№2-1492/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 13 декабря 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Дравник Е. А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить земельный участок,
установил:
Дравник Е.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства. В обоснование заявленных требований указала, что с октября 2014 года является многодетной матерью, имеющей на иждивении троих детей: Д.В.В., <дата> года рождения, Д.З.В., <дата> года рождения, Д.А.И., <дата> года рождения, – в связи с чем, обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении ее семье земельного участка в границах с. Выльгорт в соответствии со ст.5 Закона Республики Коми «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений». Ответом администрации от 26.06.2017 ей отказано в предоставлении земельного участка, поскольку в пользовании семьи истца имеется жилое помещение, площадь которого на каждого члена семьи составляет более учетной нормы по Сыктывдинскому району, а также поскольку ею намеренно ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на соответствующем учете.
Истец Дравник Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, она проживает совместно с матерью и детьми. Её мать – Д.З.А. является членом ее семьи, поскольку ими ведется совместное хозяйство. Жилое помещение в Сысольском районе её брат покупал на свои денежные средства, оформив на истца право собственности на дом. При этом, поскольку дом был в плохом состоянии, его сразу продали.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Земельный кодекс РФ предусматривает право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Конституция Российской Федерации в статье 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В развитие вышеназванных положений Земельного кодекса Российской Федерации Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" определены порядок и условия предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (далее – Закон) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона земельные участки предоставляются принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Данная социальная льгота имеет целевой характер, направлена прежде всего на создание условий для реализации указанными гражданами конституционного права на жилище и адресована именно той категории граждан, которая действительно нуждается в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 3.1 Закона нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Дравник Е.А. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с письменным заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «многодетная семья».
Письмом администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 26.06.2017 № 1342 в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Дравник Е.А. отказано, в связи с тем, что в пользовании семьи истца имеется жилое помещение, площадью 67,50 кв.м. и жилая площадь на каждого человека составляет более учетной нормы, установленной в Сыктывдинском районе (более 11 кв.м.). Кроме того, в собственности истца имелся жилой дом, общей площадью 56 кв.м., право на который прекращено 28.02.2015.
Решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от 17.12.2009 №14/12-03-140 «Об учетной норме площади жилого помещения и площади предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 11 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет суду сделать вывод, что правом состоять в очереди на получение земельного участка в собственность бесплатно обладают граждане признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом, граждане, зарегистрированные на территории с. Выльгорт, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, лишь в случае, если площадь жилого помещения составляет менее 11 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено, что на праве общей долевой собственности Дравник Е.А. принадлежит 2/3 доли в праве на жилое помещение площадью 67,5 кв.м по адресу: <адрес>, – в котором истец со своей семьей проживает на сегодняшний день.
Семья истца состоит из пяти человек: Дравник Е.А., её мать – Д.З.А. и дети – Д.В.В., Д.З.В. и Д.А.И.
То есть на каждого члена семьи приходится 9 кв.м., что не превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в сельском поселении «Выльгорт».
На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы для применения в отношении гражданина последствий, указанных в данной норме права, необходимо установить, что гражданин совершил действия по ухудшению своих жилищных условий и данные действия носили умышленный характер.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 № 258-0-0, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные сторонами доказательства, доводы и возражения сторон, находит требования истца Дравник Е.А. обоснованными, поскольку доводы администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о намеренном ухудшении жилищных условий семьей истца с целью признания их нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, не основаны ни на положениях ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни ст. 5 Закона.
Из объяснений истца следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 56 кв.м. приобретен ее братом для проживания матери, с использованием его денежных средств на основании договора купли-продажи от 04.01.2015. Оформление права собственности на указанный объект недвижимости на Дравник Е.А. носило формальный характер. Указанное жилое помещение, в связи с ветхостью и невозможностью проживания в нем, продано. 28.02.2015 государственная регистрация права прекращена.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, площадью 56 кв.м. находился в собственности истца непродолжительный период времени, что подтверждает пояснения истца о формальном характере регистрации на нее права собственности на указанный выше дом, и что проживание в доме было невозможно.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что данные действия не могут рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий в целях постановки на учет на получение земельного участка как семьи, имеющей трех и более детей.
Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, об отсутствии намерения умышленно ухудшить свои жилищные условия с целью получения земельного участка говорит тот факт, что с заявлением о предоставлении земельного участка истец обратилась к ответчику спустя продолжительный промежуток времени (более двух лет)
При таких обстоятельствах отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в предоставлении семье Д.К.А. в собственность земельного участка в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «родители, имеющим трех и более детей» является неправомерным.
При таких обстоятельствах, суд в рассматриваемом случае приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» включить Дравник Е. А. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании п.2 ч.2 ст.5 Закона Республики Коми №59-РЗ от 28.06.2005 «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» с 26.06.2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2017.
Судья В.И. Сухопаров