Дело № 2-3355/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А. при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием истца Тукана М.Л., представителя истца Гордеева В.Г.,
представителя ответчика Задорожной М.В.,
представителя третьего лица Кучукбаевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тукана Максима Леонидовича к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
Тукан М.Л. обратился в суд с иском к администрации <Адрес> признании за истцом права на обеспечение жилым помещением, в качестве меры социальной поддержки, возложении на ответчика обязанности предоставить истцу по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в границах муниципального образования <Адрес>, указав, что с 1985 г. по 1996 г. воспитывался в Горнозаводском детском доме, потом был переведен в Березниковский ПТУ № с февраля 1997 г. переведен в Новоильинский детский дом профильного типа где воспитывался до 1999 года. С 1999 г. по 2003 г. истец работал, жилья и каких-либо выплат не получал. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в местах лишения свободы, в связи с чем не мог реализовать свое право на получение жилья. ДД.ММ.ГГГГ обратился в УЖО администрации <Адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, в связи с утратой статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный отказ считает необоснованным, поскольку право на обеспечение жилым помещением сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития <Адрес>.
В судебном заседании истец и его представительница на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации <Адрес> в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица Министерства социального развития <Адрес> в суде просит в удовлетворении иска отказать по доводам письменного отзыва на иск.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
Тукан М.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является сиротой, поскольку его родители - отец Т. , мать Л. , решением Горнозаводского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
На основании решения исполнительного комитета Горнозаводского районного совета народных депутатов РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, путевки Пермского облоно № от 28.08.21985 г., справки директора ГКУСО ПК ЦПД г. Горнозаводска от ДД.ММ.ГГГГ №, Тукан М.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 11-14).
С 1996 года проходил обучение в Березниковском ПТУ № (справка л.д. 15).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тукан М.Л. работал в <данные изъяты> в автопарке <данные изъяты> по ремонту автомобилей (л.д. 17).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в местах лишения свободы (справка № от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 8).
Согласно ответу и.о. начальника УЖО администрации г. Перми от 12.05.2018 г. на обращение Тукана М.Л. от ДД.ММ.ГГГГ, Тукан М.Л. утратил право на получение мер социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения установленного законом возраста 23 лет, не воспользовался предусмотренной ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ мерой социальной поддержки.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее - ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В силу п. 1, 8 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу указанных положений закона, гарантированная лицам данной категории социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения ими возраста 23 лет, и письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий их получения.
Тукан М.Л. на момент первоначального обращения в УЖО администрации г. Перми достиг возраста 33 лет, статус лица из числа детей-сирот утратил. Доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения с заявлением о принятии на учет не представил. Тукан Л.М. не был лишен возможности подать заявление о постановке на жилищный учет как до 20.06.2003г., так и после 21.06.2003 г. из мест лишения свободы. Соответствующее право Тукан Л.М. в установленный законом срок не реализовал. Доказательств обращения в органы социальной защиты с заявлением о постановке на учет детей-сирот и лиц из их числа в период до достижения 23 лет и невозможности постановки на такой учет именно из-за нахождения в местах лишения свободы, истец суду не представил.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания за истцом права на обеспечение мерой социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не имеется, как и не находит суд оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений.
Учитывая изложенное, исковые требования Тукана М.Л. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении требования Тукана Максима Леонидовича к администрации г. Перми о признании права на обеспечение жилым помещением, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в границах муниципального образования город Пермь.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: