Дело № 2-348/2020
УИД 29RS0011-01-2020-000782-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2020 года село Верхняя Тойма
Красноборский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Королевой Я.А.
при секретаре Вежливцевой Е.Н.
с участием помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Шариковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в интересах жилищных прав Суменкова Д. В. к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о восстановлении в очереди на получение жилья,
УСТАНОВИЛ:
И.о. заместителя прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Лихачев Д.А. обратился в суд с иском в интересах жилищных прав Суменкова Д.В. к администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным решения администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» о снятии Суменкова Д.В. с очереди в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и обязании администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» восстановить Суменкова Д.В. на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с __.__.______г.. Свои требования обосновал тем, что Суменков Д.В. является ветераном боевых действий и инвалидом 1-й группы, состоит в реестре лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с __.__.______г. на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Горковской сельской администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район». В июле 2020 года Суменков Д.В. обратился в администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» с заявлением о предоставлении информации, состоит ли он на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответчиком __.__.______г. было сообщено, что документов, подтверждающих постановку Суменкова Д.В. на учет в администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» не имеется и на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий последний не состоит.
Помощник прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Шарикова В.С. в суде на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Суменков Д.В. в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивал.
В своем отзыве глава МО «Верхнетоемский муниципальный район» Вьюхина Н.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истец не обращался с заявлениями и подтверждающими документами для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на учет не ставился и жилое помещение ему по договору социального найма не предоставлялось. Полагает, что в связи с этим, решение о снятии с учета Суменкова Д.В. не может быть признано незаконным, поскольку оно администрацией не принималось. Отмечает, что в связи с отсутствием в документах, переданных из администрации Горьковского сельского поселения, учетного дела Суменкова Д.В., администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» не имеет возможности подтвердить дату постановки на учет и сам факт нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановки Суменкова Д.В. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель ответчика просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В своем отзыве начальник ОСЗН по Верхнетоемскому району Фофанова С.В. указала, что по данным ОСЗН Суменков Д.В. как ветеран боевых действийсостоит на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
Представитель третьего лица ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» «ОСЗН по Верхнетоемскому району» в суд не явился.
Представитель третьего лица администрации МО «Горковское» в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, не возражал против удовлетоврения заявленных требований.
По определению суда в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 11, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются права и льготы, в том числе, на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ в действующей редакции, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются права и льготы, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ч. ч. 2, 4 и 6 той же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Статья 28.2 вышеуказанного федерального закона устанавливает, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Согласно положениям статьи 5 Закона Архангельской области от 29.11.2005 № 119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области», для обеспечения инвалидов специально оборудованными жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде может осуществляться строительство зданий индивидуальной планировки с комплексом социально-бытового обслуживания или реконструкция имеющихся жилых помещений.
Постановлением администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление указанным категориям граждан социальной выплаты в виде субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) (пункт 2 указанного Порядка).
Право на получение мер социальной поддержки имеют, в том числе и ветераны боевых действий, и инвалиды, проживающие на территории Архангельской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года (пункт 7 указанного Порядка).
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Жилищным кодексом Российской Федерации и областным законом от 01.07.2016 № 441-27-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии со статьей 2 Закона Архангельской области от 01.07.2016 № 441-27-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», учет нуждающихся в жилых помещениях ведется в отношении граждан отдельных категорий - местными администрациями муниципальных образований Архангельской области в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Архангельской области федеральным или областным законом отдельными государственными полномочиями по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях. При этом, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, осуществляющие ведение учета нуждающихся в жилых помещениях, в целях настоящего закона являются уполномоченными органами местного самоуправления. Организация ведения учета нуждающихся в жилых помещениях осуществляется главами местных администраций муниципальных образований Архангельской области, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаен, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 28 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Статьей 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.03.2005 года.
Как следует из ч. 2 ст. 6 данного Закона, граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, предусматривали возможность постановки граждан на учет для улучшения жилищных условий и не по месту их жительства.
В соответствии с пунктом 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335, обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений являлось постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.
Так, в соответствии с пунктом 10 Примерных правил граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могли быть приняты на учет и по месту работы.
Согласно п. 20 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335 (действовало на момент постановки Суменкова Д.В. на учет и вплоть 01.02.2020), право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; б) выезда на другое постоянное место жительства; в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; г) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию.
Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм, а также положений статей 55, 56 ЖК РФ, снятие с учета носит исключительный характер, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области проведена проверка на основании заявления Суменкова Д.В. о защите его жилищных прав как инвалида.
По результатам проверки установлено, что Суменков Д.В. является ветераном боевых действий, в связи с чем ему было выдано удостоверение № *** от __.__.______г. (т. 1 л.д.45, 46-48, 50, 51-53), а также инвалидом 1-й группы с __.__.______г. (в настоящее время бессрочно) (т. 1 л.д. 107) и состоит в реестре лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с __.__.______г., в том числе является лицом, которому положены меры социальной поддержки в улучшении жилищных условий, в соответствии с постановлением администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Из материалов дела усматривается, что Суменков Д.В. __.__.______г. обратился в Горковскую сельскую администрацию с заявлением об оказании помощи в приобретении благоустроенного жилья (т. 1 л.д. 15, 57).
В материалы дела предоставлена копия протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Горковской сельской администрации МО «Верхнетоемский район» от __.__.______г., согласно которому Суменков Д.В. поставлен в очередь на получение жилья в общий и внеочередной списки (т. 1 л.д. 16, 58).
__.__.______г. была проведена проверка жилищных условий, о чем был составлен акт, согласно заключению комиссии, Суменков Д.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в доме, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (т. 1 л.д. 49).
До настоящего времени Суменков Д.В. не использовал рассматриваемую меру социальной поддержки.
В материалы дела не предоставлено решение уполномоченного органа о снятии Суменкова Д.В. с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий
В связи с изложенным выше исковые требования в части признания незаконным решения администрации Верхнетоемского муниципального района о снятии Суменкова Д.В. с очереди в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, надлежит оставить без удовлетворения.
Вместе с тем, как верно указал прокурор, не установлено также обстоятельств, по которым Суменков Д.В. мог быть снят с такого учета. Отсутствие записи о Суменкове Д.В. в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не является доказательством, как снятия истца с учета, поскольку обязанность по ведению учета возложена на ответчика, так и утраты Суменковым Д.В. права на получение соответствующей меры социальной поддержки.
При изложенных выше обстоятельствах, с учетом перечисленных норм закона, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Верхнетоемского муниципального района восстановить Суменкова Д.В. на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с __.__.______г..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в интересах жилищных прав Суменкова Д. В. к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о восстановлении в очереди на получение жилья удовлетворить в части.
Обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» восстановить Суменкова Д. В., __.__.______г. года рождения, уроженца <адрес>, на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с __.__.______г..
Исковые требования в части признания незаконным решения администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о снятии Суменкова Д. В. с очереди в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области (Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30 октября 2020 года.
Председательствующий Я.А. Королева
Копия верна. Судья Я.А. Королева