Дело № 12-75/22
25RS0010-01-2021-004637-51
Р Е Ш Е Н И Е
«13» апреля 2022 года г. Находка Приморского края
Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника по доверенности Савон Виталия Сергеевича в интересах ООО Компании «Аттис Энтерпрайс» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-381/2021 от 15 июля 2021 года о привлечении юридического лица - ООО Компании «Аттис Энтерпрайс» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей
У С Т А Н О В И Л :
15 июля 2021 года государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора вынес постановление о привлечении ООО Компании «Аттис Энтерпрайс» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
С данным постановлением не согласился защитник по доверенности Савон В.С., им подана жалоба.
В судебном заседании защитник пояснил, что у административного органа отсутствовали правовые основания для проведения проверки Общества, так как в поручении заместителя председателя правительства России ФИО5 от 04 сентября 2020 года № ВА-П11-11039 не содержит каких-либо упоминаний о необходимости проведения проверочных мероприятий в отношении Компании «Аттис Энтерпрайс».
Административным органом не представлено доказательств, которые бы подтверждали, что количество источников выбросов, которое содержится в декларации о воздействии на окружающую среду, не соответствует количеству источников выбросов, которые в действительности имелись у предприятия на момент подачи декларации.
Также не учтено, что он проводит анализ между документами, которые были составлены в разный временной период, а значит различия в количествах источников выбросов может быть связано с тем, что источники выбросов менялись со временем.
В тоже время материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что в момент представления декларации, количество источников выбросов в реальности отличалось от заявленного.
Довод о том, что Общество разработало расчет нормативов допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (приложение к Декларации о воздействии на окружающую среду) не в соответствии с перечнем методик, утвержденных Минприроды, является необоснованным.
Согласно разъяснительного письма Минприроды РФ от 13.02.2019 года исх. № 12-50/01239-ОГ "О перечне методик выбросов" до окончательного формирования перечня Методик, допущенных к использованию, для расчета выбросов могут быть использованы методики, входящие в Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО "НИИ Атмосфера".
На основании Постановления Правительства РФ от 04 февраля 2021 года № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 (приложение № 18)» Минприроды России продлило действие полного перечня методик, в том числе и не включенных в «Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», но разрешенных к использованию, до 01 июля 2021 года.
В связи с вышеизложенным, использование полного Перечня методик АО "НИИ Атмосфера", а также «Перечень методик измерений концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий, допущенных к применению в 2019 году. СПб., 2018»., при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработки проекта нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» «Производственная площадка» по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Макарова 103 А, не является нарушением Федерального закона № 96 от 04.05. 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха».
Расчет нормативов допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (приложение к Декларации о воздействии на окружающую среду за 2019 год) разработан в соответствии с перечнем методик, утвержденных Минприроды.
29 июня 2021 года Министерством природных ресурсов утвержден "Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
В данный перечень вошли все методики, которые были использованы при расчете нормативов допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (приложение к Декларации о воздействии на окружающую среду 2019 год)
Истек срок давности привлечения к административной ответственности. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Обществу вменяется в вину предоставление недостоверных сведений, которые содержались в декларации о воздействии на окружающую среду.
В Постановлении прямо не указано, что речь идет о декларации, которая была предоставлена органу в 2019 году, в тоже время это следует из контекста Постановления и иных материалов дела.
Так в Постановлении указано, что "расчет нормативов допустимых выбросов" является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, а поскольку только декларация, представленная в 2019 году, имеет такое приложение, то можно сделать вывод о том, что Общество привлечено к административной ответственности в связи с предоставлением декларации в 2019 году.
Это же подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в состав которых входит именно декларация за 2019 год.
Поскольку действия по предоставлению декларации были совершены в ноябре 2019 года, то годичный срок давности привлечения к административной Ответственности истек не позднее ноября 2020 года.
Кроме того, Общество было ненадлежащим образом уведомлено о проведении проверочных мероприятий.
В соответствии с пунктом 12 статьи 9 и пунктом 16 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены как о проведении плановой проверки, так и о проведении внеплановой выездной проверки, при этом уведомление о проведении последней производится не позднее чем за 24 часа.
Верховный Суд РФ "допустил" возможность уведомления о проверке путем сообщения сведений о целях, виде, основаниях, сроках, месте проведения проверки (определение от 20.11.2017 N 307-КГ17-16727).
Таким образом, отсутствие вышеуказанных сведений в уведомлении о проведении проверки, либо указание недостоверных (неточных) сведений, свидетельствует о несоблюдении органом государственного надзора требований о надлежащем уведомлении контролируемого лица о проведении проверочных мероприятий.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Общество было уведомлено о проведении проверочных мероприятий путем предоставления Генеральному директору копии распоряжения о проведении проверки от 23.04.2021 года № 58-р.
Как следует из текста распоряжения о проведении проверки от 23.04.2021 года № 58-р, все проверочные мероприятия должны были быть закончены не позднее 11 мая 2021 года.
Между тем, уже во время проведения проверки Административный орган внес исправления в ранее изданное распоряжения о проведении проверки от 23.04.2021 года № 58-р, указав что датой окончания проверки является не 11 мая 2021 года, а 17 мая 2021 года.
Очевидно, что внесение изменений в ранее изданное распоряжение (в части сроков проведения проверки) само по себе исключает возможность соблюдения требований об обязательном уведомлении о проведении проверки, поскольку внесение изменений в распоряжение после уведомления о проведении проверки сделает информацию, содержащуюся в таком уведомлении, недостоверной.
Более того, само по себе исправление распоряжений о проведении проверочных мероприятий представляется недопустимым, поскольку позволяет Административному органу безосновательно исправлять грубые нарушения закона, которые допущены административным органом в ходе проведения проверочных мероприятий.
Таким образом, внесение изменений в распоряжение о проведении проверки во всех случаях является злоупотреблением правом со стороны административного органа, а также делает невозможным соблюдение требований закона об обязательном и заблаговременном сообщении сведений о проведении проверки, в данном случае о сроках ее проведения.
Административный орган превысил предельные сроки проведения проверки.
Как следует из материалов дела, в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" распоряжением временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.04.2021 № 136-р внесены изменения в распоряжение от 23.03.2021 № 58-р, срок проверки продлен до 17.05.2021.
В "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) указано, что Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COV1D-19)" в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.
Стоит отметить, что Росприроднадзор уже выражал свою позицию относительно нерабочих дней, которые вводились ранее в связи с новой коронавирусной инфекцией, например, стоит обратить внимание на информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 апреля 2020 г. "О работе экспертных комиссий государственной экологической экспертизы на период действия ограничительных мер".
В данном письме интерес представляет следующее: Росприроднадзор информирует, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 "О мерах но обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента N239) на территории Российской Федерации в период с 4 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни.
Вместе с тем согласно Указу Президента № 239 федеральные государственные органы, в том числе Росприроднадзор в указанный период продолжают свое функционирование.
Таким образом, экспертными комиссиями, образуемыми приказами Росприроднадзора (территориальных органов Росприроднадзора) при проведении государственной экологической экспертизы, в период с 4 по 30 апреля 2020 года осуществляются административные процедуры, предусмотренные в рамках предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Из вышеуказанного следует, что для органов Росприроднадзора нерабочие дни, установленные весной 2020 года, были рабочими, а учитывая, что указ президента о нерабочих днях в мае 2021 году также предписывает органам государственной власти функционировать, то становится неясным, по каким причинам Росприроднадзор продлил сроки проведения проверочных мероприятий.
Более того, тот факт, что в период с 4 по 7 мая 2021 года административный орган не прекращал свою деятельность, подтверждается перепиской, которая велась в этот период сотрудниками Росприроднадзора.
Так, распоряжение от 29.04.2021 года № 136-р (об изменении сроков проведения проверки) было направлено на электронную почту Общества 06 мая 2021 года, при этом к распоряжению было прикреплено сопроводительное письмо, подписанное 05 мая 2021 года ФИО2.
Стоит отметить, что ФИО2 является одним из лиц, уполномоченным на проведение проверки в соответствии с распоряжением от 23.03.2021 года № 58-р, и у данного лица как минимум 05 мая 2021 года был рабочий день, в который он мог проводить проверку, в том числе в части анализа поступивших в Росприроднадзор документов.
Распоряжение от 29.04.2021 года № 136-р (об изменении сроков проведения проверки) 05 мая 2021 года поступило также с электронной почты отдела Росприроднадзора, который расположен в г. Находка.
Таким образом, период с 4 по 7 мая 2021 года административный орган не прекращал свою деятельность и вправе был осуществить все проверочные мероприятия, а значит Росприроднадзор превысил сроки проведения проверки.
Превышение установленных сроков проведения проверки в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ относится к грубым нарушениям установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок и влечет недействительность результатов проверки, на что правомерно указал суд первой инстанции.
Поскольку недействительность результатов проверки исключает возможность привлечения лица к административной ответственности, то просим удовлетворить жалобу на постановление об административном правонарушении.
Представитель административного органа (по доверенности) Горожанкина Е.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что проверкой установлено, что расчёты нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух, представленные в приложении к Декларации о воздействии на окружающую среду разработаны не в соответствии с перечнем методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а именно объемы выбросов загрязняющих веществ произведены с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6002 (бурорыхлительная установка) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6003 (склад угля) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6004 (склад угля) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источникам выбросов № 6005, 6006 (работа очистных машин) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6009 (морской грузовой фронт) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г., Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, утв. Приказом Госкомэкологии России № 199 от 08.04.1998.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6016 (работа очистных сооружений поверхностных сточных вод) в соответствии с Методикой по нормированию и определению выбросов вредных веществ в атмосферу. ОАО «НК «Роснефть», 2004г.
Проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - одно из обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха для природопользователей в силу статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96).
Инвентаризация осуществляется владельцами источников на основании соответствующих методик расчета выбросов.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (далее - Порядок № 352).
В соответствии с пунктом 28 Порядка № 352 для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источникам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422 (далее - Правила № 422).
Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341 (далее - Порядок № 341).
Согласно Правилам № 422 такие методики разрабатываются юридическими и физическими лицами, в т.ч: индивидуальными предпринимателями (далее -разработчик, хозяйствующий субъект), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от соответствующих источников.
Применение методики расчета допускается после ее включения в перечень методик расчета, который ведет Минприроды России в соответствии с Порядком № 341. Кроме того, допускается использование методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Правил № 422 (пункт 2 приказа Минприроды России от 31.07.2018 № 341).
Согласно пункту 6 Порядка № 341 для внесения сведений о методике расчета в перечень методик расчета разработчик (или его представитель) направляет в Минприроды России заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком методики расчета, методику расчета с обосновывающими материалами в соответствии с пунктами 4-11 Правил № 422, а также сведения о методике расчета согласно пункту 3 Порядка № 341.
Таким образом, использование при определении величин выбросов загрязняющих веществ, в том числе расчетным методом Методик расчета выбросов, не включенных в перечень, является нарушением требований статьи 22 Закона № 96-ФЗ, и пунктов 10,28 Порядка № 352.
Предусматривается, что Перечень методик расчета выбросов должен содержать сведения о конкретных методиках расчета выбросов с описанием области применения, технологического процесса и перечислением сооружений, устройств, оборудования, являющихся стационарными источниками выбросов, и перечне загрязняющих веществ, показатели выбросов которых рассчитываются по данной методике.
В случае отсутствия соответствующей методики в Перечне методик определение качественного и количественного состава выбросов в ходе проведения инвентаризации выбросов проводится инструментальными методами.
Указанная позиция разъяснена Минприроды России от 10.12.2020 N 12-50/15810-ОГ "О применении методик расчета выбросов".
Кроме того, согласно пункту 42 Порядка № 352 Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств: изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов.
Также согласно пункту 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871: изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Так, Распоряжением от 14.12.2020 № 35-р Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации внесены сведения о методиках расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в перечень методик расчета вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
В связи с вышеизложенным ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» не провело корректировку инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который, соответственно, является приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду.
В нарушении вышеназванных требований Обществом в декларации о воздействии на окружающую среду не представлена своевременно полная и достоверная информация об источниках и объемах загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, полученная при осуществлении хозяйственной деятельности.
В соответствии с приложением № 18 к постановлению Правительства РФ №440 от 3 апреля 2020 года «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440) до 1 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формируемый Минприроды России.
Указанные положения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2021 г., согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440».
Таким образом, применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не включенных в перечень, допускается только при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов в 2021 году.
Следовательно, содержащиеся в приложении № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 положения не применяются к отношениям, возникшим до 1 января 2021 г.
По вопросу о ненадлежащем уведомлении о проведении проверочных мероприятий в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс».
В период с 12.04.2021 по 17.05.2021 в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), проведена внеплановая выездная проверка, на основании Распоряжения Росприроднадзора от 23.03.2021 года № 58-р.
Распоряжение от 23.03.2021 № 58-р «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» направлено в адрес юридического лица в соответствии с п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008
N 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее ФЗ-294), о чем имеется подтверждающий штамп с входящим номером от 29.03.2021 № 192-э, а также подписью.
На основании п. 4 ст. 12 ФЗ-294 генеральный директор ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» Тарасов А.Б. 12.04.2021 в 11 часов 11 минут ознакомлен с началом проведения внеплановой выездной проверки, о чем имеется соответствующая запись на стр. 8 Распоряжения от 23.03.2021 № 58-р «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс».
В части сроков проведения проверки в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» сообщаем следующее. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.» (с 04.05.2021 по 07.05.2021 включительно) рабочие дни с 04 по 07 мая 2021 года, включенные в период проведения проверки, были объявлены нерабочими. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок проведения выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
Проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» с 04 по 07 мая 2021 года, объявленными Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 нерабочими, является прямым нарушением ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок проведения выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
На основании распоряжения Росприроднадзора от 29.04.2021 № 136-р, в связи с объявлением четырех дней нерабочими, срок проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» был перенесен на четыре рабочих дня до 17.05.2021.
Распоряжение от 29.04.2021 № 136-р направлялось посредством электронной почты в ООО Компания «Аттис Энтерпрайс», и получено 06.05.2021 входящий номер 281.
Так согласно письму заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Низамова Р.Х. от 30.03.2022 № РН-09-04-31/8691 срок проведения внеплановой выездной проверки в отношении Общества составил 20 рабочих дней, в период с 04 по 07 мая 2021 года контрольные (надзорные) действия в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» не проводились, взаимодействие Росприроднадзора с ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» не осуществлялось.
В обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2021, указаны конкретные Указы Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.Конкретного Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.» в данной формулировке нет.
Кроме того, ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» не уведомило Федеральную службу по надзору в сфере природопользования либо Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора уполномоченные за проведения внеплановой выездной проверки, что вопреки Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.» планирует осуществлять хозяйственную деятельность в нерабочие дни в период с 04.05.2021 по 07.05.2021.
Внеплановая выездная проверка в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» проведена в рамках установленных сроков, которые не превышают 20 рабочих дней.
Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсах, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды
Объектом правовой защиты в соответствии со ст. 8.5 КоАП Российской Федерации выступают отношения в сфере охраны окружающей среды и предоставления экологической информации.
В судебном заседании было установлено, что в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» в период с 12 апреля 2021 года по 17 мая 2021 года проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки административным органом выявлено, что в программе производственного контроля, подписанной генеральным директором Тарасовым А.Б. 01.02.2020, на территории промышленной площадки предприятия определено 10 неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
1. Источник № 6002 - бурорыхлительные работы;
2. Источник № 6003 - выгрузка и хранение угля;
3. Источник № 6004 - выгрузка и хранение угля на складах;
4. Источник № 6005 - работа очистных машин;
5. Источник № 6006 - работа очистных машин;
6. Источник № 6009 - загрузка угля, хранение топлива на судовых цистернах;
7. Источник № 6010 - работа металлообрабатывающих станков на ремонтнов участке;
8. Источник № 6011 - сварочные работы и газорезательные работы на ремонтном участке;
9. Источник № 6012 - сварочные и газорезательные работы на ремонтном участке;
10. Источник № 6016 - эксплуатация очистных сооружений.
Вместе с тем, ООО Компания «Аттис Энтерпрайс имеет положительное заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы документации «Хозяйственная деятельность по перевалке угля во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» (Приказ №122 от 28.02.2019 года Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора). В разделе «Оценка воздействия на атмосферный воздух, мероприятия по охране атмосферного воздуха» (стр. 17) указано, что при осуществлении производственной деятельности предприятия насчитано 19 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе 18 неорганизованных.
Кроме того, в разделе IV. Масса выбросов загрязняющих веществ приложение к Декларации о воздействии на окружающую среду представлено 14 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 10 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352 перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе в том числе и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для видов деятельности, относящихся к областям наилучших доступных технологий, в число характерных для данного технологического процесса загрязняющих веществ, в том числе включаются маркерные вещества.
Расчёты нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух, представленные в приложении к Декларации о воздействии на окружающую среду разработаны не в соответствии с перечнем методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а именно объемы выбросов загрязняющих веществ произведены с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6002 (бурорыхлительная установка) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6003 (склад угля) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6004 (склад угля) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источникам выбросов № 6005, 6006 (работа очистных машин) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6009 (морской грузовой фронт) в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, Новороссийск, 2001 г., Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, утв. Приказом Госкомэкологии России № 199 от 08.04.1998.
Расчеты концентраций ЗВ в атмосфере и инвентаризация источников проведены по источнику выбросов № 6016 (работа очистных сооружений поверхностных сточных вод) в соответствии с Методикой по нормированию и определению выбросов вредных веществ в атмосферу. ОАО «НК «Роснефть», 2004г.
Обществом в декларации о воздействии на окружающую среду не представлена своевременно полная и достоверная информация об источниках и объемах загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, полученная при осуществлении хозяйственной деятельности.
Как следует из отчета 2 ТП (отходы), в результате деятельности предприятия за 2020 год образовалось 24 видов отходов в количестве 116,631 т/год, в том числе:
- II класса опасности - 0,03 т;
- III класса опасности - 1,485 т;
- IV класса опасности - 95,109 т;
- V класса опасности - 20,007 т.
Вместе с тем, в разделе VI. Масса или объем образования и размещения отходов Декларации о воздействии на окружающую среду представлены только отходы производства и потребления 4-5 классов опасности.
Кроме того, согласно инвентаризации отходов производства и потребления, на предприятии образуется 63 вида отходов.
-1 класса опасности - 1 вид;
- II класса опасности - 2 вида;
- III класса опасности - 15 видов;
- IV класса опасности - 34 вида;
- V класса опасности - 11 видов.
Декларации о воздействии на окружающую среду разработана в нарушение п. 25 порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью утв. Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» в Раздел VI в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления Декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
01 июля 2021 года в связи с выявленными нарушениями государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в отношении юридического лица - ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП Российской Федерации, а 15 июля 2021 юридическое лицо - ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП Российской Федерации и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 24.1 КоАП Российской Федерации, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП Российской Федерации, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
В акте проверки от 12 сентября 2019 года N 50 указано, что продолжительность проверки из 20 рабочих дней составила 5 часов (18 июля 2019 года с 13 час. 45 мин. до 16 час. 45 мин., 22 июля 2019 года с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин.
Вместе с тем судьей установлено, что приказом от 25 июля 2019 года N 221 руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва срок проведения плановой проверки продлен на 3 рабочих дня (л.д. 37), то есть проверка была продлена по 30 июля 2019 года.
Частью 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
В обоснование необходимости продления срока проверки в приказе указано на то, что
Исчисление рабочих и нерабочих дней проводится по общим правилам трудового законодательства.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме (часть 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ), который оформляется непосредственно после её завершения (часть 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ).
Проверка Общества начата сотрудниками Росприроднадзора на основании Распоряжения Росприроднадзора от 23 марта 2021 года № 58-р, пунктом 8 которого установлен срок проведения проверки: с 12 апреля 2021 года по 11 мая 2021 года.
При этом в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» распоряжением временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 апреля 2021 года № 136-p внесены изменения в распоряжение от 23 марта 2021 года № 58-р, период проверки изменён, проверку предписано провести с 12 апреля 2021 года по 17 мая 2021 года.
Фактически проверка проведена с 12 апреля 2021 года по 17 мая 2021 года, что отражено в акте проверки от 17 мая 2021 года № 0904-58Вн-А/034-0421.
Оценивая данные обстоятельства, судья учитывает, что пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» с 04 по 07 мая 2021 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» органам публичной власти, иным органам и организациям определить количество служащих и работников, обеспечивающих с 01 по 10 мая 2021 года включительно функционирование этих органов и организаций.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1» (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года), которые на основании Ответа на вопрос о применении судами законодательства в связи с установлением в Российской Федерации нерабочих дней с 4 по 7 мая 2021 г. включительно, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 апреля 2021 года, применяются и к иным нерабочим дням, объявляемым Указами Президента Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), данный Указ Президента Российской Федерации в части установления нерабочих дней не распространяется на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.
Согласно правовой позиции Росприроднадзора относительно аналогичных нерабочих дней, которые объявлялись ранее в связи с новой коронавирусной инфекцией, изложенной, в частности, в информационном письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 апреля 2020 года «О работе экспертных комиссий государственной экологической экспертизы на период действия ограничительных мер», федеральные государственные органы, в том числе Росприроднадзор, в указанный период продолжают свое функционирование.
Таким образом, объявленные Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» нерабочие дни не являются выходными днями, и должны включаться в общие сроки, установленные законом, в том числе в сроки проведения проверок в порядке Закона 294-ФЗ.
По мнению судьи, определив распоряжением временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 апреля 2021 года № 136-p период проведения проверки с 12 апреля 2021 года по 17 мая 2021 года, Росприроднадзор установил срок проведения проверки, превышающий 20 рабочих дней, что не соответствует положениям части 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ.
Следовательно, общий срок проведения проверки составил 24 рабочих дня (с 12 апреля 2021 года по 17 мая 2021 года).
Доказательств невозможности проведения проверки в установленный законом срок административным органом не представлено; исключительные обстоятельства, обосновывающие превышение срока проверки, судом не установлены.
Оценивая доводы должностного лица административного органа о том, что срок проведения проверки был изменён в целях исключения возможного нарушения прав ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» в нерабочие дни, судья принимает во внимание, что из объяснений участников дела об административном правонарушении, полученных в ходе рассмотрения дела, а также представленных ими доказательств (переписки между ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» и Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора, табеля учёта рабочего времени ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» за май 2021 года), следует, что в период с 04 мая 2021 года по 07 мая 2021 года работники ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» и сотрудники Росприроднадзора работали, исполняли свои обязанности, трудовая и служебная деятельность не прерывалась. Запросы в проверяемое юридическое лицо о том, продолжает ли оно работу в дни, объявленные нерабочими, Росприроднадзором не направлялись, напротив, как следует из объяснений участников судопроизводства в судебном заседании, в объявленные нерабочими дни должностные лица административного органа продолжали взаимодействие с представителями Общества.
Таких оснований для превышения срока проведения проверки как введение ограничительных мер в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой из-за вспышки коронавирусной инфекции как Законом № 294-ФЗ, так и иными нормативными правовыми актами не установлено. Превышение установленных сроков проведения проверки в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ относится к грубым нарушениям установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок и влечёт недействительность результатов проверки.
В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона.
В пункте 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ указано, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.
Поскольку спорная проверка проведена с превышением срока проведения проверки, предусмотренного пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ, считаю, что результаты проверки, проведенной с грубым нарушением требований, установленных Законом N 294-ФЗ к организации и проведению проверок, являются недопустимыми доказательствами, а принятые на основании таких результатов проверки постановление должностного лица и решение судьи городского суда являются незаконными и подлежат отмене.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу указанных норм при производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ закреплено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Недействительность результатов проверки, на основании которой было возбуждено дело об административном правонарушении, исключает возможность привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Елены Евгеньевны от 15 июля 2021 года № 15-381/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья Н.Л. Жила