Решение по делу № 33-2677/2024 от 27.08.2024

Судья Пенской В.А.                                      УИД 65RS0004-01-2024-000468-90 (2-438/2024)

Докладчик Чемис Е.В.                                                                                      Дело № 33-2677/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2024 года                                                                                город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего                                                                                               Чемис Е.В.,

судей                                                                                           Малеванного В.П., Калинского В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.1 к Ф.И.О.2 о лишении права на получение выплаты единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего,

по апелляционной жалобе Ф.И.О.2 на решение Долинского городского суда Сахалинской области от 04 июля 2024 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратилась в суд с иском к Ф.И.О.2 о лишении права на получение выплаты единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего.

В обоснование иска указала, что она и Ф.И.О.3 являются родителями Ф.И.О.3 ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом и ответчиком прекращен. С момента прекращения брачных отношений ответчик перестал общаться с сыном Ф.И.О.3, не принимал участие в его воспитании, физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном развитии и материальном содержании, мер к уплате алиментов не предпринимал, в связи с чем, обязанности по материальному содержанию сына несла истец. Ф.И.О.3 не интересовался судьбой сына, не участвовал в его жизни и воспитании, не приезжал к нему на присягу, на родительский день, праздники, собрания, на выпускной вечер. После объявления частичной мобилизации, Ф.И.О.3 отправился в зону проведения специальной военной операции и ДД.ММ.ГГГГ погиб на территории ЛНР и ДНР, получив ранения, несовместимые с жизнью. Поскольку Ф.И.О.3, являясь отцом погибшего Ф.И.О.3, устранился от его воспитания, материально не содержал, уклонялся от уплаты алиментов, связи с сыном не поддерживал, считает, что он не имеет прав на выплату единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью Ф.И.О.3.

На основании изложенного, просила суд лишить Ф.И.О.3 прав на выплату единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью Ф.И.О.3.

Определением судьи Долинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство социальной защиты Сахалинской области и ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области», для дачи заключения привлечен Долинский городской прокурор.

Решением Долинского городского суда Сахалинской области от 04 июля 2024 года исковые требования удовлетворены. Ф.И.О.3 лишен права на выплату единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью Ф.И.О.3

На указанное решение суда Ф.И.О.3 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Указывает, что общение с сыном поддерживал, его жизнью интересовался, материально помогал. Считает, что оснований для лишения его выплат не имеется.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Минобороны РФ Велибеков Н.В. просит суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ф.И.О.3 и его представитель Рудикова С.А. доводы апелляционной жалобы поддержали; представитель войсковой части 35390 Бибикова Е.Н. и прокурор Калашникова А.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения; иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о дате, месте, времени судебного заседания извещены надлежаще.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее по тексту - Закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (п. 2 ч. 3 ст. 2 Закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ страховые суммы выплачиваются при наступлении страхового случая - в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, в размере 2 000 000,00 руб. выгодоприобретателям в равных долях.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством РФ. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз.9 ч. 2 ст. 5 Закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

Выплата страховых сумм по случаю гибели военнослужащего ВС РФ осуществляется АО «СОГАЗ» в рамках заключенного государственного контракта.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на ВС РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании ВС РФ за пределами территории РФ, наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000,00 руб.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3, и ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы (ч. 11 ст. 3 Закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ Президентом РФ принято решение о проведении специальной военной операции на территории ДНР и ЛНР.

В целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ издан Указ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей».

В соответствии с названным Указом, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000,00 руб. в равных долях. Получение единовременных выплат, установленных настоящим Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истец и ответчик состояли в зарегистрированном браке, в период которого у них родился сын Ф.И.О.3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.3, находясь в зоне проведения специальной военной операции на территории ЛНР и ДНР в ходе штурмовых действий получил ранения несовместимые с жизнью.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования истца о лишении Ф.И.О.3 права на получение выплаты единовременного пособия и страховой суммы подлежат удовлетворению, поскольку Ф.И.О.3 какое-либо участи в воспитании сына не принимал, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, материально несовершеннолетнего сына не содержал, каких-либо мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, не предпринимал, фактически между отцом и сыном отсутствовали семейные связи.

С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на обстоятельствах установленными по делу и положениях закона.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы.

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Установленная законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

При этом законодатель исходит из того, что право родителя на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относится к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка.

Лишение права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения родителя от выполнения своих обязанностей.

Согласно абзацу 2 ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (п. 1 ст. 65, ст. 69, ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абз. 1, 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абз. 1 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44).

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав.

В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно установил, что ответчик уклонялся от выполнения своих родительских обязанностей в отношении сына Ф.И.О.3, что подтверждается показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей. При этом сам сын также не посчитал необходимым сообщить отцу о том, что направляется в зону проведения СВО, о полученном ранении и о том, что его вновь направили для участия в СВО. Суд обоснованно указал, что передача денежных средств сыну около 8 лет назад носила разовый характер и не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком своих родительских обязанностей. Доказательств того, что истец препятствовала ответчику общаться с сыном, материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы о надлежащем исполнении ответчиком своих родительских обязанностей, были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке выводов суда и выражают субъективную точку зрения стороны ответчика, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Оснований для прекращения производства по настоящему гражданскому делу в связи со смертью истца, судебная коллегия не усматривает, в силу следующего.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что в случае, если поступившая апелляционная жалоба, представление поданы в установленный срок и с соблюдением требований, предъявляемых к ним статьей 322 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции принимает апелляционные жалобу, представление к производству суда апелляционной инстанции и проводит подготовку дела к судебному разбирательству.

На стадии апелляционного пересмотра судебных постановлений, являющейся составной частью гражданского судопроизводства, суд апелляционной инстанции, реализуя положения статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выполняет указанные задачи посредством осуществления проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений, определений судов общей юрисдикции, принятых ими по первой инстанции, а также оценки доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции с целью проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и устранения допущенных нарушений.

С учетом назначения суда второй инстанции поступление в суд апелляционной инстанции ко времени рассмотрения дела сведений о смерти лица, подавшего апелляционную жалобу на судебные постановления, вынесенные в порядке искового и особого производства, в том числе и в случае, когда характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, не освобождает суд апелляционной инстанции от обязанности рассмотреть апелляционную жалобу и вынести апелляционное определение в пределах полномочий, установленных ст. 328 ГПК РФ, поскольку иное не соответствовало бы общим целям и задачам гражданского судопроизводства, на достижение которых должна быть направлена каждая из составляющих его стадий.

Таким образом, в случае установления судом апелляционной инстанции факта подачи апелляционной жалобы в установленный срок и с соблюдением требований закона последующая смерть истца не освобождает суд апелляционной инстанции от обязанности рассмотрения апелляционной жалобы ответчика по существу. При этом, результатом рассмотрения иска явилось решение суда, законность которого подлежит проверке судом апелляционной инстанции в установленном порядке.

Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Долинского городского суда Сахалинской области от 04 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.И.О.3 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 октября 2024 года.

Председательствующий                                                                                           Е.В. Чемис

Судьи                                                                                                                   В.П. Малеванный

                                                                                                                        В.А. Калинский

33-2677/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Коннова Екатерина Александровна
Долинская городская прокуратура
Ответчики
Чебаков Василий Витальевич
Другие
ФБУ-Войсковая часть 35390
ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области"
АО "Согаз"
Министерство социальной защиты Сахалинской области
Министерство Обороны РФ
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Чемис Елена Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
27.08.2024Передача дела судье
26.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2024Передано в экспедицию
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее