Решение по делу № 2-1802/2021 от 15.03.2021

Дело № 2-1802/2021

24RS0017-01-2021-001844-33

148г

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2021 года г.Красноярск

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Лузгановой Т.А.,

при секретаре Голомазовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в лице Управления по Красноярскому краю к Ладыженко Тамаре Андреевне о возмещении вреда, причинённого окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в лице Управления по Красноярскому краю обратилась в суд с иском к Ладыженко Т.А. о возмещении вреда, причинённого окружающей среде.

Требования мотивирует тем, что Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю установлен факт нарушения почвенного покрова на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Ладыженко Т.А. (1/2 доля) и Ростовцеву А.Г. (1/2 доля). Так, 08.05.2020 на указанном земельном участке проводились земляные работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы ковшовым погрузчиком, г/н , в автомобиль <данные изъяты>, г/н . Зафиксировано наличие выемки примерно 10*10м, в которой отсутствует плодородный слой почвы, рядом с выемкой находится бурт с плодородным слоем почвы, из которого осуществляется погрузка в автомобили. Документы, разрешающие проведение земляных работ, у водителя погрузчика и водителя автомобиля отсутствовали. Согласно Акту обследования объекта земельных отношений от 13.05.2020, специалистами Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края зафиксировано проведение работ по снятию плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером , грузовым автомобилем г/н , и фронтальным погрузчиком под управлением ЗРА При этом, ЗРА осуществляющий земляные работы, предоставил договор от 06.05.2020 на оказание услуг Ладыженко Т.А. по предоставлению спецтехники для проведения работ на земельном участке с кадастровым номером , и доверенность от 08.05.2020 от Ладыженко Т.А. на проведение работ по выемке дорожного полотна и обеспечения электроснабжения на земельном участке с кадастровым номером . По факту обнаружения признаков административного правонарушения определениями от 18.05.2020 , возбуждены дела в отношении правообладателей долей земельного участка и начато проведение административных расследований. Проект на проведение работ, согласованный в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, в Управление не представлен. 11.06.2020 проведен осмотр нарушенной при проведении земляных работ территории и определение координат на местности, по результатам которого установлено, что работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы проводились в границах земельного участка с кадастровым номером , а земельный участок с кадастровым номером не затронут. Актом осмотра от 11.06.2020 установлено, что на земельном участке путем механического воздействия нарушен плодородный слой почвы, а именно: отделен от поверхности земли, изменено пространство и расположение плодородного слоя почвы. На месте снятия плодородного слоя почвы отобраны почвенные пробы. Согласно экспертному заключению ЭУУ от 06.07.2020, выданному на основании лабораторных исследований почвенных образцов, установлено, что при проведении земляных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с к.н. , произошла порча почвы, уничтожение плодородного слоя почвы на площади 4 331 кв.м, а именно: на площади 869 кв.м произошла порча почвы в результате снятия плодородного слоя, на площади 3 462 кв.м произошло уничтожение плодородного слоя почвы, в результате его снятия и перемещения (ПСП отсутствует), выразившееся в полном разрушении сложения профиля почвы, в изменении рельефа поверхности земельного участка, гидрологического режима и всего комплекса физических условий существования почвенной биоты и растений, а также биологической активности почв, за счет отсутствия активных веществ микробного происхождения (отсутствие растительных остатков, мортмассы), под действием которых происходит минерализация органических остатков и гумусообразование, а также в снижении природно-хозяйственной значимости, что привело к крайней степени деградации земель и требует проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. В ходе проведения административного расследования установлено, что проведение работ по снятию плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером осуществлялось 06.05.2020, 08.05.2020, 13.05.2020 с 09-00 до 15-00, в том числе, 08.05.2020 с 10-00 до 10-30 и 13.05.2020 в 15-30. Таким образом, Ладыженко Т.А., являющейся собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером , а также заказчиком проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова (снятие и перемещение плодородного слоя почвы), в результате которых произошла порча земель и уничтожение плодородного слоя почвы, выразившиеся в ухудшении качества земель (потере плодородия почвы) на общей площади 4 331 кв.м, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Постановлениями Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 14.09.2020 , Ладыженко Т.А. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, определен в стоимостной форме в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 года №238, зарегистрированной в Минюсте РФ 07.09.2010 № 18364, и составил 69 935 200 руб.

На основании вышеизложенного, истец просит обязать Ладыженко Т.А. разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – сельскохозяйственное производство, в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу; провести рекультивацию на нарушенном земельном участке, в соответствии с разработанным проектом рекультивации нарушенных земель, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Представитель истца Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в лице Управления по Красноярскому краю Подгорская С.А., действующая на основании доверенности от 11.03.2021, в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещена надлежащим образом и своевременно; представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражала против вынесения заочного решения. Ранее, принимая участие в предварительных судебных заседаниях, представитель истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив дополнительно, что штраф по постановлениям о привлечении к административной ответственности Ладыженко Т.А. оплачен, однако требования, изложенные в иске, добровольно не выполняются. Просила при рассмотрении дела учесть климатические условия.

Ответчик Ладыженко Т.А., третье лицо Ростовцев А.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом по адресам регистрации, о причинах неявки суд не уведомили; судебная корреспонденция возвращена в адрес суда за истечением срока хранения без вручения.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции РФ, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.

С учетом приведенных выше норм права, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса, согласно ст.167 ГПК РФ, в порядке заочного производства, в отсутствие ответчика, в силу ст.233 ГПК РФ.

Изучив доводы иска, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно частям 1 и 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Подпунктами 5, 6 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правила рекультивации), разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе, правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

На основании пункта 6 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими генеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе, радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - Постановление Пленума №49), при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 Постановления Пленума №49 также отметил, что, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

В соответствии разъяснениями, данными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 08 июля 2010 г. №238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, настоящей методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Ладыженко Т.А. и Ростовцев А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ являются равнодолевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования земельного участка – для сельскохозяйственного производства, что следует из выписки ЕГРН от 26.04.2021, а также от 26.08.2021.

Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером является ВВН согласно выписке ЕГРН от 26.04.2021

08.05.2020 старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю ВЕВ установлено, что в северо-восточной части земельного участка с кадастровым номером проводятся земляные работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы, зафиксировано наличие выемки примерно 10*10м, в которой отсутствует плодородный слой почвы, рядом с выемкой находится бурт с плодородным слоем почвы, из которого осуществляется погрузка в автомобили. Указанные действия производились ковшовым погрузчиком, г/н , в автомобиль <данные изъяты> г/н , что подтверждается представленными материалами фотосъемки. При этом, документы, разрешающие проведение земляных работ, у водителя погрузчика и водителя автомобиля отсутствовали.

Кроме того, актом обследования объекта земельных отношений от 13.05.2020 специалистами Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края зафиксировано проведение работ по снятию плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером , указанные действия производились грузовым автомобилем, г/н , и фронтальным погрузчиком, г/н .

По вышеуказанным фактам, определением Россельхознадзора от 18.05.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Ладыженко Т.А., в рамках которого постановлено провести административное расследование.

Уведомлением от 28.05.2020 , врученным 28.05.2020 лично Ладыженко Т.А., последняя уведомлена о проведении осмотра земельного участка с кадастровым номером и отбора проб 11.06.2020.

В указанную в уведомлении дату Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю, согласно акту от 11.06.2020 , проведен осмотр нарушенной при проведении земляных работ территории и определение координат на местности, по результатам которого установлено, что работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы проводились в границах земельного участка с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером не затронут. При этом, в соответствии с вышеуказанным актом, 11.06.2020 с 10-14 час. до 13-07 час. осмотрена часть земельного участка с кадастровым номером , по результатам которого установлено, что на земельном участке путем механического воздействия нарушен плодородный слой почвы, а именно: плодородный слой почвы отделен от поверхности земли, изменено пространство и расположение плодородный слой почвы. При осмотре с западной границы нарушенного участка, вся нарушенная площадь находится в пределах видимости. Нарушенный участок представляет выемку в форме прямоугольника, внутри которого отсутствует верхний почвенный горизонт темного цвета (плодородный слой почвы), образованный при формировании почв, и составляющий почвенный профиль. Участок неровный, с уклоном по направлению запада на восток. Координаты границ нарушенной части участка зафиксированы спутниковым приемником <данные изъяты> составлена рабочая план-схема (приложение №1 к акту осмотра от 11.06.2020 ), на которую нанесены осматриваемые границы участка и все имеющиеся объекты.

В ходе осмотра зафиксировано, что двигаясь с юго-западной угловой точки Т1 по направлению на восток по южной границе нарушенной и незатронутой земляными работами части участка, при помощи линейки и мерной ленты по стенке почвенного профиля зафиксировано, что мощность снятия плодородный слой почвы по южной границе варьирует от 0-10 см до 0-90 см., извлеченный грунт по южному борту (точки Т1-Т11) не складирован. По ходу осмотра лопатой внутри выемки почвенными прикопками определено, что плодородный слой почвы снят максимально до нижних горизонтов светлого цвета. Южнее места снятия (Т12,согласно схеме) зафиксирован бурт с грунтом темного цвета, высотой около метра, заросший травянистой растительностью зеленого цвета, который складирован по краю выемки полукругом на юго-восточном и восточном бортах. Севернее точки Т12 плодородный слой почвы снят на глубину 0-90 см, в результате чего внутри углубления образована глубокая выемка (границы которой зафиксированы спутниковым приемником точками Т39-Т51). Далее, осмотрена восточная часть выемки, где плодородный слой почвы снят на глубину от 0-16 до 0-30 см, при помощи почвенной прикопки внутри выемки визуально определено, что плодородный слой почвы снят максимально до низлежащих горизонтов светлого цвета. В восточной части нарушенного участка на почве имеются следы от колес спецтехники и ковша. По восточной стенке выемки определено, что при проведении земляных работ отдельно снимался почвенно-растительный (корнеобитаемый) слой, а затем низлежащие горизонты темного цвета. Далее осмотрена северная граница выемки по направлению с востока на запад. Почвенными прикопками по срезу северного борта определено, что мощность снятия по северному борту составляет от 0-40 до 0-70 см. мощность снятия по западному борту определить не представляется возможным, так как через западный борт осуществлялся вывоз грунта, края борта выположены. По северному и западному борту изъятый грунт отсутствует. Далее, осмотрена центральная часть участка по направлению с запада на восток. Почвенными прикопками установлено отсутствие плодородный слой почвы до низлежащих горизонтов светлого цвета. В центральной части выемки расположены два бурта (№ 1 и № 2 согласно схемы), почвенными прикопками определено, что в буртах складирован почвенно-растительный слой – ПРС, так как бурт состоит из почвы темного цвета с множественными остатками корневой системы преимущественно – зерновых культур – пшеница (определено по морфологическим признакам), а так же из пожнивных остатков зерновых культур 2019 года (стерня, колос). Основание и высота буртов зафиксированы спутниковым приемником. Далее, по периметру осмотрены и зафиксированы границы и высота заросших травянистой растительностью бурта с почвой № 3 на схеме, складированного по юго-восточному и восточному борту выемки. При осмотре территории по периметру выемки зафиксировано, что растительность на прилегающей ненарушенной части земельного участка по своему составу идентична с растительностью в буртах № 1 - № 3, а именно: на ненарушенной части участка, прилегающей к выемке, имеются всходы пшеницы (потери при уборке зерновых осенью 2019 года), пожнивные остатки- стерня, колос соломенного цвета, отрастающая сорная растительность. Почвенными прикопками определено, что бурт № 3 состоит из снятого почвенно-растительного слоя – ПРС, так как он состоит из почвы темного цвета с множественными остатками корневой системы преимущественно – зерновых культур – пшеница (определено по морфологическим признакам), а так же из пожнивных остатков зерновых культур 2019 года (стерня, колос).

В рамках расследования дела об административном правонарушении определением Россельхознадзора от 11.06.2020 назначена экспертиза почвенных образцов, которые были отобраны на месте снятия плодородный слой почвы 11.06.2020: объединенная почвенная проба № 1 (сейф-пакет № Ас 1462449), состоящая из 5 точечных проб, из буртов № 1- № 3 со складированным почвенно-растительным слоем отобрана объединенная почвенная проба № 2 (сейф-пакет № Ас 1462448), состоящая из 5 точечных проб; на ненарушенной части участка, прилегающей с южной и восточной стороны к выемке, отобран контрольный почвенный образец № 3 (сейф-пакет № Ас 1462447), состоящий из 5 точечных проб, согласно протокола отбора почвенных образцов от 11.06.2020, проведение экспертизы поручено ЭУУ

Экспертным заключением ЭУУ от 06.07.2020 установлено, что при проведении земляных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с к.н. , расположенном по адресу: <адрес> произошла порча почвы, уничтожение плодородного слоя почвы на площади 4331 кв.м, а именно: на площади 869 кв.м произошла порча почвы в результате снятия плодородного слоя, на площади 3 462 кв.м произошло уничтожение плодородного слоя почвы в результате его снятия и перемещения (ПСП отсутствует), выразившееся в полном разрушении сложения профиля почвы, в изменении рельефа поверхности земельного участка, гидрологического режима и всего комплекса физических условий существования почвенной биоты и растений, а также биологической активности почв за счет отсутствия активных веществ микробного происхождения (отсутствие растительных остатков, мортмассы), под действием которых происходит минерализация органических остатков и гумусообразование, а также в снижении природно-хозяйственной значимости, что привело к крайней степени деградации земель и требует проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

При этом, в соответствии с представленным в материалы дела заключением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 28.09.2020, размер вреда, причиненного почвам в результате снятия и уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , составил 69 935 200 рублей.

Ладыженко Т.А. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении 21.05.2021 представила объяснения, согласно которым, по договоренности с Ростовцевым А.Г., плодородный слой почвы на части земельного участка перемешен, в целях предотвращения самовольного использования земельного участка для выращивания сельскохозяйственных культур ЗУУ.

В соответствии со сведениями, содержащимся в автоматизированной базе техники, регистрируемой на территории Красноярского края, представленным службой Гостехнадзора края, ковшовый погрузчик, г/н , зарегистрирован на праве собственности за ЗРА

Согласно договору №1 от 06.05.2020, ЗРА принял на себя обязательства по оказанию услуг Ладыженко Т.А. по предоставлению спецтехники: фронтального погрузчика г/н , на период 06.05.2020 – 06.07.2020 для проведения работ на земельном участке с кадастровым номером .

В соответствии с доверенностью от 08.05.2020, Ладыженко Т.А. уполномочила ЗРА на проведение работ по выемке дорожного полотна и обеспечения электроснабжения на земельном участке с кадастровым номером .

Так, водитель погрузчика, г/н , ЗРА в объяснениях от 28.05.2020 указал, что осуществлял земляные работы на земельном участке с кадастровым номером на основании договора от 06.05.2020 №1. Работы проводились на основании схемы, которая прилагается к договору. Ладыженко Т.А. указала место, где необходимо выровнять площадку путем снятия грунта темного цвета и складирования его в бурты. Грунт снимался до грунта светлого цвета. Необходимо было проводить работы по снятию верхнего слоя почвы по точкам, указанным на схеме, под строительство дороги и базы. Проект на проведение работ он не видел и не знает, имеется ли он у заказчика. Земляные работы должны были проводиться в период 06.05.2020 06.07.2020, а фактически проводились 06.05.2020, 08.05.2020, 13.05.2020 с 09-00 час. до 15-00 час. Работы проводились, когда приходили машины для погрузки плодородного слоя почвы. 08.05.2020 в период с 10-00 до 10-30 он загрузил 2 машины, <данные изъяты> ждал погрузки. Машины для погрузки направлял заказчик. Пока не было машин, проводилось снятие верхнего слоя почвы и складирование в бурты. После приезда сотрудников Россельхознадзора грузовые машины уехали, а после приезда специалистов администрации Емельяновского района 13.05.2020 работы были приостановлены.

Кроме того, ТМВ являющаяся владельцем транспортного средства, г/н , согласно представленных 20.10.2020 объяснений указала, что 13.05.2020 в 15-30 час. осуществили вывоз плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером в отсутствие разрешительных документов и договорных отношений с собственником участка.

Постановлениями Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 14.09.2020 , Ладыженко Тамара Андреевна признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.6 КоАП РФ (самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы) и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель). Постановления вступили в законную силу 09.10.2020, в установленном законом порядке Ладыженко Т.А. не обжаловались.

Таким образом, судом установлено, что Ладыженко Т.А., которой на праве собственности принадлежит ? доля земельного участка с кадастровым номером , является заказчиком проведения на указанном земельном участке земляных работ, осуществленных 06.05.2020, 08.05.2020, 13.05.2020 с 09-00 час. до 15-00 час., 08.05.2020 с 10-00 час. до 10-30 час. и 13.05.2020 в 15-30 час., связанных с нарушением почвенного покрова (снятие и перемещение плодородного слоя почвы), в результате которых произошла порча земель на площади 869 кв.м, а также уничтожение плодородного слоя почвы на площади 3 462 кв.м, выразившиеся в ухудшении качества земель (потере плодородия почвы) на общей площади 4 331 кв.м.

При этом, Ладыженко Т.А. не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, определенные ст.13 ЗК РФ и Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Проект на проведение работ, согласованный в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, Ладыженко Т.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении, равно как при рассмотрении настоящего дела в порядке ст.56 ГПК РФ в материалы дела не представлен.

Суд находит указанные действия Ладыженко Т.А., состоящими в прямой причинно-следственной связи с причинением вреда почвам на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , установленного экспертным заключением ЭУУ от 06.07.2020.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлен факт причинения вреда почвам на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , имеющим сельскохозяйственное назначение, в результате снятия и уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке, в результате действий Ладыженко Т.А., учитывая мнение истца в части применения такого способа возмещения вреда, как разработка проекта рекультивации нарушенного земельного участка и ее проведение, суд находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме, а разработку проекта рекультивации нарушенного земельного участка и ее проведение способом наиболее соответствующим целям и задачам природоохранного законодательства.

Однако, определяя сроки исполнения возложенных судом обязанностей, суд находит разумным и достаточным их определение в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу для разработки проекта рекультивации нарушенного земельного участка, в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу по проведению рекультивации на нарушенном земельном участке, учитывая при этом характер допущенных нарушений, площадь земельного участка, подлежащего рекультивации, а также тот факт что данные работы необходимо производить в весенне-летний период.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199, 233-234 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в лице Управления по Красноярскому краю к Ладыженко Тамаре Андреевне о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, удовлетворить.

Обязать Ладыженко Тамару Андреевну разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – сельскохозяйственное производство, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать Ладыженко Тамару Андреевну провести рекультивацию на нарушенном земельном участке, с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – сельскохозяйственное производство, в соответствии с разработанным проектом рекультивации нарушенных земель, в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

В окончательной форме решение суда изготовлено 28 сентября 2021 года.

Судья Железнодорожного

районного суда г.Красноярска Т.А. Лузганова

2-1802/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю
Ответчики
Ладыженко Тамара Андреевна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Судья
Лузганова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
15.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.05.2021Предварительное судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
24.08.2021Предварительное судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
08.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее