УИД 12RS0001-01-2023-002196-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2023 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Сумкиной В.А.,
С участием прокурора Кузьминой Е.О.
Представителя ответчика МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл Ефимовой Н.А.
Представителя ответчика Учреждения «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района Селимова С.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора РМЭ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, Учреждению «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района об обязании обеспечить финансирование, создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций
установил:
Волжский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, Учреждению «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района об обязании Учреждение «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл предусмотреть и обеспечить финансированием МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл в целях создания резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; об обязании МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл после поступления финансирования из Учреждения «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл создать резервы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в объеме, приведенном в номенклатуре резерва материальных ресурсов для
гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (последствий террористических актов), утвержденной приказом директора.
В обоснование иска указано, что Волжской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено нарушение, допущенное МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее – МОУ «Мамасевская СОШ»). Установлено, что МОУ «Мамасевская СОШ» не определены и не созданы резервы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением образовательным учреждением не установлен. Соответствующий нормативный акт образовательным учреждением не разработан.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МОУ «Мамасевская СОШ» внесено представление, по результатам рассмотрения которого учреждением разработано и утверждено положение о резервах материальных и финансовых ресурсов для гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (последствий террористических актов), а также утверждена номенклатура и определен объем резервов материальных и финансовых ресурсов для гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (последствий террористических актов).
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения устранены частично – резервы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций не созданы.
В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора Кузьмина Е.О. уточненные исковые требования поддержала, пояснила аналогичное изложенное в исковом заявлении.
Представитель ответчика МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл Ефимова Н.А. с уточненными исковыми требованиями согласна.
Представитель ответчика Учреждения «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района Селимов С.А. с уточненными исковыми требованиями согласен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п. п. «а», «б», «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закона № 68-ФЗ) организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации. На основании ч. 1 ст. 4 Закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В целях определения порядка организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение). Согласно п.п. 2, 3 Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п. 6 Положения). В силу п. 20 Положения для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом. Исходя из системного толкования норм Положения и Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» образовательная организация, являющаяся самостоятельным юридическим лицом некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня.
В соответствии с п. 8 ч.2 ст. 4 Закона № 68-ФЗ основной задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является, в том числе, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии и с п. 15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательных организаций относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников; создание безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.9 ч.1, ч.2 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ, образовательная организация осуществляет профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Судом установлено, что 22.09.2023 в адрес директора МОУ «Мамасевская СОШ» внесено представление Волжского межрайонного прокурора РМЭ, по результатам рассмотрения которого учреждением разработано и утверждено положение о резервах материальных и финансовых ресурсов для гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (последствий террористических актов), а также утверждена номенклатура и определен объем резервов материальных и финансовых ресурсов для гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (последствий террористических актов).
До настоящего времени нарушения устранены частично – резервы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций не созданы.
Не выполнение образовательной организацией требований ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. «а», «б» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно Уставу МОУ «Мамасевская СОШ» учредителем образовательной организации является Волжский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального образования «Волжский муниципальный район» исполняет администрация Волжского муниципального района в лице Учреждения «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района.
Таким образом, Учреждение «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района обязана обеспечить финансированием МОУ «Мамасевская СОШ» для создания резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл после после поступления финансирования из Учреждения «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл создать резервы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в объеме, приведенном в номенклатуре резерва материальных ресурсов для гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (последствий террористических актов), утвержденной приказом директора №236-о от 01 декабря 2023 года, который в настоящее время предоставлен в материалы дела.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Волжского межрайонного прокурора РМЭ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, Учреждению «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района об обязании обеспечить финансирование, создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, удовлетворить.
Обязать Учреждение «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл предусмотреть и обеспечить финансированием МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл в целях создания резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл после поступления финансирования из Учреждения «Отдел образования» администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл создать резервы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в объеме, приведенном в номенклатуре резерва материальных ресурсов для гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (последствий террористических актов), утвержденной приказом директора, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РМЭ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья Е.Б.Емельянова
В окончательной форме решение составлено 15 декабря 2023 года.