Судья Байметов А.А. № 2-3285/2023
(в первой инстанции)
№ 33-2071/2024
(в апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2024 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ваулиной А.В.,
судей Анашкиной И.А., Григоровой Ж.В.,
при секретаре Шевченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 декабря 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ивлевой Н. М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о понуждении к совершению определенных действий,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Ивлева Н.М. обратилась в суд с иском к ОСФР по г.Севастополю, в котором с учётом изменений просила признать за собой право на перерасчёт страховой пенсии по старости с 01 января 2015 года и понудить ответчика произвести такой перерасчёт принимая во внимание справку от 08 февраля 2023 года № 16 о заработной плате с января 1986 года по декабрь 1990 года.
В обоснование своих требований указала, что является получателем страховой пенсии по старости. Однако, её размер с 01 января 2015 года был исчислен без учёта сведений справки от 26 сентября 2006 года о её заработной плате за период с января 1985 года по декабрь 1989 года, которая была оформлена в нарушении указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20 августа 1992 года №-У. Поскольку об этом ей не сообщалось, не предлагалось представить справку, отвечающую всем требованиям закона, то считала пенсия в заниженном размере ей выплачивалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по вине пенсионного органа. Также отмечала, что, получив в ответ на свой запрос справку от ДД.ММ.ГГГГ № о заработной плате с января 1986 года по декабрь 1990 года, ответчик самостоятельно произвёл перерасчёт размера пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом от перерасчёта пенсии за предшествующий период с ДД.ММ.ГГГГ неправомерно отказывается.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 21 декабря 2023 года требования Ивлевой Н.М. удовлетворены.
С таким решением суда ОСФР по г.Севастополю не согласно и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об отказе истцу в иске. Указывает, что обязанность по предоставлению документов о заработке гражданина возложена на заявителя. Оказывая содействие истцу в запросе этих сведений, пенсионный орган получил сведения о заработной плате Ивлевой Н.М. в районах Крайнего Севера за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, в связи с чем, произвёл беззаявительный перерасчёт размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в порядке части 7.2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что данный перерасчёт закону соответствует, а также заявляя об отсутствии правовых оснований для перерасчёта пенсии с более ранней даты, апеллянт считает постановленное по делу решение суда необоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОСФР по г.Севастополю Лебедев М.С., действующий на основании доверенности от 09 января 2024 года № 3, апелляционную жалобу поддержал, просил её удовлетворить.
Ивлева Н.М. решение суда просила оставить без изменения.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ивлева Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрела гражданство Российской Федерации в порядке Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в связи с чем, была документирована паспортом гражданина Российской Федерации.
С 07 февраля 2001 года истцу в соответствии с ранее действовавшим на территории г.Севастополя пенсионным законодательством Украины была пожизненно установлена пенсия по возрасту за работу в районах Крайнего Севера.
С 01 января 2015 года размер пенсионного обеспечения гражданина был пересчитан по нормам пенсионного законодательства Российской Федерации и составил 10 224 рубля 06 копеек. Однако, поскольку такой размер не достиг размера пенсии, выплачиваемого Ивлевой Н.М. по состоянию на 31 декабря 2014 года с учётом ежемесячной выплаты к пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», то выплата пенсии гражданину была продолжена в сохранённом, более высоком размере - 20 536 рублей 72 копейки.
Также установлено и не оспаривалось, что определяя размер пенсионного обеспечения истца с 01 января 2015 года по нормам законодательства Российской Федерации, ответчик не учитывал сведения имеющейся в пенсионном деле Ивлевой Н.М. справки от 26 сентября 2006 года о заработной плате за период работы с января 1985 года по декабрь 1989 года, так как она была оформлена в нарушении указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20августа 1992 года №-У и не содержала углового штампа.
Позднее пенсионный орган оказал гражданину содействие и самостоятельно запросил документы о заработной плате истца за периоды её работы в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с учётом поступившей справки АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» от ДД.ММ.ГГГГ № о заработной плате с января 1986 года по декабрь 1990 года, произвёл беззаявительный перерасчёт пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду того, что исчисленный размер пенсии Ивлевой Н.М. по нормам Российского законодательства с учётом индексации с ДД.ММ.ГГГГ составил 29 576 рублей 66 копеек и превысил сохранённый размер, то ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по г.Севастополю выплатило истцу неполученную за этот период часть пенсии в размере 168 351 рубля 64 копеек.
Полагая, что с учётом сведений справки от ДД.ММ.ГГГГ № приобрела право на перерасчёт пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, и что по вине пенсионного органа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала пенсию в заниженном размере, а также заявляя, что ответчик в произведении такого перерасчёта необоснованно отказывает, Ивлевой Н.М. в рамках настоящего спора просила о судебной защите своих пенсионных прав.
Разрешая спор в пользу гражданина, районный суд с позицией истца согласился, при этом исходил из того, что при наличии в пенсионном деле не отвечающей нормативным требованиям справки о заработной плате с января 1986 года по декабрь 1990 года в районах Крайнего Севера ОСФР по г.Севастополю в нарушении возложенных на него Федеральным законом «О страховых пенсиях» обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не только не разъяснил Ивлевой Н.М. необходимость предоставления надлежащего документа, содержащего данные об этом заработке, но и необоснованно уклонился от самостоятельного запроса этих сведений у работодателя. Посчитав, что такие неправомерные действия пенсионного органа повлекли выплату истцу в спорный период пенсии в меньшем размере, суд первой инстанции пришёл к выводу, что пенсионное обеспечение истца подлежит перерасчёту с ДД.ММ.ГГГГ с учётом полученной ответчиком справки о заработной плате с января 1986 года по декабрь 1990 года.
В целом соглашаясь с выводами о наличии оснований для произведения перерасчёта размера страховой пенсии по старости Ивлевой Н.М., судебная коллегия, между тем находит обоснованными доводы апелляционной жалобы относительно установленной решением суда даты, с которой пенсионный орган обязан произвести перерасчёт пенсионного обеспечения гражданина.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (часть 3).
Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
В силу частей 7, 8, 8.1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств
На основании части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
В соответствии с частью 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Действительно, Федеральный закон от 26 мая 2021 года № 153-ФЗ на основании которого статья 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» была дополнена частью 7.2 вступил в силу с 01 января 2022 года. Однако, это, как ошибочно полагает пенсионный орган, не означает, что действия введённой нормы не могут быть распространены на правоотношения, возникшие до 01 января 2022 года.
По общему правилу закон или иной нормативный правовой акт не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Между тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 части 2, устанавливаются законом.
При этом положения части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Таким образом, предусмотренный частью 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии датой вступления в силу Федерального закона от 26 мая 2021 года № 153-ФЗ – 01 января 2022 года не ограничивается и осуществляется со дня назначения страховой пенсии, а применительно к части 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ с момента превышения пенсии, исчисленной по нормам Российской Федерации, над пенсией, выплачиваемой пенсионеру, приобретшему гражданство Российской Федерации в порядке Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, в сохранённом размере.
В данном случае, при произведении перерасчёта с 1 января 2015 года по нормам пенсионного законодательства Российской Федерации пенсии, установленной Ивлевой Н.М. в соответствии с ранее действовавшим на территории г.Севастополя законодательством, и при установлении факта невозможности использования в расчёте сведений имеющейся в пенсионном деле справки о размере её заработка за период работы в районах Крайнего Севера с января 1985 года по декабрь 1989 года, так как этот документ был оформлен в нарушении указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20 августа 1992 года №1-68-У и не содержал углового штампа, ОСФР по г.Севастополю было обязано в соответствии с приведёнными выше положениями статей 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» разъяснить пенсионеру необходимость дополнительного предоставления документа об имеющемся заработке в районах Крайнего Севера за период с 09 января 1979 года по 21 января 1992 года или направить соответствующий запрос работодателю.
Однако, возложенную обязанность ответчик должным образом не исполнил, поскольку требуемых разъяснений истцу не дал и запрос у работодателя сведений о заработке гражданина в районах Крайнего Севера произвёл лишь в 2022 году. Изложенное привело к тому, что перерасчёт пенсии Ивлевой Н.М. по поступившей справке о её заработке за период с января 1986 года по декабрь 1990 года был произведён с 01 января 2022 года за период по 31 марта 2023 года, тогда как с учётом допущенного ответчиком нарушения должен был производиться с даты превышения сохранённого размера пенсии.
Между тем, признавая за истцом право на перерасчёт пенсии с учётом сведений вновь поступившей справки о заработке за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, и понуждая пенсионный орган произвести такой перерасчёт с 01 января 2015 года, районный суд дату, с которой права гражданина на получение пенсионного обеспечения в полном объёме пенсионным органом были нарушены не установил, в связи с чем, не разрешил вопрос о том, имело ли место данное нарушение ранее с 01 января 2022 года, то есть с даты, с которой ответчик осуществил перерасчёт в добровольном порядке.
Восполняя недостатки районного суда в установлении юридически значимых обстоятельств, судебная коллегия в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщила к материалам дела в качестве нового доказательства ответ ОСФР по г.Севастополю от 12 июля 2024 года № 11-09 на судебный запрос, согласно которому размер страховой пенсии по старости с учётом сведений справки о заработной плате с января 1986 года по декабрь 1990 года превысит сохранённый размер пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ. Потому пришла к выводу, что доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для перерасчёта пенсии за период, предшествующий ДД.ММ.ГГГГ, являются ошибочными. В то же время при таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к убеждению, что решение суда в части признания за пенсионером права на перерасчёт с ДД.ММ.ГГГГ и понуждении к этому перерасчёту с этой даты, является чрезмерным, и подлежит изменению, указанием на то, что соответствующее право истца и обязанность ответчика возникли с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 декабря 2024 года в части даты с которой за Ивлевой Н. М. признано право на перерасчёт страховой пенсии по старости, а также в части даты с которой Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю обязано произвести перерасчёт страховой пенсии - изменить, указать дату возникновения права Ивлевой Н. М. на перерасчёт пенсии с 01 февраля 2015 года и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю осуществить перерасчёт страховой пенсии Ивлевой Н. М. с 01 февраля 2015 года.
В иной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 июля 2024 года.
Председательствующий: А.В. Ваулина
Судьи: И.А. Анашкина
Ж.В. Григорова