Дело № 2-1802/2021
24RS0017-01-2021-001844-33
148г
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2021 года г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Лузгановой Т.А.,
при секретаре Голомазовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в лице Управления по Красноярскому краю к Ладыженко Тамаре Андреевне о возмещении вреда, причинённого окружающей среде,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в лице Управления по Красноярскому краю обратилась в суд с иском к Ладыженко Т.А. о возмещении вреда, причинённого окружающей среде.
Требования мотивирует тем, что Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю установлен факт нарушения почвенного покрова на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Ладыженко Т.А. (1/2 доля) и Ростовцеву А.Г. (1/2 доля). Так, 08.05.2020 на указанном земельном участке проводились земляные работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы ковшовым погрузчиком, г/н №, в автомобиль <данные изъяты>, г/н №. Зафиксировано наличие выемки примерно 10*10м, в которой отсутствует плодородный слой почвы, рядом с выемкой находится бурт с плодородным слоем почвы, из которого осуществляется погрузка в автомобили. Документы, разрешающие проведение земляных работ, у водителя погрузчика и водителя автомобиля отсутствовали. Согласно Акту обследования объекта земельных отношений от 13.05.2020, специалистами Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края зафиксировано проведение работ по снятию плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером №, грузовым автомобилем г/н №, и фронтальным погрузчиком под управлением ЗРА При этом, ЗРА осуществляющий земляные работы, предоставил договор от 06.05.2020 № на оказание услуг Ладыженко Т.А. по предоставлению спецтехники для проведения работ на земельном участке с кадастровым номером №, и доверенность от 08.05.2020 от Ладыженко Т.А. на проведение работ по выемке дорожного полотна и обеспечения электроснабжения на земельном участке с кадастровым номером №. По факту обнаружения признаков административного правонарушения определениями от 18.05.2020 №, № возбуждены дела в отношении правообладателей долей земельного участка и начато проведение административных расследований. Проект на проведение работ, согласованный в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, в Управление не представлен. 11.06.2020 проведен осмотр нарушенной при проведении земляных работ территории и определение координат на местности, по результатам которого установлено, что работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы проводились в границах земельного участка с кадастровым номером №, а земельный участок с кадастровым номером № не затронут. Актом осмотра от 11.06.2020 № установлено, что на земельном участке путем механического воздействия нарушен плодородный слой почвы, а именно: отделен от поверхности земли, изменено пространство и расположение плодородного слоя почвы. На месте снятия плодородного слоя почвы отобраны почвенные пробы. Согласно экспертному заключению ЭУУ № от 06.07.2020, выданному на основании лабораторных исследований почвенных образцов, установлено, что при проведении земляных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с к.н. №, произошла порча почвы, уничтожение плодородного слоя почвы на площади 4 331 кв.м, а именно: на площади 869 кв.м произошла порча почвы в результате снятия плодородного слоя, на площади 3 462 кв.м произошло уничтожение плодородного слоя почвы, в результате его снятия и перемещения (ПСП отсутствует), выразившееся в полном разрушении сложения профиля почвы, в изменении рельефа поверхности земельного участка, гидрологического режима и всего комплекса физических условий существования почвенной биоты и растений, а также биологической активности почв, за счет отсутствия активных веществ микробного происхождения (отсутствие растительных остатков, мортмассы), под действием которых происходит минерализация органических остатков и гумусообразование, а также в снижении природно-хозяйственной значимости, что привело к крайней степени деградации земель и требует проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. В ходе проведения административного расследования установлено, что проведение работ по снятию плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером № осуществлялось 06.05.2020, 08.05.2020, 13.05.2020 с 09-00 до 15-00, в том числе, 08.05.2020 с 10-00 до 10-30 и 13.05.2020 в 15-30. Таким образом, Ладыженко Т.А., являющейся собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером №, а также заказчиком проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова (снятие и перемещение плодородного слоя почвы), в результате которых произошла порча земель и уничтожение плодородного слоя почвы, выразившиеся в ухудшении качества земель (потере плодородия почвы) на общей площади 4 331 кв.м, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Постановлениями Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 14.09.2020 №, № Ладыженко Т.А. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, определен в стоимостной форме в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 года №238, зарегистрированной в Минюсте РФ 07.09.2010 № 18364, и составил 69 935 200 руб.
На основании вышеизложенного, истец просит обязать Ладыженко Т.А. разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – сельскохозяйственное производство, в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу; провести рекультивацию на нарушенном земельном участке, в соответствии с разработанным проектом рекультивации нарушенных земель, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в лице Управления по Красноярскому краю Подгорская С.А., действующая на основании доверенности от 11.03.2021, в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещена надлежащим образом и своевременно; представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражала против вынесения заочного решения. Ранее, принимая участие в предварительных судебных заседаниях, представитель истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив дополнительно, что штраф по постановлениям о привлечении к административной ответственности Ладыженко Т.А. оплачен, однако требования, изложенные в иске, добровольно не выполняются. Просила при рассмотрении дела учесть климатические условия.
Ответчик Ладыженко Т.А., третье лицо Ростовцев А.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом по адресам регистрации, о причинах неявки суд не уведомили; судебная корреспонденция возвращена в адрес суда за истечением срока хранения без вручения.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции РФ, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
С учетом приведенных выше норм права, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса, согласно ст.167 ГПК РФ, в порядке заочного производства, в отсутствие ответчика, в силу ст.233 ГПК РФ.
Изучив доводы иска, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно частям 1 и 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Подпунктами 5, 6 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правила рекультивации), разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе, правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
На основании пункта 6 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими генеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе, радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - Постановление Пленума №49), при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 Постановления Пленума №49 также отметил, что, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
В соответствии разъяснениями, данными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 08 июля 2010 г. №238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, настоящей методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ладыженко Т.А. и Ростовцев А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ являются равнодолевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования земельного участка – для сельскохозяйственного производства, что следует из выписки ЕГРН от 26.04.2021, а также от 26.08.2021.
Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № является ВВН согласно выписке ЕГРН от 26.04.2021
08.05.2020 старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю ВЕВ установлено, что в северо-восточной части земельного участка с кадастровым номером № проводятся земляные работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы, зафиксировано наличие выемки примерно 10*10м, в которой отсутствует плодородный слой почвы, рядом с выемкой находится бурт с плодородным слоем почвы, из которого осуществляется погрузка в автомобили. Указанные действия производились ковшовым погрузчиком, г/н №, в автомобиль <данные изъяты> г/н №, что подтверждается представленными материалами фотосъемки. При этом, документы, разрешающие проведение земляных работ, у водителя погрузчика и водителя автомобиля отсутствовали.
Кроме того, актом обследования объекта земельных отношений от 13.05.2020 специалистами Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края зафиксировано проведение работ по снятию плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером №, указанные действия производились грузовым автомобилем, г/н №, и фронтальным погрузчиком, г/н №.
По вышеуказанным фактам, определением Россельхознадзора от 18.05.2020 № возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Ладыженко Т.А., в рамках которого постановлено провести административное расследование.
Уведомлением от 28.05.2020 №, врученным 28.05.2020 лично Ладыженко Т.А., последняя уведомлена о проведении осмотра земельного участка с кадастровым номером № и отбора проб 11.06.2020.
В указанную в уведомлении дату Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю, согласно акту от 11.06.2020 №, проведен осмотр нарушенной при проведении земляных работ территории и определение координат на местности, по результатам которого установлено, что работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы проводились в границах земельного участка с кадастровым номером №, земельный участок с кадастровым номером № не затронут. При этом, в соответствии с вышеуказанным актом, 11.06.2020 с 10-14 час. до 13-07 час. осмотрена часть земельного участка с кадастровым номером №, по результатам которого установлено, что на земельном участке путем механического воздействия нарушен плодородный слой почвы, а именно: плодородный слой почвы отделен от поверхности земли, изменено пространство и расположение плодородный слой почвы. При осмотре с западной границы нарушенного участка, вся нарушенная площадь находится в пределах видимости. Нарушенный участок представляет выемку в форме прямоугольника, внутри которого отсутствует верхний почвенный горизонт темного цвета (плодородный слой почвы), образованный при формировании почв, и составляющий почвенный профиль. Участок неровный, с уклоном по направлению запада на восток. Координаты границ нарушенной части участка зафиксированы спутниковым приемником <данные изъяты> составлена рабочая план-схема (приложение №1 к акту осмотра от 11.06.2020 №), на которую нанесены осматриваемые границы участка и все имеющиеся объекты.
В ходе осмотра зафиксировано, что двигаясь с юго-западной угловой точки Т1 по направлению на восток по южной границе нарушенной и незатронутой земляными работами части участка, при помощи линейки и мерной ленты по стенке почвенного профиля зафиксировано, что мощность снятия плодородный слой почвы по южной границе варьирует от 0-10 см до 0-90 см., извлеченный грунт по южному борту (точки Т1-Т11) не складирован. По ходу осмотра лопатой внутри выемки почвенными прикопками определено, что плодородный слой почвы снят максимально до нижних горизонтов светлого цвета. Южнее места снятия (Т12,согласно схеме) зафиксирован бурт с грунтом темного цвета, высотой около метра, заросший травянистой растительностью зеленого цвета, который складирован по краю выемки полукругом на юго-восточном и восточном бортах. Севернее точки Т12 плодородный слой почвы снят на глубину 0-90 см, в результате чего внутри углубления образована глубокая выемка (границы которой зафиксированы спутниковым приемником точками Т39-Т51). Далее, осмотрена восточная часть выемки, где плодородный слой почвы снят на глубину от 0-16 до 0-30 см, при помощи почвенной прикопки внутри выемки визуально определено, что плодородный слой почвы снят максимально до низлежащих горизонтов светлого цвета. В восточной части нарушенного участка на почве имеются следы от колес спецтехники и ковша. По восточной стенке выемки определено, что при проведении земляных работ отдельно снимался почвенно-растительный (корнеобитаемый) слой, а затем низлежащие горизонты темного цвета. Далее осмотрена северная граница выемки по направлению с востока на запад. Почвенными прикопками по срезу северного борта определено, что мощность снятия по северному борту составляет от 0-40 до 0-70 см. мощность снятия по западному борту определить не представляется возможным, так как через западный борт осуществлялся вывоз грунта, края борта выположены. По северному и западному борту изъятый грунт отсутствует. Далее, осмотрена центральная часть участка по направлению с запада на восток. Почвенными прикопками установлено отсутствие плодородный слой почвы до низлежащих горизонтов светлого цвета. В центральной части выемки расположены два бурта (№ 1 и № 2 согласно схемы), почвенными прикопками определено, что в буртах складирован почвенно-растительный слой – ПРС, так как бурт состоит из почвы темного цвета с множественными остатками корневой системы преимущественно – зерновых культур – пшеница (определено по морфологическим признакам), а так же из пожнивных остатков зерновых культур 2019 года (стерня, колос). Основание и высота буртов зафиксированы спутниковым приемником. Далее, по периметру осмотрены и зафиксированы границы и высота заросших травянистой растительностью бурта с почвой № 3 на схеме, складированного по юго-восточному и восточному борту выемки. При осмотре территории по периметру выемки зафиксировано, что растительность на прилегающей ненарушенной части земельного участка по своему составу идентична с растительностью в буртах № 1 - № 3, а именно: на ненарушенной части участка, прилегающей к выемке, имеются всходы пшеницы (потери при уборке зерновых осенью 2019 года), пожнивные остатки- стерня, колос соломенного цвета, отрастающая сорная растительность. Почвенными прикопками определено, что бурт № 3 состоит из снятого почвенно-растительного слоя – ПРС, так как он состоит из почвы темного цвета с множественными остатками корневой системы преимущественно – зерновых культур – пшеница (определено по морфологическим признакам), а так же из пожнивных остатков зерновых культур 2019 года (стерня, колос).
В рамках расследования дела об административном правонарушении определением Россельхознадзора № от 11.06.2020 назначена экспертиза почвенных образцов, которые были отобраны на месте снятия плодородный слой почвы 11.06.2020: объединенная почвенная проба № 1 (сейф-пакет № Ас 1462449), состоящая из 5 точечных проб, из буртов № 1- № 3 со складированным почвенно-растительным слоем отобрана объединенная почвенная проба № 2 (сейф-пакет № Ас 1462448), состоящая из 5 точечных проб; на ненарушенной части участка, прилегающей с южной и восточной стороны к выемке, отобран контрольный почвенный образец № 3 (сейф-пакет № Ас 1462447), состоящий из 5 точечных проб, согласно протокола отбора почвенных образцов № от 11.06.2020, проведение экспертизы поручено ЭУУ
Экспертным заключением ЭУУ № от 06.07.2020 установлено, что при проведении земляных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с к.н. №, расположенном по адресу: <адрес> произошла порча почвы, уничтожение плодородного слоя почвы на площади 4331 кв.м, а именно: на площади 869 кв.м произошла порча почвы в результате снятия плодородного слоя, на площади 3 462 кв.м произошло уничтожение плодородного слоя почвы в результате его снятия и перемещения (ПСП отсутствует), выразившееся в полном разрушении сложения профиля почвы, в изменении рельефа поверхности земельного участка, гидрологического режима и всего комплекса физических условий существования почвенной биоты и растений, а также биологической активности почв за счет отсутствия активных веществ микробного происхождения (отсутствие растительных остатков, мортмассы), под действием которых происходит минерализация органических остатков и гумусообразование, а также в снижении природно-хозяйственной значимости, что привело к крайней степени деградации земель и требует проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
При этом, в соответствии с представленным в материалы дела заключением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 28.09.2020, размер вреда, причиненного почвам в результате снятия и уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, составил 69 935 200 рублей.
Ладыженко Т.А. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении 21.05.2021 представила объяснения, согласно которым, по договоренности с Ростовцевым А.Г., плодородный слой почвы на части земельного участка перемешен, в целях предотвращения самовольного использования земельного участка для выращивания сельскохозяйственных культур ЗУУ.
В соответствии со сведениями, содержащимся в автоматизированной базе техники, регистрируемой на территории Красноярского края, представленным службой Гостехнадзора края, ковшовый погрузчик, г/н №, зарегистрирован на праве собственности за ЗРА
Согласно договору №1 от 06.05.2020, ЗРА принял на себя обязательства по оказанию услуг Ладыженко Т.А. по предоставлению спецтехники: фронтального погрузчика г/н №, на период 06.05.2020 – 06.07.2020 для проведения работ на земельном участке с кадастровым номером №.
В соответствии с доверенностью от 08.05.2020, Ладыженко Т.А. уполномочила ЗРА на проведение работ по выемке дорожного полотна и обеспечения электроснабжения на земельном участке с кадастровым номером №.
Так, водитель погрузчика, г/н №, ЗРА в объяснениях от 28.05.2020 указал, что осуществлял земляные работы на земельном участке с кадастровым номером № на основании договора от 06.05.2020 №1. Работы проводились на основании схемы, которая прилагается к договору. Ладыженко Т.А. указала место, где необходимо выровнять площадку путем снятия грунта темного цвета и складирования его в бурты. Грунт снимался до грунта светлого цвета. Необходимо было проводить работы по снятию верхнего слоя почвы по точкам, указанным на схеме, под строительство дороги и базы. Проект на проведение работ он не видел и не знает, имеется ли он у заказчика. Земляные работы должны были проводиться в период 06.05.2020 06.07.2020, а фактически проводились 06.05.2020, 08.05.2020, 13.05.2020 с 09-00 час. до 15-00 час. Работы проводились, когда приходили машины для погрузки плодородного слоя почвы. 08.05.2020 в период с 10-00 до 10-30 он загрузил 2 машины, <данные изъяты> ждал погрузки. Машины для погрузки направлял заказчик. Пока не было машин, проводилось снятие верхнего слоя почвы и складирование в бурты. После приезда сотрудников Россельхознадзора грузовые машины уехали, а после приезда специалистов администрации Емельяновского района 13.05.2020 работы были приостановлены.
Кроме того, ТМВ являющаяся владельцем транспортного средства, г/н №, согласно представленных 20.10.2020 объяснений указала, что 13.05.2020 в 15-30 час. осуществили вывоз плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером № в отсутствие разрешительных документов и договорных отношений с собственником участка.
Постановлениями Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 14.09.2020 №, № Ладыженко Тамара Андреевна признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.6 КоАП РФ (самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы) и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель). Постановления вступили в законную силу 09.10.2020, в установленном законом порядке Ладыженко Т.А. не обжаловались.
Таким образом, судом установлено, что Ладыженко Т.А., которой на праве собственности принадлежит ? доля земельного участка с кадастровым номером №, является заказчиком проведения на указанном земельном участке земляных работ, осуществленных 06.05.2020, 08.05.2020, 13.05.2020 с 09-00 час. до 15-00 час., 08.05.2020 с 10-00 час. до 10-30 час. и 13.05.2020 в 15-30 час., связанных с нарушением почвенного покрова (снятие и перемещение плодородного слоя почвы), в результате которых произошла порча земель на площади 869 кв.м, а также уничтожение плодородного слоя почвы на площади 3 462 кв.м, выразившиеся в ухудшении качества земель (потере плодородия почвы) на общей площади 4 331 кв.м.
При этом, Ладыженко Т.А. не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, определенные ст.13 ЗК РФ и Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Проект на проведение работ, согласованный в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, Ладыженко Т.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении, равно как при рассмотрении настоящего дела в порядке ст.56 ГПК РФ в материалы дела не представлен.
Суд находит указанные действия Ладыженко Т.А., состоящими в прямой причинно-следственной связи с причинением вреда почвам на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, установленного экспертным заключением ЭУУ № от 06.07.2020.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлен факт причинения вреда почвам на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, имеющим сельскохозяйственное назначение, в результате снятия и уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке, в результате действий Ладыженко Т.А., учитывая мнение истца в части применения такого способа возмещения вреда, как разработка проекта рекультивации нарушенного земельного участка и ее проведение, суд находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме, а разработку проекта рекультивации нарушенного земельного участка и ее проведение способом наиболее соответствующим целям и задачам природоохранного законодательства.
Однако, определяя сроки исполнения возложенных судом обязанностей, суд находит разумным и достаточным их определение в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу для разработки проекта рекультивации нарушенного земельного участка, в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу по проведению рекультивации на нарушенном земельном участке, учитывая при этом характер допущенных нарушений, площадь земельного участка, подлежащего рекультивации, а также тот факт что данные работы необходимо производить в весенне-летний период.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199, 233-234 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в лице Управления по Красноярскому краю к Ладыженко Тамаре Андреевне о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, удовлетворить.
Обязать Ладыженко Тамару Андреевну разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – сельскохозяйственное производство, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Ладыженко Тамару Андреевну провести рекультивацию на нарушенном земельном участке, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – сельскохозяйственное производство, в соответствии с разработанным проектом рекультивации нарушенных земель, в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме решение суда изготовлено 28 сентября 2021 года.
Судья Железнодорожного
районного суда г.Красноярска Т.А. Лузганова