Решение по делу № 2-779/2018 от 23.05.2018

Дело № 2-779/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губаха 03 июля 2018 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Смирновой О.А., с участием истца Розановой Н.А., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Розановой Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях и о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Розанова Н.А. обратилась в суд к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное), (далее – УПФР в г. Губахе) о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении пенсии с момента обращения за ее назначением, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ). Однако, указанные выше периоды не были засчитаны в специальный стаж. Истец полагает, что исключение из специального стажа курсов повышения квалификации противоречит положениям действующего пенсионного законодательства, так как периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.

В судебном заседании Розанова Н.А. доводы искового заявления поддержала.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам письменного отзыва, согласно которого периоды не включены в специальный стаж, поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 и статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в специальный стаж не включаются отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска, курсы повышения квалификации.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требованиям, подлежащими удовлетворению.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются (в спорный период):

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

В силу подп. 14 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется в части не противоречащей нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются: периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Аналогичные положения предусматривала и ранее действовавшая ст. 112 КЗоТ РСФСР.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Таким образом, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка являются одновременно периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования в случае направления работника на курсы усовершенствования с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких курсов также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Розанова Н.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляла и осуществляет педагогическую деятельность в учреждении для детей в должности учителя начальных классов, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в спорные периоды направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, в эти периоды ей предоставлялся учебный отпуск с сохранением средней заработной платы, из которой производились установленные законодательством отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд.

Согласно записям в трудовой книжке истец Розанова Н.А. ДД.ММ.ГГГГ принята в среднюю школу на должность учителя начальных классов, ДД.ММ.ГГГГ переведена заместителем директора по учебно – воспитательной работе в ________________, ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в ________________ на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя начальных классов, где и работает по настоящее время.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ ________________ Розанова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы, и ДД.ММ.ГГГГ на защите итоговой работы. Отчисления в ПФР производились в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ Розанова Н.А., полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет, обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.

При оценке пенсионных прав Розановой Н.А. продолжительность стажа педагогической деятельности составила 24 года 11 месяцев 28 дней. В стаж не зачтены спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в г. Губахе от ДД.ММ.ГГГГ Розановой Н.А. рекомендовано отказать в назначении данной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет.

Решением начальника УПФР в г. Губахе от ДД.ММ.ГГГГ Розановой Н.А. по указанным выше основаниям отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду недостаточности специального стажа.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности, на включении которых в свой специальный страховой стаж она настаивает.

Суд не может согласиться с решением пенсионного органа об исключении спорных периодов из подсчета страхового стажа для назначения досрочной пенсии истцу, в силу следующего.

Судом установлено и пенсионным органом не оспаривалось то, что в спорные периоды Розанова Н.А. направлялась работодателем для повышения квалификации в целях обеспечения своей основной работы, при этом за указанный период работодателем производились начисления заработной платы, удержание налогов и других выплат.

Поскольку Розанова Н.А. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации осуществляла педагогическую деятельность, которая включена пенсионным органом в ее специальный стаж, за ней сохранялась заработная плата и начислялись взносы в Пенсионной фонд, суд принимает решение о включении данных периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию.

Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации, а также работа до и после прохождения указанных курсов, подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца , удостоверением о краткосрочном повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, приказами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о направлении Розановой Н.А. на курсы повышения квалификации и на защиту итоговой работы на очно-заочных курсах повышения квалификации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно заявления о назначении пенсии, Розанова Н.А. обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом включения вышеперечисленных периодов в специальный стаж Розановой Н.А. продолжительность ее специального стажа на день обращения за назначением пенсии превысила 25 лет, и она приобрела право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

При указанных обстоятельствах отказ начальника УПФ в г. Губахе в назначении истцу пенсии являлся незаконным и нарушающим ее права, в связи с чем, следует включить спорные периоды в специальный стаж и возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию Розановой Н.А. с даты обращения за ее назначением.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Розановой Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) об отказе в назначении пенсии Розановой Н.А..

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) включить в специальный стаж работы Розановой Н.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) назначить Розановой Н.А. досрочную страховую пенсию по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Губахинский городской суд Пермского края.

Мотивированное решение суда изготовлено 4 июля 2018 года.

Председательствующий: И.А. Мухтарова

2-779/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
gubacha.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее