РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ченцова Л.В. Дело № 33-5535/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 декабря 2018 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Зинченко С.В.,
судей Гарматовской Ю.В., Никифоровой Ю.В.,
при секретаре Кондратьевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Калининградской области и Министерства социальной политики Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 05 октября 2018 года, которым иск Пенькова В.В. удовлетворен.
На Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить Пенькову Владимиру Викторовичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Гарматовской Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пеньков В.В. обратился в суд с иском к Правительству Калининградской области, указав, что ответчиком нарушены его права на обеспечение жильем. Указал, что в настоящее истец время жилья не имеет, решением Министерства социальной политики Калининградской области включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. Но до настоящего времени данное право не реализовано, жильем он не обеспечен, в связи с чем просил обязать Правительство Калининградской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, в иске отказать. Указывает, что в установленном законодательством области порядке истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его право на получение жилья из специализированного жилого фонда ответчик не оспаривал. Порядок же предоставления лицам данной категории жилых помещений из специализированного фонда предусмотрен Законом Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», положениями которого установлено, что такие жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Таким образом, ссылаясь также на положения ст.57 ЖК РФ, представитель ответчика полагал, что внеочередной порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан законом не предусмотрен, и нарушение принципа очередности при предоставлении жилья истцу нарушит права иных граждан, включенных в список ранее.
В судебное заседание не явились истец, представитель Правительства Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области, управления социальной защиты администрации МО «Черняховский городской округ», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на них, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ - до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом положениями п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенным в действие с 1 января 2013 года, предусмотрено новое правовое регулирование вопросов обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан. При этом положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признаны утратившим силу, одновременно введена в действие ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Кроме того, положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ изложены в новой редакции, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ( п.1). При этом по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).
Согласно п.2 статьи 4 названного выше Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 8 Закона Калининградской области от 28.12.2005 № 714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) предусмотрены положения, аналогичные положениям п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, действующего в новой редакции.
Кроме того, в Закон Калининградской области от 03.07.2007 №151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" (в редакции закона от 26.12.2012 г. № 191) с 1 января 2013 года введена глава 6-1, которой урегулированы вопросы предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанной категории детей. Согласно статье 43-3 указанного Закона ( в редакции, действовавшей с 1 января 2013 года и на момент разрешения спора) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Порядок формирования данного списка предусмотрен ст. 43-4 Закона, а статьями 43-6 и 43.7 – порядок предоставления и норма предоставления площади жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
4апреля 2013 г. Правительством Калининградской области принято постановление № 210«Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу приведенного выше федерального законодательства и законодательства Калининградской области обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц специализированных жилых помещений возложена законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительство Калининградской области.
Вопросы же включения в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, с 01 октября 2013 года, с учетом изменений, внесенных в постановление № 210 Постановлением Правительства Калининградской области от 10 сентября 2013 г. № 673, решаются Министерством социальной политики Калининградской области.
Как следует из материалов дела, Пеньков В.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
Решением Курчатовского городского суда ВКО от 26 июня 2001 года его отец Б. лишен в отношении него родительских прав. Решением Черняховского городского суда от 30 июня 2009 года его мать Ю. лишена родительских прав.
Постановлением главы администрации Черняховского района от 2 декабря 1998 года № за Пеньковым В.В. закреплена жилая площадь – квартира № дом № по <адрес>.
Решением администрации МО «Черняховский городской округ» № от 29 января 2016 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений» установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека - <данные изъяты> кв.м общей площади.
Из материалов дела следует, что в настоящее время в закрепленной за истцом квартире № дома № по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м зарегистрировано 8 человек, включая истца.
Таким образом, истец обеспечен жильем менее учетной нормы (<данные изъяты> кв.м). В собственности жилья не имеет.
При таком положении, учитывая наличие у истца на момент вынесения решения нереализованного права на предоставление жилья, которое ответчиком не оспаривалось, решение суда о возложении на ответчика обязанности по его предоставлению, является обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий Список.
Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов. Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением в учетный список.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 05 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: