Дело ***а-322/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** ***

Тамбовский областной суд

в составе председательствующего судьи Ледовских И.В.

при секретаре Сурмалян И.Д.,

с участием прокурора Гущиной А.А.,

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью ТД «ТЕХ-КОМПЛЕКТ» Рябикина Д.В., представителя административного ответчика *** Совета народных депутатов *** и заинтересованного лица администрации *** Рогоман М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью ТД «ТЕХ-КОМПЛЕКТ» о признании недействующим пункт 6.4 Приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности *** и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории ***, утвержденному решением *** Совета народных депутатов *** от *** *** «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности *** и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории ***, утвержденное решением *** Совета народных депутатов *** от *** ***» для земель, находящихся на территории Донского сельсовета ***, в части установления процента для вида разрешенного использования земельного участка «Пищевая промышленность» в размере 34,00,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью ТД «ТЕХ-КОМПЛЕКТ» (далее – Общество) обратилось в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что в пользовании Общества находится земельный участок с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования – под строительство производственной базы по переработке мяса до 5 тонн в сутки. Претензией за подписью заместителя главы администрации *** от *** Общество уведомлено о наличии у него задолженности за фактическое пользование земельным участков за период с 1 апреля по *** в размере 675 260 руб. 64 коп., рассчитанной исходя из процента, применяемого к кадастровой стоимости, установленной оспариваемым положением нормативного правового акта, которое противоречит основным принципам определения арендной платы при расчете аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности принципу экономической обоснованности, чем нарушены права Общества. Для восстановления своих нарушенных прав путем освобождения от требований об уплате платежей за фактическое пользование земельным участком, рассчитанных исходя из положения обжалуемого нормативного правового акта, Общество просило признать данное положение недействующим с даты его принятия.

    В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Рябикин Д.В. поддержал предъявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика и заинтересованного лица администрации *** по доверенностям Рогоман М.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, считала, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствовало действующему законодательству.

Представитель заинтересованного лица администрации Донского сельсовета *** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).

Как следует из материалов дела, в период с *** по *** Общество являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 68:20:3656001:42, расположенного по адресу: ***, в северно-западной части кадастрового квартала 68:20:3656001, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – под строительство производственной базы по переработке мяса до 5 тонн в сутки, на основании договора аренды земельного участка ***, заключенного *** между администрации *** и ООО «Стайл-проф» сроком по ***, и договора переуступки права аренды земельного участка *** от ***, заключенного между Обществом и ООО «Стайл-проф», по которому последний передает Обществу права и обязанности, предусмотренные названным договором аренды земельного участка.

По условиям договора аренды земельного участка *** от *** размер арендной платы рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на процент, установленный правовым актом уполномоченного органа, учитывая вид разрешенного использования земельного участка.

После истечения срока договора аренды Общество являлось фактическим пользователем земельного участка.

*** между администрацией *** и Обществом заключен договор аренды земельного участка без проведения торгов под объектом недвижимости ***, по которому Обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером *** сроком на 11 месяцев.

За период фактического пользования земельным участком, то есть с 1 апреля по ***, Обществу произведен расчет задолженности с использованием процента в размере 34,00, применяемого к кадастровой стоимости участка, установленного оспариваемым положением нормативного правового акта, о чем свидетельствует претензия администрации *** *** от ***, в которой Обществу предлагается погасить задолженность в течение 10 дней с момента получения претензии и разъясняются последствия ее неисполнения в виде взыскания задолженности в судебном порядке.

    До возникновения рассматриваемых правоотношений пунктом 2.1 решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 26 ноября 2009 года № 203 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области» (далее – решение от *** ***) был установлен процент от кадастровой стоимости для земель промышленности и иного специального назначения в размере 2.

Решением Тамбовского районного Совета народных депутатов от 30 марта 2017 года № 488 утверждено Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области» (далее по тексту – Положение, утвержденное решением от 30 марта 2017 года № 488), пунктом 2 которого решение от 26 ноября 2009 года № 203 было признано утратившим силу, а пунктом 1 было утверждено Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории ***.

Названным Положением предусмотрен расчет арендной платы по формуле Ап=КстхПр, АП – арендная плата земельного участка, Кст – кадастровая стоимость земельного участка, Пр – процент, устанавливаемый органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 1).

Такой же порядок определения размера арендной платы предусмотрен пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением администрации *** от *** ***.

    Согласно пункта 1 статьи 2 Положения, утвержденного решением от *** ***, для определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности *** и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории *** по видам разрешенного использования устанавливаются проценты от кадастровой стоимости земельных участков согласно приложению к настоящему Положению.

    Пунктом 6.4 приложения к Положению, утвержденному решением от *** ***, для земель, расположенных на территории Донского сельсовета ***, с видом разрешенного использования «Пищевая промышленность» установлен процент к кадастровой стоимости земельных участков в размере 11,00.

*** Совета народных депутатов *** *** от *** (далее по тексту – решение от *** ***), опубликованным на сайте *** портала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.top68.ru) ***, были внесены изменения в вышеуказанное Положение, утвержденное решением от *** ***, в том числе пунктом 2 статьи 1 решения от *** *** приложение к Положению, утвержденному решением от *** ***, было изложено в новой редакции (далее по тексту – Положение в редакции решения от *** ***).

Согласно пункту 6.4 приложения к Положению в редакции решения от *** *** для земель, расположенных на территории Донского сельсовета ***, с видом разрешенного использования «Пищевая промышленность» установлен процент к кадастровой стоимости земельных участков в размере 34,00.

Являясь лицом, в отношении которого применено указанное положение нормативного правового акта, о чем свидетельствует претензия о погашении задолженности, административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, считая нарушенными свои права, свободы и законные интересы как пользователя земельного участка.

Проверяя оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 7 и пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Положениями подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации *** от *** ***, ежегодный размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, рассчитывается по формуле:

, где:

Ап - арендная плата земельного участка;

Кст - кадастровая стоимость земельного участка;

Пр - процент, устанавливаемый правовыми актами органов местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, решение от *** *** принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано временно исполняющим обязанности главы района, официально опубликовано, внесено в регистр муниципальных нормативных правовых актов ***, вступило в силу ***, таким образом, при его принятии были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия представительного органа местного самоуправления на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, включая порядок опубликования, государственной регистрации (пункты 1, 14 статьи 25, статья ***).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582), которым предусмотрен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

Исходя из указанного принципа, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от *** N 209-О, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом поселения, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Таких документов административный ответчик суду не представил, не относятся к таковым имеющиеся в материалах дела: пояснительная записка к проекту решения от *** ***; заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правого акта и отчет *** о проведенном исследовании, составленный *** сотрудником ООО ОПЦ «Альтаир» Черемисиным С.С..

Указанное обстоятельство, а также факт принятия административным ответчиком Положения в редакции решения от *** ***, без надлежащего экономического обоснования, что противоречит основным принципам определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, определенным Постановлением ***, установлены вступившим в законную силу решением Тамбовского областного суда от *** по административному делу *** об удовлетворении административного искового заявления Усояна К.В. о признании недействующим пункта 4.9 приложения к Положению, утвержденному решением от *** *** в части установления для земель с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», находящихся на территории Цнинского сельсовета ***, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8, и определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от *** ***

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, вышеуказанные судебные акты, свидетельствующие о том, что в целом приложение к Положению в редакции решения от *** *** принято без надлежащего экономического обоснования, соответственно и в оспариваемой административным истцом части является незаконным, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку на момент принятия судом настоящего решения оспариваемое положение нормативного правового акта утратило силу, в связи с принятием Тамбовским районным Советом народных депутатов Тамбовской области решения от 25 октября 2018 года №22 «О протесте прокурора Тамбовского района Тамбовской области на решение от 30 марта 2017 года №488», с учетом вышеприведенного пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд с целью восстановления нарушенных прав административного истца и перерасчета размера платежа за фактическое использование им земельным участком, что оспариваемый пункт приложения к нормативному правовому акту подлежит признанию недействующим с даты его принятия, когда он вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Притамбовье», в которой согласно положениям пункта 11 статьи *** осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов ***.

В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Административным истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей, которые подлежат возмещению за счет административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 6.4 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░░ *** *** «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░░ *** ***» ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 34,00.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░».

░░░░░░░░ ░ *** ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4500 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                    

░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.

3а-322/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО ТД "ТЕХ-Комплект"
прокурор Тамбовской области
Ответчики
Тамбовский районный совет народных депутатов
Другие
Рябикин Дмитрий Викторович
администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области
администрация Тамбовского района Тамбовской области
Суд
Тамбовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
16.08.2020Регистрация административного искового заявления
16.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2020Дело оформлено
21.07.2020Дело передано в архив
09.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее