Дело № 2-8687/2023
14RS0035-01-2023-011586-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Якутск 17 ноября 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) Полина В.В. к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) о возложении обязанности по сносу и списанию здания,
у с т а н о в и л:
Якутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) Полин В.В. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) о возложении обязанности по сносу и списанию здания общежития №, пожарного депо. В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Саха (Якутия). По результатам проверки установлено, что в нарушение требований ст. 7, ч. 1 ст. 36, ст. 37 Федерального закона от ____ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 1 ст. 82 УИК Российской Федерации на территории исправительного учреждения в жилой зоне расположено выведенное из эксплуатации здание пожарного депо с общежитием. Доступ в указанные здания осужденными может быть использован для совершения противоправных действий, что вопреки положением ст. 82 УИК Российской Федерации создает условия для совершения правонарушений, снижает эффективность осуществления надзора в исправительном учреждении. В течение длительного времени объект не эксплуатируется, не проводятся текущие и капитальные ремонты по причине неиспользования данного объекта и отсутствия финансирования. Здание расположено на участке режимной территории, которая является связующим участком между иными объектами, находящимися на территории исправительного учреждения. Нахождение на территории учреждения выведенного из эксплуатации здания, находящегося в аварийном состоянии, непосредственно препятствует выполнению задач, возложенных на ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) уголовно-исполнительным законодательством. Просит: возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия)» устранить в срок до ____ нарушения требований законодательства, а именно: произвести списание здания общежития №, пожарного депо, а также произвести снос здания общежития №, пожарного депо, адрес: ____.
На судебном заседании старший помощник Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) Миронов И.Д. доводы иска поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) Жуков С.Ю., действующий на основании доверенности, представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Саха (Якутия) Гузеева Р.В., действующая на основании доверенностей, с иском частично согласились, в случае удовлетворения иска просили установить срок для устранения нарушений – до ____.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по ____ (Якутия).
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований ст. 7, ч. 1 ст. 36, ст. 37 Федерального закона от ____ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 1 ст. 82 УИК Российской Федерации на территории исправительного учреждения в жилой зоне расположено выведенное из эксплуатации здание пожарного депо с общежитием.
Судом установлено, что здание общежития № – пожарное депо, 1970 года постройки, общая площадь 420,9 кв.м., кадастровый №, имеется запись о регистрации права оперативного управления ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по ____ (Якутия) № от ____.
Здание расположено на земельном участке, с кадастровым номером № по адресу: ____, на режимной территории исправительного учреждения.
Функциональным назначением данного объекта являлось проживание осужденных и размещение пожарного автомобиля.
Согласно данным бухгалтерского учета балансовая стоимость здания при принятии объекта на баланс составляла 6 952 457,60 рублей, начислена амортизация в размере 6 952 427,60 рублей, остаточная стоимость составила 0,00 рублей. Переоценка балансовой стоимости объекта более не производилась.
Согласно акту технического обследования здания от ____ Государственного унитарного предприятия РС (Я) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» установлено аварийное состояние несущих конструкций. Указано, что здание аварийное, ветхое, капремонту не подлежит, затапливается водой, грозит обвалом, проживание в здании опасно или невозможно с проведением ремонта.
Актом осмотра технического состояния от ____ комиссия ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по ____ (Якутия) пришла к заключению, что эксплуатация объекта не представляется возможной, объект подлежит списанию и разбору.
Из пояснения представителей ответчиков следует, что на момент рассмотрения настоящего спора стороной ФКУ ЛИУ-5 начаты работы по сносу здания общежития, пожарного депо.
Частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в частности, охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов.
Общие требования к безопасности зданий и сооружений установлены Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в силу части 2 статьи 5 которого безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований этого федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 этого закона перечни, или требований специальных технических условий.
Статьи 7, 8, 10 названного закона содержат указания на необходимость соблюдения требований механической безопасности, пожарной безопасности и требований безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона N 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (часть 1 статьи 37 Закона N 384-ФЗ).
Из пункта 1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 следует, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
Согласно пункту 7 названного положения ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет, в том числе эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию, управление и распоряжение жилищным фондом Российской Федерации, закрепленным за ФСИН России, в соответствии с назначением этого фонда.
В силу пункта 5 приказа ФСИН России от 17.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка согласования ФСИН России решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подчиненными им учреждениями, и Перечня документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подчиненными им учреждениями", поступивший в ФСИН России пакет документов о списании федерального имущества рассматривается управлением капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России (далее - УКСНЭР ФСИН России), за исключением документов о списании транспортных средств, средств механизации, движимого имущества медицинского назначения, холодильного, технологического и иного оборудования продовольственной службы, машин и оборудования производственного назначения, железнодорожных путей (в том числе подкрановых путей), средств связи, компьютерной и организационной техники, инженерно-технических средств охраны и надзора, военной и специальной техники, и направляется для согласования в структурные подразделения ФСИН России в соответствии с их компетенцией.
Из материалов дела следует, что письмом заместителя директора ФСИН России от ____ № указано об отсутствии возражений о списании объекта с последующей разборкой здания – общежития №, пождепо.
С учетом установленных судом обстоятельств дела, принимая во внимание положения вышеуказанных норм, требования о списании здания общежития №, пожарного депо, а также сносе здания общежития №, пожарного депо, адрес: ____, являются обоснованными. Спорное здание, находящееся в аварийном состоянии, расположено на режимной территории исправительного учреждения, создает реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников исправительного учреждения и осужденных, отбывающих наказание.
Таким образом, указанные требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость проведения соответствующих организационных мероприятий, учитывая объем планируемых работ, а также климатические условия республики, суд считает возможным установить срок до ____.
Суд разъясняет, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
С учетом установленных судом обстоятельств дела, требования прокурора города Якутска подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия)» устранить в срок до ____ нарушения требований законодательства, а именно:
- произвести списание здания общежития №, пожарного депо, адрес: ____;
- произвести снос здания общежития №, пожарного депо, адрес: ____.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья п/п Н.И. Новикова
Копия верна, судья Н.И. Новикова
Секретарь с/з В.Е. Скрябина
Решение изготовлено 22.11.2023