округа определено одно место размещения накопления ТКО (один контейнер объемом 8 м3).

Учитывая, что ООО «Тверьспецавтохозяйство» фактически оказывал услуги по вывозу ТКО всем без исключения жителям Осташковского городского округа, в том числе и жителям д.Никольское, с иных контейнерных площадок, а именно с контейнерных площадок, расположенных в дер.Нескучное, дер.БольшоеРонское, дер.Жулево, что сторонами не оспаривалось, доказательств обратного не представлено, то истцы пользовались услугами, предоставляемыми ООО «Тверьспецавтохозяйство», учитывая общедоступность данных мусорных контейнеров. При этом доказательств утилизации мусора истцами не в эти контейнеры, иными предусмотренными действующим законодательством способами (самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов, заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами) истцы суду не представили, тогда как утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещается.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что сложившиеся между сторонами отношения являются договорными в силу п.3 ст.438 ГК РФ.

Таким образом, при условии обеспеченности истцов в доступных местах мусорными контейнерами, при отсутствии доказательства того, что они такими услугами не пользовались, оплата ими услуг ООО «Тверьспецавтохозяйство» по сбору и вывозу ТКО в силу ст.153,154 ЖК РФ является обязательной. В этой связи у мирового судьи отсутствовали правовые основания для признания незаконными действий ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов Запутряевой М.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

Кроме того, исходя из материалов дела, плата за вывоз твёрдых коммунальных отходов Запутряевой М.В. начислялась региональным оператором ООО «ТСАХ» за период, начиная с мая 2019 года, а не с января 2019 года, как указано в исковом заявлении (л.д.22, 48-49).

Порядок фиксации нарушений по договору на оказание услуг по обращению с ТКО регламентирован в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами», также порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность предусмотрен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N354).

Между тем, допустимых доказательств предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренных указанными выше Правилами № 1156 и 354 истцами не представлено мировому судье, а также суду апелляционной инстанции, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на ООО «Тверьспецавтохозяйство» обязанности произвести перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек.

Допущенное мировым судьей нарушение норм материального права привело к неправильному разрешению дела в данной части и в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены решения мирового судьи в данной части и принятию судом апелляционной инстанции нового решения по правилам п.2 ст.328 ГПК РФ об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных в отношении ответчика ООО «Тверьспецавтохозяйство».

В остальной части решение суда не обжалуется.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка №52 Тверской области Федоровой И. В., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №44 Тверской области, от 15 июля 2020 года в части признания незаконными действий ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твердых коммунальных отходов Запутряевой М.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек, возложении на ООО «Тверьспецавтохозяйство» обязанность произвести Запутряевой М.В. перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твердых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек, взыскании с ООО «Тверьспецавтохозяйство» в доход соответствующего бюджета государственной пошлины в размере 400 рублей отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Осташковскому межрайонному прокурору, действующему в интересах Запутряевой М.В., Запутряева А.А. к ООО «Тверьспецавтохозяйство» о признании незаконным действия ООО «Тверьспецавтохозяйство» по начислению платы за вывоз твердых коммунальных отходов Запутряевой М.В. за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек, о возложении на ООО «Тверьспецавтохозяйство» обязанность произвести Запутряевой М.В. перерасчет начисленной за период с января 2019 года по март 2020 года платы за вывоз твердых коммунальных отходов, исключив начисленные суммы за период с января 2019 года по март 2020 года в размере 1987 рублей 10 копеек, взыскании с ООО «Тверьспецавтохозяйство» судебных расходов.

В остальной части решение мирового судьи судебного участка №52 Тверской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №44 Тверской области, от 15 июля 2020 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ.

Судья                                                                      Н. А. Кокарева

1версия для печати

11-12/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
Осташковская межрайонная прокуратура
Запутряев Александр Аркадьевич
Запутряева Мария Васильевна
Ответчики
ООО "Единый расчетный кассовый центр"
ООО "Тверьспецавтохозяйство"
Другие
Администрация Осташковского городского округа
МКУ "Управление сельскими территориями"
Суд
Осташковский межрайонный суд Тверской области
Судья
Кокарева Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
ostashkovsky.twr.sudrf.ru
29.09.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
29.09.2020Передача материалов дела судье
05.10.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
23.11.2020Судебное заседание
23.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее