Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2021 года г. Тула
Советский районный суд в составе
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Жигало И.В.,
с участием представителя истца Архиповой А.В., представителя ответчика Щербакова Т.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 71RS0028-01-2021-001778-25 (производство № 2-1213/2021) по исковому заявлению Демидовой В.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонному) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Демидова В.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии. В обоснование иска ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обращалась к ответчику с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии ей было отказано ввиду недостаточности специального стажа требуемой продолжительности. При этом ответчиком был исключен из подсчета специального стажа период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога в МБУ «Центр психологической профилактики (Валеологический центр) <адрес> г. Тулы, переименованный в дальнейшем в МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», так как наименование учреждения «центр психологической профилактики (Валеологический центр)» не поименован в числе структурных подразделений, предусмотренных п. 11 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №. С данными выводами истец не согласна, просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии с учетом этого периода с даты первоначального обращения.
В уточненном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истец увеличила заявленные требования и просила суд обязать ответчика учитывать в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога в МБУ «Центр психологической профилактики (Валеологический центр) <адрес> г. Тулы, переименованный в дальнейшем в МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога в МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в учебном отпуске, необоснованно исключенные ответчиком из подсчета специального стажа.
В судебное заседание истец Демидова В.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке. В письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Архипова А.В. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. заявленные истцом требования не признал, указал, что обоснованно указанные периоды исключены из подсчета специального стажа истицы, так как наименование учреждения, в котором истец работала в спорные периоды в должности педагога-психолога, в числе учреждений, указанных в п. 11 Правил к Списку от ДД.ММ.ГГГГ № не поименовано. Период учебы учтен ответчиком по сведениям выданного диплома. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность педагога-психолога, в числе учреждений – учреждения, предусмотренные п. 1.11 Списка - образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Пунктом 11 данных Правил также предусмотрено, что работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных впункте1.3раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных впункте1.5раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных впункте1.6раздела "Наименование учреждений" списка, вобразовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных впункте1.11раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных впункте1.13раздела "Наименование учреждений" списка.
Пунктом 5 Правил установлено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Как следует из трудовой книжки истицы Демидовой В.Ю. и льготно-уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ №, истец работала в Муниципальном образовательном учреждении Центр психологической профилактики (Валеологический центр) <адрес> г. Тулы в должности педагога-психолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что МОУ Центр психологической профилактики (Валеологический центр) <адрес> г. Тулы был создан в 1996 г. С ДД.ММ.ГГГГ указанное образовательное учреждение переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – Центр психологической профилактики и реабилитации «Валеоцентр». С ДД.ММ.ГГГГ – переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – Центр психологической профилактики и реабилитации «Валеоцентр», с ДД.ММ.ГГГГ – в МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – центр психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр». С ДД.ММ.ГГГГ учреждение преобразовано в форме слияния в МБОУ ДО «Центр психолого-медико-социальной помощи».
В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») рекомендована организация центров психолого-медико-социального сопровождения как по централизованной, так и по децентрализованной моделях, последняя предусматривает организацию центров психолого-медико-социального сопровождения в качестве структурных подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами. В частности, структурное подразделение одного из Центров может выполнять функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных организаций региона. Также на одно из структурных подразделений того или иного Центра может быть возложено осуществление функции психолого-медико-педагогической комиссии. Кроме этого, в образовательных организациях психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ могут осуществлять специалисты этой же организации.
Кроме того, приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 сентября 2015г. N661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" установлена по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, созданных для оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи; помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации; помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения), предусмотренных пунктом 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Из Устава Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – Центр психологической профилактики и реабилитации «Валеоцентр», утвержденным 03.12.1996 г., усматривается, что данный Центр был организован учредителем Управой г. Тулы в лице Главного управления образования, по роду своей деятельности объединяет функции образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи следующих видов: центр диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции. В своей деятельности Центр решает основные задачи: выявление индивидуальных особенностей и ресурсов развития ребенка, подростка; психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем, определение путей их разрешения, коррекция отклонений возрастного, личностного развития; содействие образовательным учреждениям в создании условий, обеспечивающих реализацию индивидуальности ребенка, личностное и индивидуальное развитие, охрану психического и физического здоровья на каждом возрастном этапе; развитие у детей и подростков способности к адаптации, самоопределению, саморазвитию, творчеству; формирование психологической и валеологической культуры у детей и подростков, педагогов и родителей; обеспечение помощи детям, испытывающим трудности в усвоении школьной программы, их учителям и родителям, организация коррекционно-развивающего обучения; содействие образовательным учреждениях и семьям в социализации детей и подростков, профилактика социально-психологической дезадаптации и девиантного поведения; создание условий для обучения и развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, помощь им и их семьям к жизни в социуме; обеспечение психологической помощи подросткам с формирующейся наркозависимостью, зависимым и их семьям в реабилитации и ресоциализаци.
Данные задачи полностью отвечают направлениям деятельности и задачам, указанным для учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в соответствующем Типовом положении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 867, а также полностью сохранены в деятельности МБОУ ДО «Центр психолого-медико-социальной помощи».
При таких обстоятельствах учреждение, в котором работала истец Демидова В.Ю. в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога полностью соответствует учреждениям, указанным в п. 1.13 Списка от ДД.ММ.ГГГГ №, следовательно, данный период исключен ответчиком из подсчета специального стажа истицы безосновательно и подлежит учету.
Вместе с тем, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен в специальный стаж истицы в другом образовательном учреждении, в связи с чем имеются основания для обязания ответчика включить в подсчет специального стажа период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога в Муниципальном образовательном учреждении Центр психологической профилактики (Валеологический центр) <адрес> г. Тулы, поскольку данная работа ею выполнялась в должности и учреждении, поименованных в Списке от ДД.ММ.ГГГГ №, а также соответствует п.п. 4, 11 Правил к этому Списку, поскольку выполнялась на полную ставку.
При разрешении спорных правоотношений суд также исходит из того, что правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом, само себе отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета корректировки работы как особые условия труда за весь спорный период его работы не может умалять прав истца на пенсионное обеспечение, поскольку истец не является самостоятельным участником правоотношений по предоставлению этих сведений, не может повлиять на это, и, зачастую, не уведомлен о бездействии работодателя, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абз.3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. ч. 1, 2), ст. 39 (ч. ч. 1, 2), ст. 45 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Демидовой В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, она была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, однако в сведениях персонифицированного учета период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представлены как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, что само по себе не может являться основанием для ограничения пенсионных прав истца.
Работа истца в особых условиях труда, предусмотренных п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» подтверждается как представленными работодателем сведениями о работе истицы в учреждении и должности, поименованной в соответствующем Списке от ДД.ММ.ГГГГ № как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также в должности педагога-психолога в МБОУ ДО «Центр психолого-медико-социальной помощи», работа в котором за другие периоды принята ответчиком в подсчет специального стажа.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для исключения из подсчета специального стажа истицы периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и заявленные истцом требования в данной части подлежат удовлетворению.
Также суд находит подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования о включении в подсчет специального стажа периода учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 ТК РФ).
Согласно ст. 173 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы П.) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 г.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Демидова В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в имеющим государственную аккредитацию высшем учебном заведении – Тульский государственный педагогический институт им. ФИО9, в этот период ей предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы, из которой производились установленные законодательством отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно льготно-уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ № истице был предоставлен учебный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, диплом ей был выдан ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для частичного учета в ее специальный стаж периода учебного отпуска лишь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и данный период должен быть ей учтен в специальный стаж полностью.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В силу ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, введенного в действие с 01.01.2019 г., страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Так, в соответствии с упомянутым приложением № данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно расчета пенсионного стажа истца Демидовой В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ с включением в подсчет специального стажа перечисленных спорных периодов, а также продолжения истцом работы в должности педагога-психолога в МБОУ ДО «Центр психолого-медико-социальной помощи» не менее, чем на полную ставку, требуемый 25-летний специальный стаж истцом выработан на ДД.ММ.ГГГГ, и исходя из приведенных положений законодательства с учетом наступления срока, установленного в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», право на назначение страховой пенсии у истца возникнет с ДД.ММ.ГГГГ (по истечении 24 месяцев с момента выработки специального стажа).
В связи с этим, поскольку на дату рассмотрения дела судом у истца с учетом указанных положений отсутствует право на назначение досрочной страховой пенсии, споры судом разрешаются по законодательству, действующему на момент вынесения решения, суд не наделен полномочиями разрешения вопроса относительно установления пенсии на будущий период, в том числе, с учетом истечения срока отложения права, установленного п. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку назначение пенсии является компетенцией территориальных органов Пенсионного фонда РФ, в удовлетворении требований истицы в данной части должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
иск Демидовой В.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле о признании права на назначение страховой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле включить в подсчет специального страхового стажа Демидовой В.Ю., дающего право на назначение досрочной пенсии по основаниям подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога в МБУ «Центр психологической профилактики (Валеологический центр) <адрес> г. Тулы, переименованный в дальнейшем в МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога в МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в учебном отпуске
В удовлетворении остальной части требований Демидовой В.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Бездетнова