Дело № 2-4703/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«25» сентября 2017 года Гатчинский городской суд Ленинградской области
в составе: председательствующего судьи Крячко М.И.,
при секретаре Быдзан С.Ю.,
с участием прокурора ____________________________,
адвоката ___________________________, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Евгения Валерьевича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ – УПФ РФ) в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонному) об обязании назначить пенсию по утере кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов Е.В. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонному) об обязании назначить пенсию по утере кормильца, поясняя, что ответчиком в отношении истца Кузнецова Е.В. принято решение об отказе в установлении пенсии по потере кормильца № 33876/17 от 10.05.2017г. Это решение нарушает его конституционное право на получение пенсии по потере кормильца. Истец Кузнецов Е.В. является сыном Кузнецова В.И. Он вместе с отцом Кузнецовым В.И. постоянно проживал по адресу: _<адрес>. Истец находился на полном материально-бытовом обеспечении отца, который являлся инвалидом 1 группы и получал пенсию по инвалидности. Пенсия отца являлась для него основным источником средств к существованию. По достижению 18 лет истец не мог осуществлять трудовую деятельность и самостоятельно содержать себя, так как проходил и проходит в настоящее время обучение по очной форме на техническом факультете <данные изъяты>, что подтверждается справкой № 774 от 22.06.2017г. Со 2 декабря 2015 года истец находился в академическом отпуске в связи с призывом в ВС РФ для прохождения службы. С 03.12.2016г. по возвращению из армии он продолжил обучение на очном отделении. До его ухода в армию 02 декабря 2015 года отец содержал истца материально, а именно, приобретал продукты питания, одежду, нес все расходы, связанные с его обучением, и т.п. ДД.ММ.ГГГГ отец истца умер, что подтверждается свидетельством о смерти. После прихода истца из армии, он обратился в Управление ПФ РФ по г.Гатчина с заявлением о назначении и выплате ему пенсии по случаю потери кормильца на основании статьи 39 Конституции РФ, однако получил отказ в связи с неустановлением факта его нахождения на иждивении отца до момента его прохождения службы в армии. Установление факта нахождения истца на иждивении отца необходимо ему для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Установить данный факт в ином порядке невозможно. Истец потребовал решение об отказе в установлении пенсии Управления Пенсионного фонда РФ признать недействительным - (незаконным); признать факт нахождения Кузнецова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ на иждивении у Кузнецова В.И., ДД.ММ.ГГГГр.; обязать УПФ РФ допущенные нарушения законодательства РФ устранить, и назначить Кузнецову Е.В. пенсию по утере кормильца, дату фактического назначения пенсии считать 02.12.2016 - дата возвращения со службы в ВС РФ.
Истец в судебное заседание не явился, направив в суд своего представителя, который, явившись в суд, уточнил иск и просил признать установленным факт нахождения истца на иждивении своего отца на 01 декабря 2015 года. Представитель истца настаивал на удовлетворении иска, подтвердив указанные в нем обстоятельства, пояснил, что истец ухаживал за отцом, который получал пенсию по инвалидности. Пенсия была единственным источником дохода в семье. После возвращения из армии истец продолжил обучение по очной форме.
Представитель ответчика, действовавшая по доверенности Кузнецова Е.А., явившись в суд, иск не признала, и представив письменный отзыв на иск (л.д. 41-42), пояснила, что в период с 02.12.2015 г. по 02.12.2016 г. истец находился в академическом отпуске по причине прохождения службы в Вооруженных Силах РФ. На момент смерти отца Кузнецова В.И. (29.04.2016 г. дата смерти) истец в соответствии с положениями федерального законодательства, в связи с прохождением срочной службы, находился на полном государственном обеспечении. По мнению ответчика, истец не находился на иждивении своего отца на момент его смерти. Представитель ответчика просил отказать Кузнецову Е.В. в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы и обстоятельства дела, оценив доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
В статье 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, было предусмотрено, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются в том числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами (пункт 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ).
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в досудебном порядке).
В части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Таким образом, законодателем установлен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в связи с потерей кормильца, перечень которых является исчерпывающим, не подлежащим расширенному толкованию и включает в себя лиц, личные и имущественные отношения между которыми неразрывно связаны с состоянием в браке или родстве.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Истец Кузнецов Е.В. является сыном Кузнецова В.И., что подтверждается свидетельством о рождении серии № выданным отделом ЗАГСа г. Гатчина 27.03.1996г. (л.д. 10).
Из справки о регистрации (л.д. 13) следует, что истец был зарегистрирован и проживал вместе со своим отцом Кузнецовым Валерием Игоревичем постоянно по адресу: <адрес>.
В 2014 году истец поступил в АОУ ВО Ленинградской области «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий» и самостоятельного заработка не имел, поэтому находился на полном материально-бытовом обеспечении отца Кузнецова В.И., который являлся инвалидом 1 группы и получал пенсию по инвалидности, что подтверждается справкой об инвалидности (л.д. 12) и справкой УПФР в г. Гатчине и Гатчинском районе (л.д. 14).
Согласно справке военного комиссара гор. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области № 371 от13 сентября 2017 года Кузнецов Е.В. со 02 декабря 2015 года по 01 декабря 2016 года проходил военную службу в ВС РФ по призыву (л.д. 40).
В указанный период он находился в академическом отпуске.
Из справки Ректора <данные изъяты> № 774 от 22 июня 2017 года следует, что истец после службы в армии приступил к обучению с 03 декабря 2016 года (л.д. 9).
В период службы в армии отец истца Кузнецов Валерий Игоревич умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти, л.д. 11).
Следовательно, до призыва на военную службу 02 декабря 2015 года отец истца содержал его материально. Истец не имел самостоятельно дохода, т.е. находился на иждивении отца. Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
В связи с призывом на военную службу иждивение прервалось, поскольку в период службы в ВС РФ в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» истец находился на полном государственном обеспечении, как военнослужащий, проходивший военную службу по призыву.
Поскольку по окончанию военной службы Кузнецов Е.В. возобновил обучение в образовательном учреждении высшего образования с 03 декабря 2016 года, а смерть отца истца наступила 29 апреля 2016 года, т.е. до окончания военной службы, у истца возникло право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 декабря 2016 года.
Так как факт нахождения истца на иждивении отца при обращении в ГУ УПФ РФ в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное) не был установлен, решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Гатчинском районе № 33876/17 от 10 мая 2017 года не может быть признано незаконным.
Вместе с тем суд считает, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца – отца Кузнецова Валерия Игоревича, умершего ДД.ММ.ГГГГ у Кузнецова Евгения Валерьевича возникло с 03 декабря 2016 года, т.е. с момента возобновления его обучения в учебном заведении.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░, ░░ 01 ░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ 03 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-4703 /2017 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ |