ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Минеева С.И.
дело № 33а-3509
поступило 31 августа 2018 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 сентября 2018 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Захарова Е.И., Казанцевой Т.Б.
при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Булгаковой О.Н. об оспаривании постановления администрации МО «Заиграевский район» об отстранении от исполнения обязанностей опекуна
по апелляционной жалобе Булгаковой О.Н.
на решение Заиграевского районного суда РБ от 18 июля 2018 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя администрации МО «Заиграевский район» Долгих О.В., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
1. Постановлением администрации МО «Заиграевский район» от 22 сентября 2016 года № 391 установлена опека над малолетним И., ... года рождения, его опекуном назначена бабушка Булгакова О.Н.
Постановлением администрации МО «Заиграевский район» от 21 мая 2018 года № 153 Булгакова отстранена от исполнения обязанностей опекуна в связи с ненадлежащим исполнением возложенных обязанностей.
Булгакова обратилась в суд с административным иском об оспаривании указанного постановления, мотивировав свои требования тем, что факт ненадлежащего исполнения обязанностей опекуна не установлен.
Администрация района требования не признала.
Районный суд отказал в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Булгакова просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО «Заиграевский район» возражала против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно пункту 1 статьи 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.
Пункт 4 данной статьи предусматривает, что к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным данным Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.
Из пункта 3 статьи 39 ГК РФ следует, что в случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 29 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» дано следующее разъяснение.
В случаях ненадлежащего исполнения опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями возложенных на них обязанностей, нарушения ими прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, указанные лица могут быть отстранены органом опеки и попечительства от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя или патронатного воспитателя (часть 5 статьи 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Из материалов дела видно, что Булгакова отстранена от исполнения обязанностей опекуна в связи с тем, что злоупотребляет спиртными напитками вместе с сыном К., который приходится дядей малолетнему И. Булгакова и К, находясь в алкогольном опьянении, скандалят между собой, создавая угрозу жизни и здоровью ребенка.
Эти обстоятельства подтверждаются доказательствами, представленными администрацией МО «Заиграевский район», поэтому районный суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении требований Булгаковой.
3. Доводы жалобы Булгаковой подлежат отклонению, поскольку они не опровергают правильность выводов суда.
Инспектор ПДН К. допрошена судом в качестве свидетеля. Она показала, что была дома у Булгаковой 5 мая 2018 года, от Булгаковой исходил сильный запах алкоголя, поэтому К предполагает, что Булгакова не помнит ее визит.
Участковый инспектор О показал суду, что с Булгаковой не знаком, т.к. назначен на данный участок недавно. Прежний инспектор С сообщил О, что Булгакова злоупотребляет спиртными напитками.
Показания этих свидетелей в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в деле – постановлением от 23 января 2018 года о привлечении Булгаковой к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ, актом о помещении ребенка в специализированное учреждение от 5 мая 2018 года, – подтверждают тот факт, что Булгакова ненадлежащим образом исполняет обязанности опекуна.
Показаний свидетеля Б., на которые ссылается Булгакова, недостаточно для того, что сделать достоверный вывод о том, что Булгакова заботится о ребенке и обеспечивает его безопасность.
По изложенным мотивам судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы и оставляет решение суда без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заиграевского районного суда РБ от 18 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Булгаковой О.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи