Решение по делу № 2-6662/2024 от 22.08.2024

Дело № 2-6662/2024 УИД 53RS0022-01-2024-010931-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 ноября 2024 года г. Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Юршо М. В.,

при секретаре Семёновой В. В.,

с участием прокурора Захаровой М. Н., истца Кукушкиной Н. Ю., представителя ответчика Вьюхина М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Великого Новгорода в интересах Кукушкиной Н.Ю. к Министерству здравоохранения Новгородской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Первый заместитель прокурора Великого Новгорода, обратился в суд с иском в интересах Кукушкиной Н. Ю., к Министерству здравоохранения Новгородской области (далее по тексту также - Министерство) с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Новгородской области, о возложении обязанности обеспечить Кукушкину Н. Ю. лекарственным препаратом .... взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., денежных средств в размере 10 489 руб., указав в обоснование заявления, что в ходе проверки, проведенной прокурором, было установлено, что Кукушкина Н. Ю., являющаяся инвалидом ...., нуждается в вышеуказанном лекарственном препарате. Вследствие ненадлежащего исполнения Министерством возложенных на него полномочий по организации закупки лекарственных препаратов в количестве, необходимом для обеспечения потребностей лиц, страдающих тяжелыми формами заболеваний, нарушены конституционные права Кукушкиной Н. Ю. на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В ходе судебного разбирательства спора к участию в деле в качестве истца привлечена Кукушкина Н. Ю., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Новгородфармация", ГОБУЗ "НОКБ", ГОБУЗ "Новгородская центральная районная больница" и АО "Р-ФАРМ".

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав объяснения прокурора Захаровой М. Н. и истца Кукушкиной Н. Ю., поддержавших исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, объяснения представителя ответчика Вьюхина М. В., не признавшего исковые требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом из письменных материалов дела, истцу Кукушкиной Н. Ю. установлена инвалидность ..... Кукушкина Н. Ю. наблюдается в ГОБУЗ "Новгородская центральная районная больница" в связи с наличием у нее заболеваний - .... По жизненным показаниям Кукушкина Н. Ю. нуждается в обеспечении лекарственным препаратом "....

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 того же Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг входит социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту также – Федеральный закон № 181-ФЗ) оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ.

При этом согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 указанного выше Федерального закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Новгородской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 929н/1345н утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее также - Порядок), который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. Ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Исходя из п.п. 1.1, 3.1.2, 3.1.49 Положения о Министерстве здравоохранения Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2017 года № 455, Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных полномочий.

Исходя из п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Из приведенных выше законоположений следует, что обязанность по обеспечению Кукушкиной Н. Ю. вышеуказанным лекарственным препаратом лежит на Министерстве.

Как установлено судом из письменных материалов дела, в целях обеспечения вышеуказанным лекарственным препаратом Кукушкиной Н. Ю. были выписаны рецепты .... Кукушкина Н. Ю. до настоящего времени не обеспечена. Истечение в результате бездействия ответчика срока действия вышеперечисленных рецептов не является основанием для освобождения ответчика от возложенной законом обязанности по обеспечению истца данным лекарственным препаратом.

Медицинскими учреждениями в адрес Министерства направлялись заявки на обеспечение лекарственным препаратом ..... Данный лекарственный препарат отсутствовал на складе и в аптечных организациях АО "Новгородфармация".

В связи с отсутствием лекарственного препарата Кукушкиной Н. Ю. 11 апреля 2024 года был приобретен лекарственный препарат ".... стоимостью 2 503 руб.; 12 апреля 2024 года был приобретен лекарственный препарат ".... стоимостью 2 658 руб. и стоимостью 5 328 руб. Расходы на приобретение лекарственного препарата подтверждены представленными в материалы дела кассовыми чеками.

Приложением № I к Регламенту взаимодействия по обеспечению бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан, проживающих на территории Новгородской области, утверждённого приказом Департамента здравоохранения Новгородской области от 8 сентября 2015 года № 861-Д (далее по тексту также – Регламент), установлены Правила представления и рассмотрения дополнительных заявок на закупку необходимых бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для граждан, проживающих на территории Новгородской области (далее – Правила).

Согласно Правилам медицинские организации в случае необходимости выписки гражданам бесплатных рецептов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения организуют представление дополнительных заявок в соответствии со следующим порядком: медицинская организация направляет в адрес Департамента здравоохранения форму "Дополнительная заявка"; Департамент здравоохранения инициирует обеспечение больного путём перераспределения или подготавливает документацию для закупки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения; фармацевтическая организация передает в пункт отпуска лекарственных препаратов и/или и изделий медицинского назначения; пункт отпуска оповещает медицинскую организацию о поступлении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения; медицинская организация после поступления лекарственных препаратов на пункт отпуска осуществляет выписку рецепта.

Как установлено судом из письменных материалов дела, со стороны ответчика Министерства имело место бездействие, выразившееся в несвоевременной организации закупки указанного выше лекарственного препарата. Доказательств обратного данным ответчиком суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ в ходе судебного разбирательства спора не представлено.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального права суд приходит к выводу о том, что ответчиком Министерством не была обеспечена возможность получения Кукушкиной Н. Ю. необходимого ей лекарственного препарата на бесплатной основе, чем нарушены положения ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст. 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального права, принимая во внимание, что Министерство не приняло своевременных мер к обеспечению Кукушкиной Н. Ю. бесплатным лекарственным препаратом, а потребность в его потреблении имеет постоянный характер, принимая во внимание наличие причинно-следственной связи между расходами истца на приобретение указанного выше лекарственного препарата и бездействием ответчика Министерства, суд приходит к выводу о том, что с ответчика Министерства в пользу истца Кукушкиной Н. Ю. в возмещение расходов по приобретению лекарственного препарата надлежит взыскать 10 489 руб. (исходя из расчета 2 503 руб. + 2 658 руб. + 5 328 руб.).

Учитывая, что бездействие Министерства, заключающееся в непринятии мер, направленных на обеспечение Кукушкиной Н. Ю. жизненно важным лекарственным препаратом, влечет нарушение гарантированных государством прав на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь, суд находит иск в части требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить Кукушкину Н. Ю. лекарственным препаратом .... обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Принимая во внимание, что отсутствие необходимого по жизненным показаниям лекарственного препарата может неблагоприятным образом отразиться на состоянии здоровья Кукушкиной Н. Ю., суд приходит к выводу о том, что решение суда в части исполнения обязанности по обеспечению лекарственным препаратом надлежит обратить к немедленному исполнению.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ ("Обязательства вследствие причинения вреда") и статьей 151 ГК РФ.

В силу п. 1. ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

К нематериальным благам относится, в частности, здоровье гражданина (п. 1 ст. 150 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела, причиненный Кукушкиной Н. Ю. моральный вред в данном случае заключается в ее физических и нравственных страданиях, вызванных нарушением права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно п. 2 ст. 151 и ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, который оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Кроме того, в силу разъяснений, изложенных в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" при определении размера компенсации морального вреда учитываются степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства каждого дела (абзац 4).

Следовательно, определение размера компенсации морального вреда законодателем отнесено к исключительной компетенции суда.

Принимая во внимание обстоятельства причинения потерпевшему Кукушкиной Н. Ю. вреда (степень вины ответчика Министерства в форме неосторожности, отсутствие в действиях Кукушкиной Н. Ю. какой–либо вины в произошедшем событии); характер причиненных страданий и их продолжительный характер, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями Кукушкиной Н. Ю., ее возраст и состояние здоровья, с учетом указанных обстоятельств (критериев) оценки размера компенсации морального вреда, суд, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 151 и ст. 1101 ГК РФ, руководствуясь принципами разумности, справедливости и соразмерности, полагает необходимым определить размер компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что с ответчика Министерства в пользу Кукушкиной Н. Ю. в счет компенсации морального вреда надлежит взыскать 10 000 руб. Соответственно, в остальной части в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования заместителя прокурора Великого Новгорода в интересах Кукушкиной Н.Ю. (....) к Министерству здравоохранения Новгородской области ....) удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить Кукушкину Н.Ю. лекарственным препаратом "....

Решение суда в части обеспечения лекарственным препаратом подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Министерства здравоохранения Новгородской области в пользу Кукушкиной Н.Ю. в возмещение расходов по приобретению лекарственного препарата 10 489 руб. 80 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено представление - в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий М. В. Юршо

Мотивированное решение составлено 15 ноября 2024 года.

2-6662/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Великий Новгород
Кукушкина Наталья Юрьевна
Ответчики
Министерство Здравоохранения Новгородской области
Другие
АО "Р-Фарм"
Министерство финансов Новгородской области
ГОБУЗ «НОКБ»
ГОБУЗ «Новгородская центральная районная больница»
АО "Новгородфармация"
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Юршо Маргарита Валерьевна
Дело на странице суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
22.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2024Передача материалов судье
26.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.10.2024Предварительное судебное заседание
06.11.2024Судебное заседание
06.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее