Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела № 92RS0002-01-2021-005512-55 дело № 2-3943/2021 |
13 сентября 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания БАБИЧЕ Н.В.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры г. Севастополя Колбиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокуратура г. Севастополя к Государственному казенному учреждению «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия;
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управление МВД России по г. Севастополю,
у с т а н о в и л:
В сентябре 2021 года заместитель прокуратура г. Севастополя обратился в суд с иском, в котором с учетом заявления от ДД.ММ.ГГГГ об изменении исковых требований, просил возложить обязанность на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя осуществить мероприятия по классификации автомобильной дороги ведущей от <адрес> к <адрес>, примыкающей к <адрес>у, <адрес> и ведущей к СНТ «Строитель» и СТ «Отрадный-2» и отнесению её к категориям автомобильных автодорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств, с целью включения указанной автодороги в Перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, и разработать в соответствии с п. 9.1 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, проект соответствующего нормативного правового акта, передав его на рассмотрение Правительству Севастополя.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя установлено, что автомобильная дорога в г. Севастополе ведущая от <адрес> к <адрес>, примыкающая к <адрес>у, <адрес> и ведущая к СНТ «Строитель» и СТ «Отрадный», протяженностью 368,00 м., имеющая ширину от 4 м. до 7 м., то есть проходящая по улицам города Севастополя и являющаяся подъездом к территориям садоводческих некоммерческих объединений граждан, не отнесена к автомобильным дорогам общего пользования межмуниципального значения и не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
Учитывая существующие параметры дороги, данный участок дороги может быть отнесен к V категории в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры г. Севастополя Колбина Ю.С. доводы иска поддержала, указав на необходимость осуществления Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя мероприятий по включению рассматриваемой дороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя.
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управление МВД России по г. Севастополю о времени и месте рассмотрения дела извещались установленным порядком, явку представителей в суд не обеспечили, о причинах неявки не известили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о понуждении к совершению определенных действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права.
Согласно ст. ст. 1, 4, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.
Частью 8 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, автомобильными дорогами общего пользования межмуниципального значения являются автомобильные дороги, проходящие по улицам города Севастополя, являющиеся подъездами к территориям садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее - Закон №-ЗС) Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя, и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Губернатора.
Согласно ст. 26 Закона №-ЗС Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет городскую политику в области развития городской инфраструктуры и обеспечения единства городского хозяйства.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (далее - Положение о Департаменте), Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
Согласно п. 2 Положения о Департаменте целями деятельности данного исполнительного органа является обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования дорожного хозяйства, обеспечивающего социально- экономические потребности населения города Севастополя.
При этом, в соответствии с п. 3 Положения о Департаменте основными задачами деятельности исполнительного органа является обеспечение безопасного и устойчивого развития транспортного комплекса, формирование современного транспортного комплекса и моделей управления транспортным комплексом, сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
В силу пп. 9, 15 п. 9.10 Положения о Департаменте для реализации указанных целей и задач Департамент осуществляет выполнение функции государственного заказчика на разработку концепций, проектов, схем, норм и программ развития и функционирования транспортной системы и дорожно-транспортной инфраструктуры в соответствии с адресной инвестиционной программой, а также по другим направлениям деятельности в соответствии с законами города Севастополя, иными правовыми актами; координацию в пределах своей компетенции деятельности организаций, осуществляющих работы по строительству объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и дорожных объектов, вне зависимости от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 2.2 Устава Государственного казенного учреждения города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» (далее - ГКУ «Дирекция»), утвержденного приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №-о, к основным целям деятельности учреждения относится: учет и сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, развитие сети автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с пунктами 2.4.6 и 2.4.8 Устава ГКУ «Дирекция» для достижения указанных целей учреждение организовывает работы по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель в области дорожной деятельности, ведет учет автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, организовывает работу по их инвентаризации, диагностике и паспортизации.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В иске прокурор указывает, что вопреки приведенным положениям законодательства, автомобильная дорога, ведущая от <адрес> к <адрес>, примыкающая к <адрес>у, <адрес> и ведущая к СНТ «Строитель» и СТ «Отрадный», протяженностью 368,00 м., имеющая ширину от 4,00 м. до 7,00 м., то есть проходящая по улицам города Севастополя и являющиеся подъездом к территориям садоводческих некоммерческих объединений граждан, не отнесена к автомобильным дорогам общего пользования межмуниципального значения и не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
Учитывая существующие параметры дороги, данный участок дороги может быть отнесен к V категории в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».
Согласно п. 2 Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 347-ПП, автомобильными дорогами общего пользования межмуниципального значения являются автомобильные дороги (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения) являются в том числе дороги, являющиеся подъездами к территориям садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Как следует из письма ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ №, сотрудниками учреждения проведено обследование участка от а/д К-8 Севастополь - Порт Камышовая бухта до <адрес>, в результате которого установлено, что данный участок соответствует критериям отнесения к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных постановлением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, соответствует V технической категории автомобильных дорог, установленной национальным стандартом Российской Федерации «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» ГОСТ Р 52398-2005.
Доказательств, свидетельствующих о том, что рассматриваемая дорога внесена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя, суду не предоставлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования иска заместителя прокуратура г. Севастополя к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя о понуждении осуществить мероприятия по включению дороги в приведенный выше Перечень являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление заместителя прокуратура г. Севастополя к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Возложить обязанность на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя осуществить мероприятия по классификации автомобильной дороги ведущей от <адрес> к <адрес>, примыкающей к <адрес>у, <адрес> и ведущей к <адрес> и отнесению её к категориям автомобильных автодорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств, с целью включения указанной автодороги в Перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, и разработать в соответствии с п. 9.1 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, проект соответствующего нормативного правового акта, передав его на рассмотрение Правительства Севастополя.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО4 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------