В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-7425/2021№ 2а-2801/2021
Строка 022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ21 декабря 2021 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,
судей Меремьянина Р.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Левашева Дмитрия Юрьевича к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными и отмене постановлений № 391-и, № 394-и от 23 апреля 2021года,
по апелляционной жалобе администрации Рамонского района Воронежской области на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2021 года,
(судья районного суда Михина Н.А.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения административного истца, представителя заинтересованного лица СНТ «Фемида» Левашева Д.Ю., прокурора прокуратуры Воронежской области Сергеевой О.А., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Левашев Д.Ю. обратился в суд к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене постановлений № 391-и, № 394-и от 23 апреля 2021года. Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СНТ «Фемида», Управление Росреестра по Воронежской области, прокуратура Рамонского района Воронежской области и прокуратура Воронежской области.
В обоснование своих требований истец указал, что 12 мая 2021 года ему стало известно, что на основании протеста прокурора Рамонского района Воронежской области от 31 марта 2021 года административный ответчик вынес постановление от 23 апреля 2021 года № 391-и, которым отменил постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24 декабря 2020 года № 1015-и «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также постановление от 23 апреля 2021 года № 394-и, которым было отменено постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 05 февраля 2021 года № 62-и «О предоставлении Левашеву Дмитрию Юрьевичу в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>
Административный истец, указывая на нарушение своих прав, просил суд:
- признать незаконным постановление от 23 апреля 2021 года № 391-и, которым было отменено постановление от 24 декабря 2020 года № 1015-и «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», и обязать администрацию Рамонского района Воронежской области его отменить;
- признать незаконным постановление от 23 апреля 2021 года № 394-и, которым было отменено постановление от 05 февраля 2021 года № 62-и «О предоставлении Левашеву Дмитрию Юрьевичу в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>», и обязать администрацию Рамонского района Воронежской области его отменить.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2021 года заявленные Левашевым Д.Ю. требования удовлетворены (л.д.158, 159-161).
В апелляционной жалобе администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.166-169).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Левашев Д.Ю. является председателем и членом СНТ «Фемида» на основании протокола общего собрания от 16 мая 2010 года.
Генеральным планом Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденным решением Совета народных депутатов Новоживотинновского сельского поселения от 27 марта 2012 года № 105, СНТ «Фемида» включено в границы населенного пункта д. Медовка (л.д.105).
На основании обращения Левашева Д.Ю. в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области 24 декабря 2020 года администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области вынесено постановление № 1015-и «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», согласно которому было предварительно согласовано предоставление Левашеву Д.Ю. в собственность земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 406 квадратных метров и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона застройки индивидуальными жилыми домами – Ж1 (л.д.10-13).
Данный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №
05 февраля 2021 года администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области было вынесено постановление № 62-и о предоставлении Левашеву Д.Ю. в собственность бесплатно земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 406 квадратных метров, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона застройки индивидуальными жилыми домами – Ж1 (л.д.14-15).
23 апреля 2021 года администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области были вынесены постановления № 391-и, № 394-и об отмене постановлений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24 декабря 2020 года № 1015-и и 05 февраля 2021 № 62-и (л.д.16,17-18).
Разрешая заявленные Левашевым Д.Ю. требования о признании незаконными и отмене постановлений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 23 апреля 2021 года № 391-и, № 394-и и удовлетворяя их, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что указанные постановления не соответствуют требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в оспариваемых постановлениях не содержится никакого нормативного обоснования и указания на установление конкретных фактических обстоятельств, из которых административным ответчиком сделан вывод о неправомерности ранее вынесенных постановлений.
При этом суд указал, что основанием для их вынесения послужили протесты прокурора, однако самостоятельной проверки административным ответчиком не проводилось, что не соответствует требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судебная коллегия с указанными выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.
Из оспариваемых постановлений от 23 апреля 2021 года № 391-и, № 394-и следует, что основанием для их принятия послужило принесение прокуратурой Рамонского района Воронежской области протеста от 31 марта 2021 года № 2-1-2021.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывается на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, при этом решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 года № 739-О-О и от 22 марта 2012 года № 486-О-О).
Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере земельных правоотношений, органы муниципального образования не могут действовать произвольно и должны соблюдать принципы баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации: справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Исходя из содержания приведенных норм права и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону.
Однако оспариваемые постановления администрации, кроме общей ссылки на Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и протест прокурора, не содержат никакого нормативного обоснования их принятия, указания на установление конкретных обстоятельств, из которых администрацией сделан вывод о неправомерности ранее вынесенных постановлений, отсутствуют ссылки на документы, подтверждающие обоснованность и необходимость отмены постановлений от 24 декабря 2020 года № 1015-и и 05 февраля 2021 № 62-и.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 23 апреля 2021 года № 391-и, № 394-и являются незаконными и подлежат отмене, оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Рамонского муниципального района Воронежской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: