Решение по делу № 33-1487/2014 от 29.01.2014

Судья - Гачегова Е.И.

Дело №33-1487

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Петуховой Е.В.

судей Кузнецовой Г.Ю., Фомина В.И.

при секретаре Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 26 февраля 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 ноября 2013 г., которым постановлено:

возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Имайкиной А.И. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

В удовлетворении иска к Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству» - отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения представителя истца - прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л. об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Дзержинского района г.Перми (далее - прокурор), действуя в интересах Имайкиной А.И., обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома, квартиры по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Имайкина А.И. относится к категории лиц - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать И. умерла 14.08.1999 г., отец - И1. решением Краснокамского городского суда от 13.04.2000 г. лишен родительских прав.

Постановлением администрации Дзержинского района г.Перми от 30.04.2000 г. №781/3 в отношении истца была установлена опека, опекуном назначена У.

Постановлением органов опеки и попечительства администрации г.Перми от 14.01.2008 г. №18 в отношении Имайкиной А.И. была избрана форма устройства в виде направления в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

26.10.2010 г. распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми истец поставлена на учет для улучшения жилищных условий по внеочередному списку.

В настоящее время истец проживает вместе с П. по адресу: ****, в доме, который признан непригодным для проживания.

Таким образом, Имайкина А.И. не реализовала свое право на предоставление жилого помещения.

Прокурор в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора.

Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражении, указав, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку договоры найма специализированного жилого фонда не заключает. Более того, за истцом при установлении опеки было сохранено право на жилое помещение, следовательно, обязанность по расселению непригодного жилья возлагается на органы местного самоуправления по месту нахождения такого жилья (л.д.49-51). Будучи представителем, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск.

Ответчик - КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.

Заявитель выражает несогласие с выводом суда в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению жилого помещения, а также с выводом, что КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» только осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края, поэтому освобождается от обязанности предоставить жилое помещение.

Считает, что по данному делу суд неправильно истолковал закон.

Ссылаясь на нормы Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п, Закон Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», ст. 99 ЖК РФ, заявитель указывает на то, что именно КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» уполномочено в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а именно принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения, заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

В суде апелляционной инстанции представитель истца - прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. возражала против отмены решения суда.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.

От прокуратуры Дзержинского района г. Перми поступили возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края, в которых указывается на несостоятельность доводов жалобы заявителя.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Имайкина А.И., /дата рождения/, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать И. умерла 14.08.1999 г., отец И1. - решением Краснокамского городского суда от 13.04.2000 г. лишен родительских прав (л.д.5, 6-11, 12).

Постановлением администрации Дзержинского района г.Перми от 30.10.2000 г. №781/3 Имайкиной А.И. назначен опекун - У., закреплено жилое помещение по адресу: **** (л.д.13).

Постановлением администрации г.Перми от 14.01.2008 г. №18 У. освобождена от исполнения обязанностей опекуна Имайкиной А.И., для последней избрана форма устройства - направление в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.16-17).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 26.10.2010 г. №1591, до достижения 23 лет, Имайкина А.И. принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (л.д.22).

Как установлено судом, истец имеет регистрацию по месту жительства по адресу: **** (л.д.23).

Актом межведомственной комиссии при администрации Дзержинского района по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания от 20.03.2006 г. жилой дом по адресу: ****, признан непригодным для проживания (л.д.14-15).

В собственности истца жилых помещений нет (л.д. 24, 25, 26), по договору социального найма жилым помещением истец также не обеспечена.

Удовлетворяя исковые требования прокурора в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Имайкина А.И., как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Имайкина А.И. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Имайкина А.И. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшейся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла 18 лет.

Не оспаривая право Имайкиной А.И. на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Пермского края полагает, что не является надлежащим ответчиком по настоящему иску.

По мнению судебной коллегии, позиция автора жалобы не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства.

Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012 года) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.

При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения судом обоснованно возложена на Правительство Пермского края как на исполнительный орган Пермского края.

Доводы о том, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, приводились ответчиком при разрешении спора в суде первой инстанции и обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.

В соответствии с указанным Постановлением и Порядком, КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет только управление специализированным фондом. Довод жалобы о том, что согласно п.2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма, не может быть принят во внимание, так как согласно п.2.4 Порядка, такое решение принимается Учреждением на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование которого к исключительной компетенции Учреждения не относится.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению процессуальной позиции ответчика, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 ноября 2013 года - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1487/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Петухова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.02.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее