Административное дело а-2503/2022

68RS0-70

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

01 июня 2022 года      <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Храпцовой Е.А.

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование административных исковых требований указало, что судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по <адрес> ФИО7 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ. С указанным постановлением Управление несогласно. Исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено на основании исполнительного документа исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом <адрес> по делу , решение по которому вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Октябрьский районный суд <адрес> в своем решении обязал управление предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. С целью исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами управления была проведена телефонная беседа с ФИО2, в ходе которой взыскатель изъявил желание получить жилое помещение в <адрес> или нос. совхоза <адрес>. В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области4 управлением в адрес управления градостроительства ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с просьбой о приобретении квартиры па территории <адрес> или нос. совхоза <адрес> для предоставления ФИО2. По информации полученной от управления градостроительства (письма от ДД.ММ.ГГГГ), управлением градостроительства по состоявшимся торгам заключены все контракты в <адрес> и <адрес>, 1 кв. в <адрес> принята и находится на стадии подготовки документов для регистрации, 3 кв. в <адрес> и 3 кв. в <адрес> переданы в комитет по управлению имуществом области. Так же, управлением градостроительства опубликован 1 аукцион на приобретение 17 жилых помещений в <адрес> и 3 аукциона (20+20+19) на приобретение 19 квартир, а <адрес>, путем участия в долевом строительстве в многоквартирных домов. Кроме того, управление градостроительства сообщило, что в начале апреля 2022 года для приобретения па вторичном рынке жилья планируется размещение 3 аукционов в <адрес> и 40 аукционов: в <адрес> - 10, в <адрес> - 10, в <адрес> - 10, в <адрес> - 10. ДД.ММ.ГГГГ управлением вновь было направлено письмо в адрес управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории <адрес> для ФИО2 с целью исполнения решения суда. По последней информации от управления градостроительства (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), управлением в декабре 2021 г. в целях своевременного, результативного и эффективного исполнения полномочия по достижению показателя результативности в 2022 г. было размещено 20 извещений на приобретение квартир в <адрес> и <адрес> под лимиты 2022 с использованием федеральной субсидии, из них состоялось торгов в <адрес> - 3, а в <адрес> - 4. В настоящее время по состоявшимся торгам заключены все контракты в <адрес> и г, Уварово, 4 кв. в <адрес> и 3 кв. в <адрес> переданы в комитет по управлению имуществом области. Кроме того, Управлением заключен 1 контракт на приобретение 17 жилых помещений в <адрес>, а так же опубликовано 4 аукциона (15+15+15+14) на приобретение 59 квартир в <адрес> путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов и 43 аукциона на приобретение квартир в <адрес> - 3,- <адрес> - 10, <адрес> - 10, <адрес> - 10 и <адрес> - 10. Также, ДД.ММ.ГГГГ управлением в адрес ФИО2 было направлено письмо с указанием мероприятий, выполненных управлением с целью исполнения решения суда. После приобретения и передачи жилых помещений в комитет по имуществу с последующей передачей в оперативное управление подведомственных управлению учреждений, жилые помещения будут предлагаться детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе ФИО2. Просило освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Представитель административного истца ФИО4 поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик судебный пристав – исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>, представитель административного соответчика УФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В этих целях судебный пристав совершает исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Частью 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом- исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного - документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего - немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причём данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществлённых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из анализа приведённых законоположений следует, что в законе заложены чёткие критерии признания исполнительского сбора недействительным, к которым относятся действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, направленные на лишение должника возможности исполнить решение суда в установленный законом, как правило, пятидневный срок; представление должником судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Наличие одного из названных критериев является достаточным основанием для удовлетворения административного иска.

Соответственно, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником. Помимо этого должник согласно названным выше нормам процессуального закона должен доказать нарушение своих права, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.

Кроме того, по смыслу закона исполнительский сбор является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное только в процессе исполнительного производства в период, начиная с момента, когда должником получена копия исполнительного документа.

Статьёй 1 Гражданского кодекса РФ определены основы гражданского законодательства, к числу которых относится то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Таким образом, исполнительский сбор служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно вопреки принятому на себя по своей воле обязательству.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Управления социальной защиты и семейной политики <адрес>

Предметом исполнения является обязать управление социальной защиты и семейной политики <адрес> предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору соц.найма.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> ФИО7 вынесла постановление о взыскании с Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.

Согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

С учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнёс установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учётом характера совершенного правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьёй 112 Закона № 229-ФЗ.

Из представленных документов следует, что должностными лицами управления социальной защиты и семейной политики по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была проведена телефонная беседа с ФИО2, в ходе которой взыскатель изъявил желание получить жилое помещение в <адрес> или нос. совхоза <адрес>. В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области4 управлением в адрес управления градостроительства ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с просьбой о приобретении квартиры па территории <адрес> или нос. совхоза <адрес> для предоставления ФИО2. По информации полученной от управления градостроительства (письма от ДД.ММ.ГГГГ), управлением градостроительства по состоявшимся торгам заключены все контракты в <адрес> и <адрес>, 1 кв. в <адрес> принята и находится на стадии подготовки документов для регистрации, 3 кв. в <адрес> и 3 кв. в <адрес> переданы в комитет по управлению имуществом области. Так же, управлением градостроительства опубликован 1 аукцион на приобретение 17 жилых помещений в <адрес> и 3 аукциона (20+20+19) на приобретение 19 квартир, а <адрес>, путем участия в долевом строительстве в многоквартирных домов. Кроме того, управление градостроительства сообщило, что в начале апреля 2022 года для приобретения па вторичном рынке жилья планируется размещение 3 аукционов в <адрес> и 40 аукционов: в <адрес> - 10, в <адрес> - 10, в <адрес> - 10, в <адрес> - 10. ДД.ММ.ГГГГ управлением вновь было направлено письмо в адрес управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории <адрес> для ФИО2 с целью исполнения решения суда. По последней информации от управления градостроительства (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), управлением в декабре 2021 г. в целях своевременного, результативного и эффективного исполнения полномочия по достижению показателя результативности в 2022 г. было размещено 20 извещений на приобретение квартир в <адрес> и <адрес> под лимиты 2022 с использованием федеральной субсидии, из них состоялось торгов в <адрес> - 3, а в <адрес> - 4. В настоящее время по состоявшимся торгам заключены все контракты в <адрес> и г, Уварово, 4 кв. в <адрес> и 3 кв. в <адрес> переданы в комитет по управлению имуществом области. Кроме того, Управлением заключен 1 контракт на приобретение 17 жилых помещений в <адрес>, а так же опубликовано 4 аукциона (15+15+15+14) на приобретение 59 квартир в <адрес> путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов и 43 аукциона на приобретение квартир в <адрес> - 3,- <адрес> - 10, <адрес> - 10, <адрес> - 10 и <адрес> - 10. Также, ДД.ММ.ГГГГ управлением в адрес ФИО2 было направлено письмо с указанием мероприятий, выполненных управлением с целью исполнения решения суда.

Суд отмечает, что действия, выполненные судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, соответствуют требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «"Об исполнительном производстве», совершены в полном соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.

Суд учитывает, что административным истцом предпринимались меры по скорейшему исполнению решения суда. Неисполнение требований исполнительного документа предоставленный срок также связано с необходимостью проведения закупочных процедур по приобретению жилых помещений. В связи чем, указанные выше обстоятельства в своей совокупности, суд признает исключительными и уважительными для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2а-2503/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по исполнени юособых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Шарова Елена Алаксандровна
УФССП России по Тамьовской области
Другие
Рыбакова Алена Владимировна
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Судья
Храпцова Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
sud23.tmb.sudrf.ru
20.04.2022Регистрация административного искового заявления
20.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2022Подготовка дела (собеседование)
11.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
06.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее