№ 2а-844/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,
при секретаре Севостьянове Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 15 июня 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Ивановой Галины Алексеевны, Рейзвых Владимира Андреевича, Нижник Петра Николаевича, Нижник Валентины Степановны, Овсянниковой Тамары Дмитриевны, Шушарина Андрея Михайловича, Кораблева Сергея Ивановича, Вдовиной Юлии Андреевны к администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить свалку,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Г.А., Рейзвых В.А., Нижник П.Н., Нижник В.С., Овсянникова Т.Д., Шашурин А.М., Кораблев С.И., Вдовина Ю.А. обратились в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском (с учетом измененных требований) к администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – администрация Введенского сельсовета) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить свалку. В обоснование иска указали, что им на праве собственности принадлежат земельные участки, находящиеся вблизи объекта размещения отходов, организованного администрацией Введенского сельсовета. Ссылаясь на ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 1.2, 3.2 СанПиНа 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» Санитарные правила 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», считают, что указанная свалка, как незарегистрированная в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) твердых бытовых и жидких бытовых отходов, не является объектом размещения отходов, не соответствует нормам, предусмотренным законодательством. Со ссылкой на п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88, ч. 1 ст. 18 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация Введенского сельсовета с одной стороны, как юридическое лицо, выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования. Полагают, что администрация Введенского сельсовета не приняла мер к надлежащей организации деятельности в области обращения с отходами, допустила грубые нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Бездействие администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившиеся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, существенным образом нарушает их права на благоприятную окружающую среду. Просят признать бездействие администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по организации работ по очистке территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, повлекшее образование несанкционированной свалки площадью 30000 кв.м., расположенной в границах МО Введенского сельсовета по адресу: Курганская область, Кетовский район, ориентир в 3-х км., юго-западнее с. Введенское, незаконными; обязать администрацию Введенского сельсовета в срок до 01.02.2017 организовать работы по очистке территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, повлекшее образование несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 30000 кв.м., расположенной в границах МО Введенского сельсовета по адресу: Курганская область, Кетовский район, ориентир в 3-х км., юго-западнее с. Введенское.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 23.01.2018 административное исковое заявление Ивановой Галины Алексеевны, Рейзвых Владимира Андреевича, Нижник Петра Николаевича, Нижник Валентины Степановны, Овсянниковой Тамары Дмитриевны, Шушарина Андрея Михайловича, Кораблева Сергея Ивановича, Вдовиной Юлии Андреевны к администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить свалку, удовлетворено в части. Признано бездействие Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по организации работ по очистке территории несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, повлекшее образование несанкционированной свалки площадью 30000 кв.м., расположенной в границах Муниципального образования Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области по адресу: Курганская область, Кетовский район, ориентир в 3-х километрах юго-западнее села Введенское незаконным. На Администрацию Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать работы по очистке территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, повлекшего образование несанкционированной свалки площадью 30000 кв.м., расположенной в границах Муниципального образования Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области по адресу: Курганская область, Кетовский район, ориентир в 3-х километрах юго-западнее села Введенское (л.д. 47, 48-57 том 2).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 16.05.2018 вышеуказанное решение отменено в связи с рассмотрением административного дела в отсутствие административного ответчика, не извещённого надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Административное дело направлено на новое рассмотрение в Кетовский районный суд Курганской области (л.д. 149, 150-151 том 2).
Административные истцы - Иванова Г.А., Рейзвых В.А., Нижник П.Н., Нижник В.С., Овсянникова Т.Д., Кораблев С.И., Вдовина Ю.А. в судебное заседание не явились. Извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Представитель административных истцов Ивановой Г.А., Рейзвых В.А., Нижник П.Н. – Ермолина Т.П., действующая на основании доверенности, административный истец Шушарин А.М. в судебном заявленные требования поддержали согласно доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Ярушников В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражал, полагал, что организация работ по очистке территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов относится к компетенции Администрации Кетовского района Курганской области.
Представитель заинтересованного лица Администрации Кетовского района Курганской области (далее – Администрация Кетовского района) Пастухов А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что свалка является несанкционированной и обязанность по ее устранению лежит на Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области. Полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица – Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. В письменном отзыв на исковое заявление пояснили, что законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность размещения твердых коммунальных отходов только на специализированных сооружениях, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 30000 кв.м., расположенный в границах муниципального образования Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области в 3-х км юго-западнее с. Введенское не является объектом размещения отходов и не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с чем размещение отходов на данном земельном участке запрещено. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Факт того, что администрация Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области не размещает отходы на указанном земельном участке, а предоставляет для выгрузки отходов МУП «Введенское», не освобождает орган местного самоуправления сельского поселения от возложенных действующим законодательством обязанностей, в том числе от обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Управление Росприроднадзора по Курганской области на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13.10.2017 № 495 (в редакции от 14.11.2017 № 537) реорганизовано в форме присоединения к Департаменту Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, следовательно, является его правопреемником. Административные исковые требования поддерживают в полном объёме по доводам, изложенным в ранее представленных письменных отзывах.
Представитель заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, просили рассмотреть дело без их участия.
Представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, Правительства Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
Установлено, что истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в кадастровом квартале №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды использования: для сельскохозяйственного использования либо для садоводства, находящихся по адресу: Курганская область, Кетовский район, из земель бывшего АО им. Ленина, о чем представленные соответствующие свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 13-17, 75-77, 80 том 1), постановление об изменении вида разрешённого использования (л.д. 20, 23 том 1), свидетельство о праве на наследству по закону (л.д. 79 том 1).
Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области является муниципальным образованием, которое входит в состав муниципального образования Кетовского района Курганской области и в соответствии с Законом Курганской области от 06.07.2004 № 419 "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов городских округов, муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)" имеет статус сельского поселения.
Администрация Введенского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом Введенского сельсовета, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, является (ст. 32 Устава муниципального образования).
Постановлением администрации Введенского сельсовета № 190 от 10.08.2011 утверждена схема расположения земельного участка площадью 30000 кв.м. для размещения свалки, расположенного в границах муниципального образования Введенский сельсовета, ориентир: в 3-х км. юго-западнее с. Введенское (л.д. 21 том 1).
Постановлением Администрации Кетовского района от 13.03.2012 № 605 «О предварительном согласовании места размещения свалки твердых бытовых отходов МО Введенский сельсовета Кетовского района Курганской области» Муниципальному образованию Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области предварительно согласовано место размещения свалки твердых бытовых отходов на земельном участке площадью 30000 кв.м., расположенном на землях сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования Введенский сельсовет, по адресу: Курганская область, Кетовский район, в 3-х км. юго-западнее с. Введенское (л.д. 22 том 1).
Постановлением Администрации Кетовского района от 03.09.2014 № 2425 «О предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование» Муниципальному образованию Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для размещения полигона бытовых отходов земельный участок площадью 30000 кв.м., расположенный на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения в границах муниципального образования Введенский сельсовет по адресу: Курганская область, Кетовский район, ориентир: в 3-х км. юго-западнее с. Введенское, обременить сервитутом земельный участок площадью 955 кв.м., занятый охранной зоной ЛЭП 10 кв. (л.д. 24 том 1).
В соответствии с выпиской ЕГРН от 29.08.2017 № 45/094/070/2017-9275 земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 30000+/-121 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира расположенного в границах участка. Почтовый адрес: ориентира: Курганская область, Кетовский район, в границах муниципального образования Введенский сельсовета, ориентир: в 3-х км. юго-западнее с. Введенское принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному образованию Введенский сельсовет Курганской области (л.д. 63-65 том 1).
1 января 2015 между администрацией Введенского сельсовета и МУП «Введенское» заключён договор, предметом которого выступало безвозмездное предоставление муниципальному предприятию места для выгрузки сухого мусора на полигоне по адресу: Россия, Курганская область, Кетовский район, в границах муниципального образования Введенского сельсовета, ориентир, в 3-х км юго-западнее с. Введенское, для складирования с последующим захоронением твердых нетоксичных отходов в количестве 1100 куб. м в год. Договором предусматривалась возможность его ежегодной пролонгации при условии, что ни одна из сторон не заявит об отказе (п. п.п. 1.1, 1.2, 7.2 Договора) (л.д. 158-159 том 1).
Определением Управления Россельхознадзора по Курганской области от 28.09.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по поступившим результатам исследований по экспертизам №174 ГТ, 173 ГТ от 05.07.2015, отобранных почвенных образцов с земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Овсянниковой Т.Д. (л.д. 85 том 1).
Согласно указанным экспертным заключениям данные почвенных проб в объёме проведённых испытаний не соответствуют требованиям ГН 2.1.7.2041-06 по токсичным элементам и химико-токсикологическим показателям (л.д. 86, 87 том 1).
Из протокола осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 45:08:020402:128, 45:08:020402:129, принадлежащих Овсянниковой Т.Д., следует, что выявлен факт перекрытия плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с несанкционированной постройкой дороги на свалку твёрдых и жидких бытовых отходов и мусора, с применением строительной и дорожной техники (грейдер); а также размещения несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов и мусора на земельных участках сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов, которое ведёт к загрязнению, захламлению и деградации, ухудшению плодородия почвы отходами производства и потребления (л.д. 88-90 том 1).
Из пояснений сторон в ходе рассмотрения дела следует, что рядом с земельными участками истцов в непосредственной близости находится земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов, являющаяся предметом спора.
Администрации Введенского сельского совета Кетовского района Курганской области на основании акта проверки от 10.11.2017 № 03-11/24 государственным инспектором РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, по использованию и охране земель по Курганской области Малышевым Е.Ю. было выдано предписание № 03-10/31 от 10.11.2017 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в котором указано, при размещении отходов на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах муниципального образования Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области в 3-х км юго-западнее с. Введенское, обеспечить обустройство объекта размещения отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок до 15.05.2017 (л.д. 144-145 том 1).
При этом, из акта проверки Управления Росприроднадзора по Курганской области от 18.11.2016 № 03-11/28 следует, что Управлением Росприроднадзора по Курганской области по обращению Шушарина А.М. по факту размещения свалки твёрдых коммунальных отходов вблизи его земельного участка, проведено рейдовое мероприятие, в ходе которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах муниципального образования Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области в 3-х км юго-западнее с. Введенское, размещены твёрдые коммунальные отходы. Данный объект размещения отходов не имеет твёрдого покрытия, отсутствует ограждение, отходы хранятся навалом и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, устройство навесов). Отходы бумаги, другие лёгкие фракции отходов разносятся ветром по прилегающей территории. После выпадения атмосферных осадков инфильтрационные воды на местах складирования твёрдых коммунальных отходов попадают в почву, что в свою очередь, может оказывать негативное воздействие на биологические и химические свойства почвы. В связи с указанными фактами Управлением Росприроднадзора по Курганской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Введенского сельсовета, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 45:08:020402:137 фактически используется администрацией Введенского сельсовета, как объект размещения твёрдых коммунальных отходов без обустройства данного объекта в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о чём также представлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 05.10.2016 (л.д. 146-152, 153-155 том 1).
Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 08.11.2016 № 1234, проведённому филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области, в отношении пробы почвы на местах размещения твёрдых коммунальных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером 45:08:020402:137, по степени загрязнения неорганическими веществами категория загрязнения пробы почвы № 135 г.к. (загрязняющее вещество – хлористый калий) определена как средняя, № 136 г.к. (загрязняющее вещество – нитраты) – очень сильная. По степени воздействия на здоровье населения категория загрязнения проб почвы № 135 г.к., № 136 г.к. определена как допустимая (л.д. 160-161, 162-163, 164 том 1).
Экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 07.11.2016 № 1221, проведённому филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области, определён IV класс опасности отходов, находящихся на свалке твёрдых коммунальных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 165 том 1).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Курганской области № 03-31/2016 от 09.12.2016 Администрация Введенского сельсовета привлечена к административной ответственности за осуществление деятельности по размещению отходов на земельном участке, расположенном в границах Муниципального образования Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области в 3-км юго-западнее с. Введенское, с нарушением экологических и санитарно - эпидемиологических требований, с назначением наказания, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 100-109, 134-143 том 1).
Решением главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Курганской области от 28.12.2016 в удовлетворении жалобы на постановление о назначении административного наказания № 03-31/2016 от 09.12.2016 отказано, постановление оставлено без изменения (л.д. 127-129 том 1).
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 13.09.2017 предписание № 03-10/04 от 27.06.2017 государственного инспектора РФ по надзору за использованием и охраной водных объектов, по использованию и охране земель по Курганской области Малышева Е.Ю. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, признано незаконным (л.д. 245-246 том 1, л.д. 22-24 том 2).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 Кетовского судебного района Курганской области от 20.09.2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – неисполнение в установленный срок предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований при размещении отходов на земельном участке с кадастровым номером №, прекращено за отсутствием в действиях состава административного правонарушения, поскольку предписание признано незаконным (л.д. 248-249 том 1).
Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Курганского областного суда 06.12.2017 решение Кетовского районного суда Курганской области от 13.09.2017 в части признания незаконным предписания № 03-10/04 от 27.06.2017 государственного инспектора РФ по надзору за использованием и охраной водных объектов, по использованию и охране земель по Курганской области Малышева Е.Ю. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований отменено. Вынесено новое решение, которым в удовлетворении административного иска Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в указанной части – отказано (л.д. 25-28 том 2).
Таким образом, установлено нарушение прав административных истцов, как собственников земельных участков, расположенных в непосредственной близи от земельного участка, на котором находится несанкционированная свалка твёрдых коммунальных отходов, поскольку ведёт к загрязнению, захламлению и деградации, ухудшению плодородия почвы отходами производства и потребления. Кроме того нарушаются права административных истцов на благоприятную среду обитания.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляя требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и относя условия и способы сбора, накопления, утилизации, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов к предмету специального законодательного регулирования, содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 2 ст. 51 закона).
Таким образом, обязанность по недопущению загрязнения земель отходами производства и потребления несут лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения), а если таковые не установлены - правообладатели земельных участков - собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объект размещения отходов представляет собой специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Хранением отходов является их складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронением отходов является изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения (п. 2.1 «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», веденные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001г. № 16 «О введении в действие санитарных правил»).
Объекты размещения отходов (включая полигоны) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. и вступил в силу с 1 августа 2014 г.) запрещается (ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; к правообладателям земельных участков закон относит их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
Согласно ч.ч. 1-3, 5 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в числе прочего, проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления другого негативного воздействия. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
При этом, закон (ст. 42 ЗК РФ) прямо возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, обязанность: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу п. 18 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 12 ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; иные вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, в этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, Администрация Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, являясь землепользователем участка площадью 30000 кв.м. с кадастровым номером №, в силу приведенных выше норм федерального законодательства обязана не допускать загрязнения и иного негативного воздействия на землю и почву принадлежащего ей на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка.
Следовательно, административный ответчик незаконно бездействует, не принимая никаких мер по организации работ по очистке территории несанкционированного скопления твердых бытовых отходов на земельном участке площадью 30000 кв.м., расположенном по адресу: Курганская область, Кетовский район, ориентир в 3-х километрах юго-западнее села Введенское.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, если в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, необходимо возложить обязанность на Администрацию Введенского организовать работы по очистке территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов на земельном участке площадью 30000 кв.м., расположенной в границах Муниципального образования Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области по адресу: Курганская область, Кетовский район, ориентир в 3-х километрах юго-западнее села Введенское.
Административные истцы просят установить срок исполнения судебного решения до 01.02.2017, вместе с тем, данный срок уже прошёл.
Таким образом, суд считает необходимым установить иной срок исполнения судебного решения, при этом считает возможным установить его в 1 месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 30000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ 3-░ ░░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 30000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ 3-░ ░░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2018 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░