Дело №2а-4126/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего Лиманской В.А.
при секретаре Марченко А.Г.
10 августа 2021 года в г. Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому Волгоградской области к Шевченко А. С. о взыскании страховых взносов, пени,
Установил :
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Шевченко А.С. о взыскании обязательных платежей, санкций по страховым взносам за расчетный период, начиная с "."..г., в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2020 года в размере 8 426 руб., пени за период с "."..г. по "."..г. в размере 13,13 руб.,
задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2020 года в размере 32448 руб., пени за период с "."..г. по "."..г. в размере 50,56 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик Шевченко А.С. является <...> с 2014 года. Обязанность по уплате страховых взносов Шевченко А.С. за спорный период не исполнена, налоговым органом выявлена недоимка по уплате страховых взносов. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, административным истцом были начислены пени, в адрес Шевченко А.С. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени, которое в добровольном порядке исполнено не было. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного истца Капаров А.Б. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснил, что оснований для перерасчета страховых взносов по причине нахождения административного ответчика на листке нетрудоспособности не имеется.
Административный ответчик Шевченко А.С. в судебном заседании с иском согласился, расчет суммы задолженности не оспаривал, однако полагал необходимым учесть фактические обстоятельства дела, при которых он длительное время находился на листке нетрудоспособности, а также ограничения, введенные постановлением губернатора <адрес> в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, при которых он не мог в полной мере осуществлять свою адвокатскую деятельность и размер его дохода за период с "."..г. по "."..г. составил 225 120 рублей. При этом, вынужден был ежемесячно нести расходы, связанные с оплатой подоходного налога, взносов в адвокатскую палату, а также необходимые расходы для приобретения канцтоваров, оплаты транспортных расходов и прочее. Считал возможным применение по аналогии требований ФЗ от 1 апреля 2020 года №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и снизить в двукратном размере подлежащие взысканию суммы страховых взносов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, утратившего силу с 01 января 2017 года, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» адвокаты являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Действующей с 01 января 2017 года главой 34 НК РФ указанная категория страхователей по обязанному пенсионному страхованию также отнесена к плательщикам страховых взносов (подпункт 2 пункт 1 статьи 419 НК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
По правилам п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По правилам ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п. 2).
Согласно ст. 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Статьей 25 Закона № 212-ФЗ было предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Схожие положения исчисления пени предусмотрены статьей 75 НК РФ.
В соответствии со статьей 22 Закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. Данное требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Частью 1 статьи 21 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложено на налоговые органы в соответствии с Федеральным законом РФ №243-ФЗ от 3.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и №250-ФЗ от 3.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
По правилам п. 1, 3 ст. 431 НК РФ, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласного ст. 75 НК РФ, налогоплательщику начисляются пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Шевченко А.С. зарегистрирован в реестре <...> <адрес> и в срок по "."..г. был обязан уплатить страховые взносы за 2020 год.
Задолженность по страховым взносам за расчетные периоды, начиная с "."..г., за период 2020 года в полном объёме оплачена Шевченко А.С. не была и налоговым органом выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа (для индивидуальных предпринимателей) №... от "."..г., предложено в срок до "."..г. оплатить задолженность по уплате страховых взносов в размере 40874 руб. и пени 63,69 руб., в том числе, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 32448 руб. и пени за нарушение сроков уплаты 50,56 руб., недоимка по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, в размере 8426 руб. и пени за нарушение сроков уплаты 13,13 руб.
Требование налогового органа направлено и вручено "."..г. налогоплательщику Шевченко А.С. посредством личного кабинета.
Административным истцом представлен расчет взыскиваемых сумм страховых взносов, пени, правильность которого стороной административного ответчика не оспаривается. Судом расчет проверен и признан верным, составленным с учетом требований налогового законодательства.
Проверив правильность расчета исчисленного ответчику налога, сумм страховых взносов за 2020 год, пени за период с "."..г. по "."..г., суд с ним соглашается, поскольку он произведен с учетом требований закона, является арифметически верным.
Доказательств отсутствия задолженности налогоплательщика по уплате указанных сумм недоимки, пени, либо иного размера указанной задолженности административным ответчиком представлено не было, судом таких обстоятельств не установлено.
Административным истцом, установленный п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ процессуальный срок обращения в суд с настоящим иском и порядок взыскания недоимки, соблюден.
Срок исполнения требования №... истекал для Шевченко А.С. "."..г., за выдачей судебного приказа налоговый орган обратился "."..г., судебный приказ о взыскании спорной суммы недоимки, пени от "."..г. отменен по возражениям налогоплательщика "."..г.. С настоящим административным иском ИФНС России по <адрес> обратилась в суд "."..г..
Относительно доводов административного ответчика о применении по аналогии положений ФЗ от 1 апреля 2020 года №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и снижении двукратно подлежащих взысканию суммы страховых взносов суд исходит из следующего.
В силу положений подпунктов 2 и 6 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона № 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия принимать решения, в частности, по продлению установленных Налоговым кодексом сроков уплаты страховых взносов, об установлении дополнительных оснований предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» предусмотрены для индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434, продление на 4 месяца сроков уплаты страховых взносов, исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, а также предоставление таким плательщикам последующей рассрочки по уплате страховых взносов сроком на один год.
Что касается положений статей 2 и 6 Федерального закона №102-ФЗ, то в соответствии с указанными статьями Федерального закона № 102-ФЗ начиная с 1 апреля 2020 года и на бессрочный период для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% (10% на обязательное пенсионное страхование и 5% на обязательное медицинское страхование) с части ежемесячных выплат в пользу физического лица, превышающей величину минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Таким образом, упомянутые положения Федерального закона № 102-ФЗ применяются к организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся работодателями.
В случае если индивидуальный предприниматель не является работодателем, то он уплачивает страховые взносы только за себя исходя из своего дохода и без учета тарифов страховых взносов, установленных Налоговым кодексом.
При таких обстоятельствах, суд считает, что положения приведенного Шевченко А.С. Федерального закона ФЗ №102-ФЗ в данном случае применению не подлежат.
Факт нахождения Шевченко А.С. на листке нетрудоспособности в период с "."..г. по "."..г., как и размер его заработка за период с "."..г. по "."..г. в сумме <...> рублей, подтверждены копиями листков нетрудоспособности, справкой НО «<...>».
Глава 34 НК РФ предусматривает случаи освобождения плательщиков страховых взносов от их уплаты, перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, перечисленные в подпунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (пункт 7 статьи 430 НК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2015 года № 1925-О, выбор гражданином той или иной формы реализации права на труд (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении государственной службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса адвоката и прочее) влечет для него определенные правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно-полезной деятельности.
Как и иные лица, относящиеся к категории самостоятельно обеспечивающих себя работой, адвокаты действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности. Наличие у лица статуса <...> не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с данным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих рисков и обязанностей, в том числе по самостоятельной уплате страховых взносов в ПФР и ФФОМС.
Данная обязанность возлагается на <...> с календарного месяца, в котором ему выдано удостоверение <...> и до момента прекращения либо приостановления статуса <...>.
Судом установлено, что Шевченко А.С. статус <...> не прекратил и не приостановил, а значит, за налоговый период 2020 года обязан уплатить страховые взносы в заявленном налоговым органом размере. Само по себе отсутствие дохода, исходя из положений пункта 7 статьи 430 НК РФ, не является основанием для неуплаты страховых взносов.
Обстоятельства, связанные с неосуществлением Шевченко А.С. в указанный период 2020 года профессиональной деятельности <...> в связи с нахождением на листке нетрудоспособности, и отсутствием у него соответствующего дохода, не могут являться основанием для его освобождения от уплаты страховых взносов, которые уплачиваются в фиксированном размере, с учетом установленных законом минимального размера оплаты труда и тарифов страховых взносов.
В связи с изложенным, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ИФНС России по <адрес> о взыскании с Шевченко А.С. указанной в иске суммы недоимки, пени.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ, установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ, судом при рассмотрении настоящего административного дела не установлено.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В связи с тем, что административный истец при обращении в суд с настоящим административным иском был освобожден от уплаты госпошлины, исковые требования судом удовлетворены в полном объеме, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 428,13 руб. в доход городского округа – <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил :
Взыскать с Шевченко А. С., проживающего в <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области задолженность по страховым взносам и пени за 2020 год в размере 40 937 рублей 69 копеек, в том числе:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 8 426 рублей, пени за период с "."..г. по "."..г. в размере 13 рублей 13 копеек,
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 32448 рублей, пени за период с "."..г. по "."..г. в размере 50 рублей 56 копеек.
Взыскать с Шевченко А. С. государственную пошлину в доход бюджета городского округа – <адрес> в размере 1 428 рублей 13 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : /подпись/
Справка : в окончательной форме решение принято 24 августа 2021 года.
Судья : /подпись/
Подлинник документа хранится в
Волжском горсуде в деле №2а-4126/2021
УИД№34RS0011-01-2021-006689-19