Дело № 2а-2846/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Кирилловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Енилиной Н.С.,
с участием:
административного ответчика Моисеева А.В.,
помощника прокурора г. Новочебоксарска Ахмадуллиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики посредством видео, - конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике об установлении административного надзора в отношении осужденного Моисеева Александра Витальевича,
установил:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии (далее - истец/Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Моисеева А.В. (далее - ответчик), подлежащего освобождению из мест лишения свободы 26 апреля 2021 года, указав, что ответчик был осужден 15 марта 2019 года за совершение преступления, предусмотренного пунктами «а, г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса РФ, к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Начало срока: 27 октября 2018 года. В период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны. По приговору имеет опасный рецидив преступлений. Моисеев А.В. подпадает под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон №64-ФЗ), в связи с чем, истец просит установить в отношении осужденного после его освобождения из мест лишения свободы административный надзор и предусмотренные законом административные ограничения согласно перечня, предложенного истцом.
В судебное заседание истец не обеспечил участие представителя, в исковом заявлении имеется просьба о рассмотрении дела без их участия.
Ответчик Моисеев А.В. с иском не согласился, представил суду письменное возражение на иск, просил отказать в удовлетворении истца, в том числе, по мотивам того, что он считает установление надзора сроком на 8 лет является повторным наказанием за преступление, по которому он отбывает наказание.
Помощник прокурора Ахмадуллина Л.М. иск поддержала, просила его удовлетворить.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему выводу.
Основания, порядок и процедура применения административного надзора, а также круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, урегулированы главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и Законом №64-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из пункта 2 части 2 ст. 3 Закона №64-ФЗ следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Частью 1 ст. 4 Закона №64-ФЗ установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться перечисленные в статье административные ограничения.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 5 Закона №64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 ст. 3 Закона №64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 ст. 5 Закона №64-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2019 года Моисеев А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а, г» части 2 ст. 161 Уголовного кодекса РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Данным приговором в действиях Моисеева А.В. установлен опасный рецидив преступлений.
Моисеев А.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в Учреждении, конец срока наказания - 26 апреля 2021 года.
Преступление, за которое Моисеев А.В. был осужден, относится, согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса РФ, к тяжким преступлениям.
В силу пункта «г» части 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания (в редакции, действующей на дату совершения преступления).
Таким образом, поскольку Моисеев А.В. является совершеннолетним лицом, имеет непогашенную судимость по приговору Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2019 года за совершение тяжкого преступления, при наличии в его действиях опасного рецидива, суд устанавливает административный надзор в отношении Моисеева А.В. на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
В силу части 1 статьи 4 Закона №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Перечень административных ограничений, которые суд устанавливает в отношении Моисеева А.М., определяется судом в соответствии с положениями статьи 4 названного Закона №64-ФЗ, в том числе, с учетом обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о его личности, поведении в период отбывания наказания в местах лишения свободы. Как следует из материалов дела, характеристики Учреждения, Моисеев А.В. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, систематически допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания; поощрений не имеет, имеет 27 взысканий, которые не сняты и не погашены. Как следует из приговора суда, преступление им было совершено в состоянии алкогольного опьянения и в ночное время суток.
Таким образом, суд устанавливает ответчику следующие административные ограничения: являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, ограничившись одним разом в месяц; запретить посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов до 6 часов.
По мнению суда, данные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 названного Федерального закона, не являются произвольными, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Установленные административные ограничения не ограничивают основные конституционные права поднадзорного лица.
Доводы ответчика, изложенные в письменном возражении о том, что, назначая административный надзор, он подвергается повторному наказанию за одно и то же преступление, подлежат отклонению.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом №64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом(п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом, применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью 1 ст. 86 Уголовного кодекса РФ влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, в частности, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Законом №64-ФЗ оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. ст. 2 и 3), включая административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного для регистрации (ч. 1 ст. 4), согласуется с Конституцией РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
Таким образом, установление административного надзора с ограничениями не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Аналогичная позиция суда изложена в определении Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2018 года №2146-О.
Ответчик также возражал на ограничение, запрещающее пребывать вне дома в ночное время суток, сообщив о том, что указанное может препятствовать его трудовой деятельности в ночное время суток.
Формулировка административного ограничения в виде запрета пребывания в период в ночное время суток по избранному месту жительства или пребывания в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона №64-ФЗ не содержит оговорку «кроме случаев осуществления поднадзорным лицом трудовой деятельности». Поднадзорное лицо в соответствии с частью 3 ст. 10 Закона имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, а согласно части 3 ст. 12 этого же Закона орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания этого лица, в связи с исключительными личными обстоятельствами, одним из которых является заключение трудового договора.
Сведений о трудовой занятости осужденного в ночное время у суда к моменту рассмотрения настоящего дела не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Установить в отношении Моисеева Александра Витальевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить Моисееву А.В. административные ограничения: являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 (два) раза в месяц; запретить посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период суток с 22 часов до 6 часов.
Разъяснить Моисееву А.В., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 (десять) дней со дня его вынесения.
Судья С.А. Кириллова
Мотивированное решение суда изготовлено 16 декабря 2020 года.