Решение по делу № 33-1855/2023 от 30.01.2023

Судья Жуков К.М. Дело № 33-1855/2023

24RS0018-01-2022-001612-13

2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 февраля 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Кучеровой С.М.,

судей Медведева И.Г., Парфеня Т.В.,

при ведении протокола помощником судьи Юровой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Медведева И.Г. гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 172», Управлению образования администрации ЗАТО г. Зеленогорск о понуждении к совершению действий

по апелляционной жалобе представителя администрации ЗАТО г. Зеленогорск – Полтавец И.В.

на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 30 ноября 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 172», Управлению образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорск о понуждении к проведению мероприятий удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в срок до 01 июня 2023 года обеспечить финансирование Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 172» на выполнение мероприятия в отношении здания, расположенного адресу: г. Зеленогорск, ул. Строителей, д. 19 по оснащению охранной сигнализацией.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 172» в срок до 01 сентября 2023 года выполнить мероприятие в отношении здания, расположенного по адресу: г. Зеленогорск, ул. Строителей, д. 19, по оснащению охранной сигнализацией».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 172», Управлению образования администрации ЗАТО г. Зеленогорск о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурором проверки в деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 172» выявлены нарушения требований Федерального закона «О противодействии терроризму», а именно: в учреждении образования отсутствует охранная сигнализация. Указанное нарушение непосредственно влияет на уровень антитеррористической защищенности объекта, препятствуют достижению целей и задач законодательства о противодействии терроризму, а также способствуют реализации угроз террористического характера. Несоблюдение ответчиками требований антитеррористического законодательства влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – детей, педагогического и технического персонала, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, создает угрозу совершения террористического акта.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации ЗАТО г. Зеленогорск – Полтавец И.В. просит решение отменить, указывая, что Управление образования не наделено полномочиями распределения бюджетных средств между муниципальными учреждениями, в связи с чем, полагает, что решение фактически будет неисполнимым.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора прокуратуры Красноярского края Андрееву А.Г., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ).

Охрана здоровья обучающихся согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии с п. 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 года «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск проверки соблюдения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 172» законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных учреждений выявлено, что объект не оснащен системой охранной сигнализации.

Учредителем и собственником имущества МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 172» является муниципальное образование город Зеленогорск Красноярского края; функции и полномочия учредителя осуществляет администрация ЗАТО г. Зеленогорск.

На основании акта обследования и категорирования объекта (территории) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 172» разработан паспорт безопасности, которым указанному объекту - образовательной организации присвоена 3 категория опасности; получен соответствующий паспорт безопасности объекта; согласно выводам комиссии с целью повышения уровня антитеррористической защищенности необходимо провести мероприятия, в том числе - по оснащению объекта (территории) системами охранной сигнализации.

Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.

По данному факту прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в адрес МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 172» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, однако до настоящего времени должных мер по устранению выявленных нарушений не принято.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и установив, что требования нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности ответчиками не исполняются, что влечет угрозу жизни и здоровью работников, воспитанников и иных лиц, находящихся на образовательном объекте; пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 172» обязанности по устранению нарушения требований законодательства в виде оснащения здания охранной сигнализацией, а также по возложению на Управление образования администрации ЗАТО г. Зеленогорск обязанности по выделению финансирования на эти цели в срок до 01.06.2023.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт неисполнения ответчиками требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, указанных в представлении прокурора об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и исковом заявлении.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При таком положении, суд первой инстанции законно и обоснованно посчитал необходимым возложить на ответчика обязанность по обеспечению объектов системами экстренного оповещения, установив срок до 01.09.2023; этот срок, по мнению судебной коллегии, является разумным и достаточным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что управление образования администрации ЗАТО г. Зеленогорск не наделено полномочиями распределения бюджетных средств между муниципальными учреждениями, отклоняются судебной коллегией.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п.п. 1.5, 1.6 Положения об управлении образования администрации ЗАТО г. Зеленогорска, утвержденного Советом депутатов ЗАТО г. Зеленогорск 25.10.2018, именно управление образования ЗАТО г. Зеленогорск является главным распорядителем средств местного бюджета в отношении находящихся в его ведении муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Зеленогорска; финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной системы Управления.

В силу п. 2 названного Положения в целях исполнения возложенных на него полномочий Управление обеспечивает реализацию предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г. Зеленогорска по решению вопросов в сфере образования, в том числе: по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных бюджетных образовательных учреждений г. Зеленогорска, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей; иных полномочий в сфере образования, установленных законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

Кроме того, Управление осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении находящихся в ведении Управления муниципальных бюджетных и казенных учреждений в соответствии с их уставом.

Помимо прочего, Управление формирует и утверждает муниципальные задания на очередной финансовый год и плановый для МУ; утверждает бюджетные сметы муниципальных казенных учреждений.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по финансированию МБОУ «СОШ № 172» по оснащению здания охранной сигнализацией именно на Управление образования администрации ЗАТО г. Зеленогорск, как на учредителя образовательного учреждения, главного распорядителя бюджетных средств в части расходов в сфере образования, и уполномоченный орган местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных бюджетных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий - является правильным, поскольку соответствующее финансирование муниципальному бюджетному образовательному учреждению не предоставлено; именно Управление образования администрации ЗАТО г. Зеленогорск обладает необходимыми, в том числе бюджетными, полномочиями и обязано обеспечить решение данного вопроса.

Вопреки доводам жалобы, суд не связан исследованием вопроса о выделении финансирования муниципальных бюджетных учреждений, поскольку предметом заявленных прокурором требований является необходимость принятия мер к соблюдению требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Отсутствие финансирования не является основанием, либо уважительной причиной несоблюдения Управлением образования своей непосредственной обязанности по выделению средств на выполнение образовательным учреждением необходимых мероприятий в целях обеспечения террористической защищенности объекта и исполнению требований действующего законодательства в указанной части. Несмотря на то, что образовательное учреждение, как юридическое лицо, самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта дошкольного образования; вместе с тем, реализовать такую обязанность оно может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые органом местного самоуправления в необходимом размере не обеспечены, несмотря на то, что вышеуказанными требованиями к антитеррористической защищенности объектов прямо предусмотрена обязанность по обеспечению охранной сигнализацией, за счет средств местного бюджета.

При этом неисполнение образовательной организацией и органом управления образования установленной законом обязанности создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних учащихся, работников учреждения и иных лиц.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленогорского городского суда от 30 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ЗАТО г. Зеленогорск – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в полном объеме 13.02.2023

33-1855/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура ЗАТО г. Зеленогорск
Ответчики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 172
Управление образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорск
Другие
Администрация ЗАТО г.Зеленогорска
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
08.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2023Передано в экспедицию
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее