Дело №2а-2500/2019
46RS0006-01-2019-001956-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего - судьи Смолиной Н.И.,
при секретаре – Гуляевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хачатрян Ларисы Гургеновны к МО МВД России «Железногорский» и Управлению внутренних дел по Курской области об оспаривании незаконных действий и установлении статуса гражданина Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Хачатрян Л.Г. обратилась в суд, с учетом последующего уточнения заявленных требований, к МО МВД России «Железногорский» и Управлению внутренних дел по Курской области с административным иском об оспаривании незаконных действий и установлении статуса гражданина Российской Федерации, указав, что она является гражданкой Армении и проживает на территории г. Железногорска Курской области. С 2011 года у нее было разрешение на временное проживание, а 14 августа 2014 года она получила вид на жительство в РФ. В конце июля 2019 года она обратилась в отдел по вопросам миграции, чтобы получить гражданство Российской Федерации и предоставила документы, которые необходимы для получения гражданства РФ, однако устно ей было отказано в приеме документов на гражданство, по причине, что нет подтверждения законного источника к существованию. К виду на жительство в РФ ей было приложено нотариально заверенное заявление дочери ФИО2 **.**.** г.р., что она находится на ее иждивении. В последующем она письменно обратилась с заявлением о получении гражданства РФ, на что получила письменный ответ за № РК-983 от 03.08.2019 года. Указывает, что из ответа административного ответчика не усматривается, что ей отказывают в получении гражданства РФ, указано, какие необходимы документы для оформления гражданства, среди которых было указано о необходимости предоставления пенсионного удостоверения. Однако, вместо него ей были приложены документы, подтверждающие, что она находится на иждивении дочери, и что дочь является гражданской РФ. Полагает, что указание в ответе МО МВД России «Железногорский» о необходимости предоставления пенсионного удостоверения, которого у нее нет, и о чем им известно, расценивается как отказ в оформлении документов на гражданство РФ. В административном иске Хачатрян Л.Г. просит суд признать действия отдела по вопросам миграции МО МВД России «Железногорский», заключающиеся в отказе приема документов на оформление статуса гражданина РФ Хачатрян Л.Г. незаконными, и устранить данное нарушение, признать за Хачатрян Л.Г. статус гражданина Российской Федерации в Отдел по вопросам миграции с 03 августа 2019 года.
В судебное заседание административный истец Хачатрян Л.Г. не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Козенкова Н.Г., заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.
Представители административного ответчика МО МВД России «Железногорский» Бояркина М.В. и Струков О.В. административные исковые требования не признали, считая их незаконными и необоснованными.
Представитель административного ответчика Управления внутренних дел по Курской области Бояркина М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что они являются незаконными и необоснованными.
Выслушав представителей сторон, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ч. 2 указанной статьи КАС РФ, административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Судом установлено, что 02 августа 2019 года Хачатрян Л.Г. письменно обратилась в отдел по вопросам миграции МО МВД России «Железногорский» по вопросу получения гражданства Российской Федерации на основании пункта «В» части 2 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В принятии для рассмотрения по существу указанного заявления Хачатрян Л.Г. должностным лицом административного ответчика было отказано по причине представления неполного комплекта документов, отсутствия предусмотренного подпунктом "г" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 (далее - Положение), документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, а также порядок подачи заявления и его форма регламентированы Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325.
Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации предусмотрен ст. 32 Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве РФ».
Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 33 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве РФ»).
В соответствии с указанной нормой закона иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации (п. «в» ч.2 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ»).
В соответствии с под. "г" п. 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 14 Федерального закона, вместе с документами, перечисленные в пункте 10 настоящего Положения, представляют:
нетрудоспособное лицо, имеющее дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и состоящих в гражданстве Российской Федерации - свидетельство о рождении и паспорт гражданина Российской Федерации сына или дочери, а также один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Как следует из п. 10 Положения при приеме в гражданство Российской Федерации вместе с заявлением представляются:
вид на жительство;
документы (документ), подтверждающие (подтверждающий) наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания на территории Российской Федерации с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением (справка о доходах физического лица, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовой договор, трудовая книжка, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, подтверждение о получении алиментов, справка о наличии вклада в кредитной организации с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);
документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении. Представление документа об отказе от имеющегося иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации. Представление указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.
Заявитель также представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды (От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются: мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет; недееспособные лица; инвалиды I группы).
В судебном заседании установлено, что Хачатрян Л.Г. является нетрудоспособной и имеет дочь ФИО2, **.**.** года рождения, являющуюся гражданкой Российской Федерации, у которой заявитель находится на иждивении, и исходя из приведенных положений закона, заявитель вправе ставить вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по основанию, предусмотренному пунктом "в" части 2 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Действующим законодательством РФ в качестве основания для приема заявления по вопросу гражданства Российской Федерации предусмотрено: представление заявления соответствующей формы, соблюдение порядка подачи заявления и представление, предусмотренных законодательством, документов применительно к конкретному основанию приобретения гражданства Российской Федерации, определенному положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Президентом РФ.
Так, вместе с заявлением представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3x4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора (п.5 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Президентом РФ).
Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (п.8 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Президентом РФ).
Из п. 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Президентом РФ следует, что заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю.
Из материалов дела, а так же пояснений представителя административного истца Козенковой Н.Г. усматривается, что административным истцом фактически обжалуется ответ начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Железногорский» подполковника полиции Ященковой С.И. от 03.08.2019 г. № РК-983 на заявление административного истца от 02.08.2019 года о приеме в гражданство, которое не является заявлением соответствующей формы.
В ответе, на заявление Хачатрян Л.Г., начальником отдела по вопросам миграции МО МВД России «Железногорский» подполковником полиции Ященковой С.И. разъясняется право на получение гражданства в упрощенном порядке и список документов, которые необходимо приложить.
Таким образом, оспариваемое письменное разъяснение должностного лица (Ященковой С.И.) от 03.08.2019 г. № РК-983, носит консультационный характер по процедуре исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, и содержит информацию об основаниях приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке и необходимых для этого документов.
Сам факт несогласия заявителя с конкретными действиями должностного лица свидетельствует о том, что до Хачатрян Л.Г. доведена информация об относящихся к ней основаниях приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке и требуемых для этого документов.
В судебном заседании так же установлено, что в настоящее время Хачатрян Л.Г. (вид на жительство иностранного гражданина серии № *** № ***, выданный УФМС России по Курской области 14.08.14 г. сроком действия до 14.08.19 года) не имеет разрешения на временное проживание, вида на жительство иностранного гражданина в РФ, на миграционном учете по месту пребывания на территории Курской области не состоит, в связи с окончанием срока действия вида на жительство и снятием с регистрационного учета.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Поскольку судом при рассмотрении дела не установлено предусмотренной законом совокупности условий для признания действий отдела по вопросам миграции МО МВД России «Железногорский», заключающихся в отказе приема документов на оформление статуса гражданина РФ Хачатрян Л.Г. незаконными, а также их несоответствия нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░