Решение по делу № 2а-1683/2022 от 26.04.2022

Дело № 2а-1683/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 г. г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе

Председательствующего: Степановой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,

с участием административного истца Дмитрошкиной Е.В., ее представителя Чекалиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дмитришкиной Е.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Дмитрошкина Е.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент), в котором просила признать незаконным решение административного ответчика об отказе в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца.

В обоснование иска указано, что административный истец Дмитрошкина Е.В. в июле 2019 обратилась к административному ответчику за предоставлением вышеуказанной государственной услуги. Результатом обращения явилось распоряжение ДИЗО от 26.08.2019 №8358-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 609 кв.м., со сроком действия 2 года. В связи с судебным разделом объекта недвижимости, находящегося на данном земельном участке, реализовать указанное распоряжение не представилось возможным. В настоящее время на данном земельном участке расположено два автономных жилых блока, с видом разрешенного использования – жилой дом, при этом Дмитрошкиной Е.В. принадлежит на праве собственности автономный жилой блок, площадью 45,1 кв.м.

При повторном обращении административного истца за предоставлением аналогичной государственной услуги в отношении аналогичного земельного участка, аналогичной площади с теми же координатами административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114 (далее – Генеральный план города Севастополя), поскольку испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, в зоне незастроенных территорий; за границами красных линий (зона застройки); в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 №1864 формируемый земельный участок относится к зоне Р-4-3, уч. М3-11; в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ ТП-1543 р. 7 ул. Ватутина.

По мнению административного истца, испрашиваемый вид земельного участка в порядке перераспределения земель соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя – зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, в которой допускается размещение земельных участков с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем решение ответчика об отказе в предоставлении заявленной государственной услуги она считает незаконным.

    К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя.

В судебном заседании административный истец Дмитрошкина Е.В. и ее представитель на удовлетворении административного иска настаивали, пояснили, что в настоящее время в Ленинском районном суде города Севастополя находится гражданское дело по разделу земельного участка, находящегося в долевой собственности административного истца и умершего ФИО1, дело приостановлено. Перераспределяемая часть земельного участка необходима Дмитрошкиной Е.В. для осуществления прохода к дому.

Иные лица, в том числе привлеченные судом к участию в деле, а также административный ответчик в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, мнения административного истца и ее представителя, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав административного истца и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником автономного жилого блока, кадастровый номер , общей площадью 45,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также долевым собственником (1/2 доли) земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 586 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

С целью перераспределения земельного участка, находящегося в ее собственности, и земель, находящихся в собственности города федерального значения Севастополя, административный истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением относительно земельного участка площадью 609 кв.м., образуемого в результате перераспределения, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 04 февраля 2022 г. административному истцу сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 7 декабря 2016 г. № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее – Закон города Севастополя № 299-ЗС), поскольку согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка частично не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, в соответствии с которым, испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, а также в зоне незастроенных территорий; кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий (зона застройки); в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 №1864 формируемый земельный участок относится к зоне Р-4-3, уч. М3-11; в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ ТП-1543 р. 7 <адрес>.

Полагая данное решение ответчика незаконным и нарушающим ее права, Дмитрошкина Е.В. обратилась с настоящим административным иском в суд.

Перераспределение земельных участков предусмотрено положениями статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункты 2, 3).

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определен положениями статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, также в пункте 9 этой статьи указаны основания для отказа в перераспределении земельных участков.

В частности, в силу пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 г. № 883-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, согласно пункту 1.1 которого, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – это исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

В соответствии с пунктом 4.54 Положения, Департамент осуществляет подготовку проектов решений Правительства Севастополя, в частности, о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19 января 2017 г. № 542-РДЗ утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (далее – Административный регламент), который, согласно подпункту 1.1 устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Департамента, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении указанной государственной услуги, а также устанавливает порядок взаимодействия Департамента с иными ведомствами при предоставлении государственной услуги.

Пунктом 2.9 административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, которые аналогичны основаниям, изложенным в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, в качестве основания отказа в предоставлении административному истцу государственной услуги, административный ответчик указал несоответствие схемы расположения испрашиваемого земельного участка Генеральному плану города Севастополя, то есть оспариваемое решение ответчика фактически состоит в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на положения Закона города Севастополя № 299-ЗС, который при этом в качестве правовых оснований, упомянутых в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункте 2.9 Административного регламента не указан.

Кроме того, согласно пункту 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Также пунктом 3.1 Административного регламента установлен следующий состав административных процедур:

1) прием и регистрация заявления о предоставлении земельного участка и поступивших документов;

2) межведомственный запрос документов;

3) рассмотрение заявления и документов, утверждение схемы расположения земельного участка, согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков;

4) направление (вручение) Заявителю распоряжения о предоставлении земельного участка либо письменного мотивированного отказа.

Результатом предоставления государственной услуги является: распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, соглашение о перераспределении земельных участков; письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги (пункт 2.3 Административного регламента).

Между тем, такой результат рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков и предоставления указанной государственной услуги как отказ в утверждении схемы расположения земельного участка в качестве административной процедуры указанный регламент не содержит.

Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации также по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков не предусмотрено принятие решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Таким образом, по результатам рассмотрения заявления Дмитрошкиной Е.В., Департаменту следует принимать решение, предусмотренное пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.3 Административного регламента, и которым, при наличии оснований для удовлетворения заявления будет являться издание распоряжения о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков и заключение соглашения о перераспределении земельных участков, а при отсутствии таких оснований – письменный мотивированный отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Вместе с тем, решение по результатам рассмотрения заявления Дмитрошкиной Е.В., которое бы соответствовало положениям статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктам 2.3, 2.9 Административного регламента, Департаментом принято не было, заявление Дмитрошкиной Е.В. по существу не рассмотрено, в связи с чем, решение, оспариваемое административным истцом, не может считаться обоснованным, поскольку, в том числе, не содержит указаний на основания отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, как это предусмотрено пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

При принятии решения, суд не принимает доводы административного ответчика о расположении испрашиваемого участка в Р-4-3, уч. М3-11, поскольку на указанном земельном участке расположен жилой дом 1966 года постройки, административный истец является собственником жилого дома, испрашиваемый земельный участок используется ею для обслуживания жилого дома.

Доводы о нахождении земельного участка в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ ТП-1543 р. 7 <адрес> также подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку указанное не исключает земельный участок из оборота.

Кроме того, относительно частичного расположения испрашиваемого земельного участка в зоне незастроенных территорий, суд отмечает, что Генеральный план содержит только соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения, не выделяя в самостоятельную функциональную зону - зону незастроенных территорий.

    Согласно выписки из ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым номером вид разрешенного использования указанного участка установлен «для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек».

В соответствии с выпиской из ЕГРН жилой дом с кадастровым номером , расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером поставлено на кадастровый учет, год завершения строительства 1966. Правообладателем указанного жилого дома является Дмитрошкина Е.В.

Указанное свидетельствует, что на момент рассмотрения настоящего дела у Дмитрошкиной Е.В. зарегистрировано право собственности на дом, расположенный на участке с кадастровым номером в установленном законом порядке.

Из пояснений административного истца Дмитрошкиной Е.В. следует, что после раздела земельного участка она будет лишена возможности прохода в принадлежащий ей дом, что лишит ее права использовать объект недвижимости, при этом у административного истца имеется исключительное право на приобретение земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ.

Сведений о резервировании испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд не имеется.

С целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Дмитрошкиной Е.В. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.

    При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по возложению на Департамент обязанностей по направлению Дмитрошкиной Е.В. подписанное уполномоченным лицом распоряжение Департамента, поскольку решение указанного вопроса относится к распорядительным полномочиям соответствующего органа и не может осуществляться судом.

Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Административный иск Дмитришкиной Е.В. удовлетворить частично.

    Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное письмом от 04.02.2022 .

    Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Дмитрошкиной Е.В. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.

    В остальной части административного иска отказать.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 24.06.2022 года.

Судья Ю.С. Степанова

2а-1683/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитрошкина Елена Викторовна
Ответчики
ДИЗО г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Управление охраны обьектов культурного наследия "Севнаследие"
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
26.04.2022Регистрация административного искового заявления
26.04.2022Передача материалов судье
27.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее