дело №2а-231/2021 (№33а-2129) судья Тишкова М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 июля 2021 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Семеновой Т.Е., Юрковой Т.А.,
при секретаре Кузнецовой И.А.,
с участием прокурора прокуратуры Тульской области Чебоксаровой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Чернова Василия Александровича на решение Донского городского суда Тульской области от 25 февраля 2021 года по делу по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области к Чернову Василию Александровичу об установлении административного надзора и административных ограничений.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Чернова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Российской Федерации, осужденного 16 июля 2020 Пролетарским районным судом г. Тулы по <данные изъяты>. Постановлением Пролетарского районного суда г. Тулы от 06 ноября 2020 года на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания по настоящему приговору с наказанием, назначенным по приговору мирового судьи судебного участка № 29 Ленинского района Тульской области от 11 июня 2020 года, окончательно назначено наказание на срок <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 10 апреля 2021 года у осужденного Чернова В.А. истекает срок отбытия наказания по приговору суда. Осужденный Чернов В.А., отбывая наказание, назначенное приговором Пролетарского районного суда г. Тулы от 16 июля 2020, за совершение в период нахождения под административным надзором, назначенным решением Донского городского суда Тульской области от 30 апреля 2019 года, преступления – неоднократного несоблюдения административных ограничений, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, зарекомендовал себя следующим образом: характеризуется отрицательно, правила внутреннего распорядка и установленный режим содержания нарушает, имеет 9 взысканий, поощрений не имеет, в настоящее время не трудоустроен, отбывает наказание в обычных условиях содержания, исполнительные листы в учреждение не поступали, вину в совершенном преступлении признал полностью. В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит суд установить административный надзор осужденному Чернову В.А. на срок погашения судимости по приговору Пролетарского районного суда г. Тулы от 16 июля 2020 года – 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и следующие виды административных ограничений:
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 до 6:00 часов, за исключением выхода на работу в ночное время суток;
запрещение пребывания в определенных местах, а именно посещение мест общественного питания в которых осуществляется реализация и распитие спиртных напитков (кафе, рестораны, бары);
обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области не явился, в материалах дела имеется заявление начальника учреждения Дорошина С.А. с просьбой рассмотреть административное дело об установлении административного надзора в отношении Чернова В.А. без участия представителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Чернов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административное исковое заявление без его участия, считает необоснованным ограничение о пребывании в жилом помещении с 22:00 до 6:00 в связи с тем, что не имеет возможности проживать по месту прописки.
Прокурор, участвующий в деле, полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Решением Донского городского суда Тульской области от 25 февраля 2021 года административное исковое заявление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области удовлетворено, в отношении Чернова В.А. установлен административный надзор на срок 3 года, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Пролетарского районного суда г. Тулы от 16 июля 2020, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания;
и административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 до 6:00 часов, за исключением работы в ночное время суток;
- запрещение пребывания в определенных местах, а именно посещение мест общественного питания в которых осуществляется реализация и распитие спиртных напитков (кафе, рестораны, бары);
- обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации.
Начало срока административного надзора исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В апелляционной жалобе административный ответчик Чернов В.А. просит решение суда отменить, выражая несогласие с установленными в отношении него административными ограничениями.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства представителя административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области, административного ответчика Чернова В.А.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора прокуратуры Тульской области Чебоксаровой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений помощника прокурора г. Донского на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ, а также Федеральным законом №64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Статьей 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» регламентированы сроки установления административного надзора. Такой срок в отношении лиц, указанных в п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ, то есть имеющего непогашенную судимость за совершение преступления небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ).
На основании представленных доказательств судом установлено, что Чернов В.А. осужден приговором Пролетарского районного суда г. Тулы от 16 июля 2020 года по ч. 2 ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Пролетарского районного суда г. Тулы от 6 ноября 2020 года на основании ч. 5 ст. 69 Уголовного кодекса РФ путем частичного сложения назначенного наказания по настоящему приговору с наказанием, назначенным по приговору мирового судьи судебного участка №29 Ленинского района Тульской области от 11 июня 2020 года, окончательно назначено наказание на срок 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно приговору Пролетарского районного суда г. Тулы от 16 июля 2020 года, вступившему в законную силу 28 июля 2020 года, Чернов В.А., совершил неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор на основании решения Донского городского суда Тульской области от 30 апреля 2019 года, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженные с совершением административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность.
Таким образом, преступления, за которые Чернов В.А. осужден указанным приговором были совершены им в период его нахождения под административным надзором.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются предусмотренные законом особые основания для установления в отношении Чернова В.А. административного надзора.
Таким образом, является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, и имеющим непогашенную судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором и за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем административный ответчик является в перечень лиц, в отношении которых может быть установлен административный надзор.
Преступление, предусмотренное <данные изъяты> Уголовного кодекса РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Согласно п. «в» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ, судимость за совершение данного преступления погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Из материалов дела усматривается, что Чернов В.А. за время пребывания в исправительном учреждении характеризовался отрицательно, правила внутреннего распорядка и установленный режим содержания нарушал, имеет 9 взысканий, поощрений не имеет, не трудоустроен, отбывал наказание в обычных условиях содержания, исполнительные листы в учреждение не поступали, вину в совершенном преступлении признал полностью.
Осужденный Чернов В.А. освобождается из мест лишения свободы, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, отрицательно характеризуется администрацией исправительного учреждения, преступление по приговору от 16 июля 2020 года совершено в состоянии алкогольного опьянения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости установления в отношении Чернова В.А. административного надзора на срок 3 года, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Пролетарского районного суда г. Тулы от 16 июля 2020 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, установив административные ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 до 6:00 часов, за исключением работы в ночное время суток; запрещения пребывания в определенных местах, а именно посещение мест общественного питания в которых осуществляется реализация и распитие спиртных напитков (кафе, рестораны, бары), а также обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, для регистрации.
Перечень административных ограничений соответствует целям административного надзора и положениям ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Административные ограничения установлены судом, исходя из данных о личности Чернова В.А., не являются чрезмерными, преследуют цель предупреждения совершения им новых преступлений, и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов.
При этом, судом правомерно отклонены за необоснованностью доводы административного ответчика о несогласии с ограничением о пребывании в жилом помещении с 22:00 до 6:00 в связи с тем, что он не имеет возможности проживать по адресу регистрации по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 22 марта 2012 года №597-О-О; от 24 сентября 2012 года №1739-О; от 24 сентября 2012 года №1740-О; от 24 сентября 2012 года №1741-О; от 22 ноября 2012 года №2064-О и др.) неоднократно отмечал, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.ст. 2 и 3), в частности административные ограничения (ст. 4) согласуются с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установление административного надзора будет являться вмешательством в личную жизнь и нарушать права и законные интересы иных лиц признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку основаны на предположениях и ничем не подтверждены.
По существу, административным истцом не приведено ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции подлежащих проверке в установленном законом порядке доводов о необоснованности заявленных в отношении него исправительным учреждением административных исковых требований.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения (ч. 2 ст. 9, п. 1ст. 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ), на что также указано судом первой инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Донского городского суда Тульской области от 25 февраля 2021 года. является законным и обоснованным.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Донского городского суда Тульской области от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Чернова Василия Александровича – без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: