Дело № 3а-819/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2019 года г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
в отсутствие административного истца Зориной Г.М., представителей административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Котлас», Колотовой Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зориной Г.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Зорина Г.М. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, равной ее рыночной стоимости в размере 862 000 рублей.
В обоснование административного иска указала, что является собственником этого объекта недвижимости и плательщиком налога на имущество физических лиц. В целях определения налоговой базы по указанному налогу применяется величина кадастровой стоимости данного имущества в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость квартиры составляет 862 000 рублей. Полагая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права как налогоплательщика, обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением собрания депутатов муниципального образования «Котлас» от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» на территории названного муниципального образования введен налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401, статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1 закона Архангельской области от 24 октября 2014 года № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», пунктом 2 решения собрания депутатов муниципального образования «Котлас» от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость расположенных в пределах этого муниципального образования жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений.
Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 596-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области» (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены определенные по состоянию на 1 июля 2012 года результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории Архангельской области, минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в четвертом абзаце пункта 6 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Как следует из представленных материалов, право собственности на квартиру площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, было зарегистрировано на имя Зориной Г.М. в период ДД.ММ.ГГГГ; с указанной даты право собственности на это имущество зарегистрировано на имя Колотовой Г.Ю.
Сведения о величине кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, определенной по состоянию на 1 июля 2012 года, в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 20 мая 2014 года на основании постановления правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 596-пп (в редакции постановления правительства Архангельской области от 8 апреля 2014 года № 145-пп).
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на то, что на дату обращения в суд с рассматриваемым административным иском Зорина Г.М. не является собственником квартиры с кадастровым номером <данные изъяты>, она имеет право на применение правовых последствий изменения величины кадастровой стоимости этого объекта недвижимости для целей налогообложения за налоговые периоды 2018-2019 годов.
Разрешая вопрос о праве административного истца оспорить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> за пределами срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости до настоящего времени не проведена. До утверждения результатов такой оценки при определении размера налоговых обязательств административного истца применяется величина кадастровой стоимости принадлежащей ему квартиры, установленная постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 596-пп.
Таким образом, в данном случае пропуск Зориной Г.М. срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не свидетельствует об утрате ею права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером <данные изъяты>, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено сохранение права административного истца на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости этого имущества для целей налогообложения.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно представленному административным истцом отчету №, составленному 7 ноября 2019 года <данные изъяты> В.О., по состоянию на 1 июля 2012 года рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 862 000 рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом ассоциации «Саморегулируемая организация «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости квартиры с кадастровым номером <данные изъяты>, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого имущества.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного отчета недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении квартиры с кадастровым номером <данные изъяты>, установлена ее рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Зориной Г.М. как плательщика налога на имущество физических лиц, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный реестр недвижимости.
Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2015 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (пятый абзац пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Зориной Г.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в размере ее рыночной стоимости, равном 862 000 (Восемьсот шестьдесят две тысячи) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей налогообложения с 1 января 2015 года, а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2019 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 21 октября 2019 года.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба во второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Судья Н.В. Лобанова