Решение по делу № 2-1174/2017 от 14.09.2017

Решение в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2017 года.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 ноября 2017 года г. Краснотурьинск

    РљСЂР°СЃРЅРѕС‚СѓСЂСЊРёРЅСЃРєРёР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Свердловской области РІ составе:

    РїСЂРµРґСЃРµРґР°С‚ельствующего: СЃСѓРґСЊРё Чумак Рћ.Рђ.,

    РїСЂРё секретаре судебного заседания Городиловой Рђ.Р’.,

    СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° – помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Краснотурьинска Максимова Р .Рџ.,

    РїСЂРµРґСЃС‚авителя истца ФГКУ В«6 отряд федеральной противопожарной службы РїРѕ Свердловской области» (ответчика РїРѕ встречному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению) Исаковой Р®.РЎ., действующей РЅР° основании доверенности РѕС‚ 24.11.2017 РіРѕРґР°,

    РѕС‚ветчика (истца РїРѕ встречному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению) Королькова Р”.Р’., действующего РІ СЃРІРѕРёС… интересах Рё РІ интересах несовершеннолетней ФИО-1, его представителя Халилова Рљ.Рђ.,

    РїСЂРµРґСЃС‚авителя третьего лица -администрации Рі.Рѕ.Краснотурьинск Герб Рќ.Р“., действующей РЅР° основании доверенности РѕС‚ 09.01.2017 РіРѕРґР°,

    СЂР°СЃСЃРјРѕС‚рев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению федерального государственного казенного учреждения В«6 отряд федеральной противопожарной службы РїРѕ Свердловской области» Рє Королькову Р”. Р’., действующему РІ СЃРІРѕРёС… интересах Рё РІ интересах <данные изъяты> ФИО-1, Остапченко Рќ. Р’., Остапченко РЇ. Р®., РџРёРЅРёРіРёРЅСѓ Р . Р’. Рѕ выселении, РїРѕ встречному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Королькова Р”. Р’. Рє федеральному государственному казенному учреждению В«6 отряд федеральной противопожарной службы РїРѕ Свердловской области» Рѕ признании приобретшим право пользования жилым помещением РЅР° условиях социального найма,

установил:

    РїСЂРµРґСЃС‚авитель ФГКУ 6 ОФПС РїРѕ Свердловской области Семиколенных Р›.Р’., действуя РЅР° основании доверенности РѕС‚ 09.01.2017, обратилась РІ Краснотурьинский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением Рє Королькову Р”.Р’., действующему РІ СЃРІРѕРёС… интересах Рё РІ интересах <данные изъяты> ФИО-1, Остапченко Рќ. Р’., Остапченко РЇ. Р®., РџРёРЅРёРіРёРЅСѓ Р .Р’. Рѕ выселении, указав, что СЃ 29.10.2010 Корольков Р”. Р’. Рё члены его семьи зарегистрированы Рё проживают РїРѕ адресу: <адрес обезличен>, РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° найма жилого помещения РІ общежитии в„– РѕС‚ 04.10.2010. Жилые помещения предназначены для временного проживания граждан РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ характером РёС… трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений, увольнение СЃРѕ службы является основанием прекращения права пользования специализированным общежитием. Приказом ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области РѕС‚ 07.11.2016 в„–-РќРЎ Корольков Р”.Р’. уволен СЃРѕ службы, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, Сѓ ответчиков отсутствуют основания для проживания, Корольков Р”. Р’. Рё члены его семьи утратили права пользования спорным жилым помещением. Истец РїСЂРѕСЃРёС‚ выселить ответчиков РёР· специализированного жилого помещения.

    РљРѕСЂРѕР»СЊРєРѕРІ Р”.Р’. обратился СЃРѕ встречным исковым заявлением Рє ФГКУ 6 ОФПС РїРѕ Свердловской области» Рѕ признании приобретшим право пользования жилым помещением РЅР° условиях социального найма. Р’ обоснование указал, что РІ СЃ 1996 РіРѕРґР° РїРѕ 2016 РіРѕРґ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» службу РІ ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области. 30.11.2016 РіРѕРґР° уволен РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ достижением предельного возраста пребывания РЅР° службе. 04.10.2010 СЃ РЅРёРј был заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ найма жилого помещения РІ РІРёРґРµ изолированной квартиры РїРѕ адресу: <адрес обезличен>, РІ котором РѕРЅ совместно СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё членами семьи проживает РїРѕ настоящее время. Постановлением Главы администрации РіРѕСЂРѕРґР° Краснотурьинска РѕС‚ 25.06.1992 в„– 480 жилым помещениям РІ здании пожарного депо присвоен статус общежития, СЃ которым РѕРЅ РЅРµ согласен, так как допущены нарушения закона РїСЂРё вынесении указанного постановления. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать его приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным РїРѕ адресу: <адрес обезличен> РЅР° условиях социального найма.

В ходе рассмотрения дела представитель истца ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» (ответчика по встречному исковому заявлению) Исакова Ю.С., действующая на основании доверенности от 24.11.2017 года, в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить, пояснив, что 04.10.2010 года между ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» и Корольковым Д.В. в связи с прохождением службы в пожарной охране заключен договор найма жилого помещения в общежитии, согласно которому он и члены его семьи были вселены в жилое помещение по <адрес обезличен> котором зарегистрированы и проживают по настоящее время. Здание пожарного депо, в котором расположена спорная квартира, находится на балансе ФГКУ «6 отряд ОФПС по Свердловской области», закреплено за ним на праве оперативного управления и является специализированным. Статус специализированного жилого фонда (общежития) спорному жилому помещению присвоен постановлением Главы администрации города Краснотурьинска от 25.06.1992 года. В последующем статус общежития, расположенного по адресу: <адрес обезличен> не снимался. В 2016 году трудовые отношения с Корольковым Д.В. прекратились, в связи с чем, просит выселить Королькова Д.В., ФИО-1, Остапченко Н.В., Остапченко Я.Ю., Пинигина Р.В. из жилого помещения, расположенного по адресу <адрес обезличен> А <адрес обезличен>, без предоставления другого жилого помещения. В удовлетворении встречного искового заявления представитель Исакова Ю.С. просила отказать по следующим основаниям. Статус общежития жилым помещениям, расположенным по <адрес обезличен>А <адрес обезличен>, в 1992 году присвоен в соответствии с действующим в то время законодательством. Жилое помещение находится в здании пожарного депо, назначение которого нежилое, созданного на основании типового проекта для выполнения специальных задач по обеспечению безопасности населения, а не в многоквартирном жилом доме, предназначенном для постоянного проживания на условиях социального найма. Сама по себе длительность проживания в жилом помещении, в том числе после прекращения трудовых отношений, а также добросовестная оплата жилищно-коммунальных услуг не может рассматриваться как проживание в жилом помещении на условиях социального найма. Спорное помещение предназначено для обеспечения деятельности государственной противопожарной службы и возможность его отнесения к муниципальной собственности исключена. Истечение срока действия служебного контракта или его расторжение является основанием для прекращения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Согласно информации ГУ МЧС России по Свердловской области Корольков Д.В. снят с учета нуждающихся в получении служебного жилого помещения.

Ответчик (истец по встречному исковому заявлению) Корольков Д.В., действующий в своих интересах и в интересах <данные изъяты> ФИО-1, исковые требования о выселении не признал, в обоснование указал, что с 2002 года по 2016 год проходил службу в ГУ МЧС России по Свердловской области. 30.11.2016 года уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе. 04.10.2010 года между ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» и Корольковым Д.В. в связи с прохождением службы в пожарной охране заключен договор найма жилого помещения в общежитии, а именно <адрес обезличен> А <адрес обезличен>. Учитывая, что иного жилого помещения не имеет, состоит на учете с 2016 года на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, то есть является нуждающимся в жилых помещениях, в учреждении проработал свыше 10 лет, Корольков Д.В. считает, что отсутствуют основания для выселения его и членов семьи. Кроме того, в настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет. Просит отказать в удовлетворении требований истца по первоначальному иску о выселении без предоставления иного жилого помещения. Встречные исковые требования истец по встречному иску Корольков Д.В. поддержал в полном объеме, просил суд признать его приобретшим право пользования по договору социального найма в отношении <адрес обезличен>. В обоснование встречного иска указал, что статус общежития присвоен жилым помещениям здания пожарного депо по <адрес обезличен> А <адрес обезличен> на основании постановления Главы администрации города Краснотурьинска от 25.06.1992 № 480 в отсутствие полномочий по распоряжению государственным фондом и с нарушением норм действующего законодательства. Таким образом, между ним и ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» сложились отношения по социальному найму.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Королькова Д.В.-Халилов К.А., допущенный к участию в деле на основании устного заявления ответчика (истца по встречному иску), в судебном заседании указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» к Королькову Д.В. о выселении, встречные исковые требования истца по встречному иску поддержал в полном объеме. В обоснование указал, что ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» относит жилую часть пожарного депо, являющегося федеральной собственностью и принадлежащего ответчику на праве оперативного управления, к общежитию, ссылаясь на постановление Главы администрации города Краснотурьинска Михеля В.Е. от 25.06.1992 № 480 «О придании статуса общежития жилым комнатам в здании СВПЧ-57». Вместе с тем, указанное постановление нельзя назвать законным и обоснованным по следующим основаниям. По состоянию на 1992 г. правила установления статуса общежития и особенности режима общежития регулировались Жилищным кодексом РСФСР (далее ЖК РСФСР) и соответствующими подзаконными актами. В соответствии с ч.1 ст.109 ЖК РСФСР под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» не представил в материалы дела упомянутый в преамбуле постановления Главы администрации города Краснотурьинска Михеля В.Е. от 25.06.1992 № 480 Типовой проект 164-14 «Пожарное депо на шесть условных автомашин с жилыми помещениями», из которого бы следовало, что упомянутые жилые помещения относятся к специализированному фонду либо находятся в общежитии, не представлен акт государственной приемочной комиссии, из которого бы следовало, что жилая часть пожарного депо принята комиссией в качестве общежития. Кроме того, согласно абз.1 п.3 постановления Совмина РСФСР от 11.08.1988 г. № 328 «Об утверждении Примерного положения об общежитиях» переоборудование жилого дома под общежитие производится по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, такое решение исполнительным комитетом/администрацией города не выносилось и доказательств принятия такого решения коллегиальным органом местного самоуправления в деле нет. В правоустанавливающих документах на земельный участок, расположенный под объектом «пожарное депо с жилой частью» также отсутствует указание на статус общежития. Санитарный паспорт на общежитие в качестве документов-оснований в постановлении Главы администрации города Краснотурьинска Михеля В.Е. от 25.06.1992 № 480 «О придании статуса общежития жилым комнатам в здании СВПЧ-57» не упомянут и в материалы дела не представлен. Из технического паспорта и поэтажных планов жилой части пожарного депо видно, что жилая часть включает в себя только изолированные квартиры, а не комнаты, а постановлением Главы администрации от 25.06.1992 № 480 статус общежития придан 30 жилым комнатам. В условиях действовавшего на июнь 1992 г. правового регулирования Михель В.Е. как должностное лицо местного самоуправления имел права по распоряжению муниципальной собственностью, но не имел прав в какой бы то ни было форме распоряжаться собственностью государственной. Согласно п.6 постановления Совмина РСФСР от 11.08.1988 г. № 328 «Об утверждении Примерного положения об общежитиях» заселение общежитий производится после создания в них необходимых жилищно-бытовых условий для проживания и получения регистрационного удостоверения, которое в материалы дела истцом по первоначальному иску не представлено. В соответствии с п.8 постановления Совмина РСФСР от 11.08.1988 г. № 328 «Об утверждении Примерного положения об общежитиях» правила внутреннего распорядка в общежитии после одобрения их на общем собрании проживающих в общежитии утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения. Правила внутреннего распорядка в общежитии по <адрес обезличен> А отсутствуют, под роспись наниматель Корольков Д.В. и члены его семьи с ними не знакомились. Кроме того, при вселении в квартиру, ни в дальнейшем какая-либо мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь Королькову Д.В. не выдавались. Штатных сотрудников общежития по <адрес обезличен> А никогда не было. Ранее в ходе прокурорской проверки ФГКУ «6 ОФПС по Свердловской области надзорным органом также было установлено, что не представлено документов, подтверждающих факт отнесения жилых помещений здания пожарного депо к специализированному жилищному фонду. На основании изложенного, считает, что спорное жилое помещение было предоставлено Королькову Д.В. и членам его семьи по договору социального найма жилого помещения. В удовлетворении первоначального иска представитель просит отказать, встречное исковое заявление удовлетворить.

Ответчики (третьи лица по встречному исковому заявлению) Остапченко Н.В., Остапченко Я.Ю., Пинигин Р.В. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, путем направления судебных извещений, также путем размещения информации на официальном сайте суда. Сведений об уважительности причин неявки суду не сообщили. В адрес суда направили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что исковые требования не признают.

Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, МО МВД России «Краснотурьинский» в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дате и времени судебного заседания путем направления судебных извещений по известному месту нахождения и размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда.

От представителей Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Благодаревой Е.П., действующей на основании доверенности от 08.12.2016 года, органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Михалевой А.А., действующей на основании доверенности от 11.10.2016 года, МО МВД России «Краснотурьинский» Дорониной С.А., действующей на основании доверенности от 18.01.2017 года, поступили письменные ходатайства о проведении судебного заседания по делу в их отсутствие.

Представитель администрации городского округа Краснотурьинск Герб Н.Г., действующая на основании доверенности от 09.01.2017 года, в судебном заседании пояснила, что здание пожарного депо, включая расположенные в нем спорные жилые помещения, на момент ввода в эксплуатацию было предназначено для обеспечения деятельности пожарной службы, входящей в систему Министерства внутренних дел, в связи с чем, в силу п. 1, п. 1 раздела 2 приложения № 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1999 года № 3020-1 относится к федеральной собственности. Распоряжение данными жилыми помещениями было возложено на руководство пожарной части, в отношении данных жилых помещений был установлен правовой режим общежития на основании постановления Главы администрации города Краснотурьинска, обусловленный необходимостью обеспечения работников, вступивших в трудовые отношения с организацией, жильем. Право собственности на здание пожарного депо зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления- за учреждением. В соответствии с ч. 1 ст. 105 Жилищного кодекса РФ прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии. В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений. В связи с прекращением трудовых отношений с Корольковым Д.В., отсутствием оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, исковые требования истца по первоначальному иску считает подлежащими удовлетворению. Встречные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку спорное жилое помещение предоставлялось Королькову Д.В. в связи с наличием трудовых отношений, а не в связи с предоставлением жилья по договору социального найма.

В отзыве на исковое заявление представитель органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Михалева А.А., действуя на основании доверенности, указала, что к полномочиям комитета в соответствии с пп. 4 п.2.1 Положения о Комитете по управлению имуществом ГО Краснотурьинск, утвержденного решением Краснотурьинской городской Думы от 27.10.2005 №103, относится управление и распоряжение объектами муниципальной собственности. Спорное жилое помещение не является объектом муниципальной собственности, в связи с чем просит вынести решение на усмотрение суда.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом определено рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Кроме того, Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Установлено в судебном заседании, что ответчик Корольков Д.В. проходил службу в Управлении Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области с 09.12.2002 года, 30.11.2016 года уволен по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе (том 1 л.д.148, 10).

04.10.2010 года между ГУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» и Корольковым Д.В. заключен договор найма жилого помещения в общежитии, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящиеся в оперативном управлении, общей площадью 47, 6 кв.м., расположенное по адресу <адрес обезличен> А <адрес обезличен>, для временного проживания в нем (том 1 л.д. 16).

Впоследствии в п. 1 договора найма жилого помещения в общежитии, заключенного между ГУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» и Корольковым Д.В., были внесены изменения, согласно которым жилое помещение предоставлено для проживания в нем (том 1 л.д. 150-151), что не оспаривалось сторонами.

Согласно п. 2 договора найма жилого помещения жилое помещение по <адрес обезличен> А <адрес обезличен> предоставляется в связи с работой в должности начальника части 57 ПЧ ГУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области».

Совместно с нанимателем в жилое помещение по указанному адресу вселяются члены его семьи: Остапченко Н.В. (жена), Остапченко Я.Ю. (сын), Найманов Р.В. (сын), ФИО-1 (дочь), которые имеют право на пользование жилым помещением наравне с нанимателем (п.3, 10 договора найма).

Из выписки из актовой записи о заключении брака № от 25 июня 1986 года следует, что Найманов В.А. вступил в брак с Лебедевой Н.В., после заключения брака присвоены фамилии Найманов, Найманова.

Согласно свидетельству о рождении Найманова Р.В., <дата обезличена> года рождения, отцом является Найманов В.А. и Найманова Н.В. (том 1 л.д. 153). Фамилия Найманова Р.В. в настоящее время изменена на Пинигина в связи с вступлением в брак.

Согласно свидетельству о рождении Остапченко Я.Ю., <дата обезличена>, отцом указан Остапченко Ю.А., Найманова Н.В. (том 1 л.д. 153).

05.06.2001 года расторгнут брак между Остапченко Ю.А. и Остапченко Н.В., что подтверждается свидетельством о расторжении брака от 05.06.2001 года.

15.06.2001 года зарегистрирован брак между Корольковым Д.В. и Остапченко Н.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака (том 1 л.д. 154). После заключения брака присвоены фамилия Корольков, Остапченко.

<дата обезличена> родилась ФИО-1, отцом которой согласно свидетельства о рождении является Корольков Д.В., Остапченко Н.В. (том 1 л.д. 155).Судом установлено, что спорное здание пожарного депо, расположенное по адресу <адрес обезличен>, построено в 1992 году, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (л.д. 236-243), согласно которому объект характеризуется следующими характеристиками: 3 этажа, крупноблочное на сваях, с жилыми помещениями, подвалом двойного использования, очистными производственных стоков, расположен в северо-восточной части города <адрес обезличен> (том1 л.д. 241).

На основании постановления Главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> №д «О придании статуса общежития жилым комнатам в здании СВПЧ-57» тридцати жилым комнатам в здании СВПЧ – 57 по <адрес обезличен> придан статус общежития, право выдачи ордеров возложено на руководство части в лице начальника СВПЧ-57 (том 1 л.д.15). Указанное постановление принято на основании типового проекта 164-14 «Пожарное депо на шесть условных автомашин с жилыми помещениями».

Непредставление ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» в материалы дела типового проекта не свидетельствует о его отсутствии на момент принятия постановления Главы администрации города Краснотурьинска от 25.06.1992 года № 48д.

Указанное постановление в отношении спорного жилого помещения было принято до предоставления жилого помещения Королькову Д.В. и членам его семьи.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент издания постановления Главы администрации города Краснотурьинск № 48 от 25.06.1992 года, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии с п. 2 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. N 328, общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы.

Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.

Согласно п. 4 названного Положения, жилые дома, предназначенные под общежития, регистрируются в качестве общежитий в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно Решения первой сессии двадцать первого созыва Краснотурьинского городского совета народных депутатов от 15.05.1990 года председателем исполнительного комитета городского Совета народных депутатов избран Михель В.Е.

Постановление соответствует п. 4 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 N 328, которое устанавливает порядок предоставления жилой площади в общежитиях государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и общественных объединений (именуются в дальнейшем - объединения, предприятия, учреждения, организации и учебные заведения) и пользования ею.

По мнению суда несостоятельными являются доводы ответчика Королькова Д.В. и его представителя об отсутствии у жилой части здания статуса общежития в связи с непредставлением им при вселении мебели, белья, иных принадлежностей, поскольку отсутствие частных признаков, характеризующих общежитие, не может повлиять на статус жилой части здания - общежития. Наличие изолированных квартир, а не комнат, также не влияет на статус жилой части здания. Количество предоставляемых комнат в общежитии не регламентировано, также как и их планировка при строительстве (комнаты в блоках, отдельные – коридорного типа и другие).

Отсутствие санитарного паспорта, правил внутреннего распорядка в общежитии не свидетельствует об отсутствии статуса общежития, равно как и не указание на статус общежития в свидетельствах о праве собственности Российской Федерации на здание пожарного депо и праве оперативного управления за учреждением.

Постановление главы администрации города Краснотурьинск Свердловской области от 25.06.1992 года № 48д «О придании статуса общежития жилым комнатам в здании СВПЧ-57» тридцати жилым комнатам в здании СВПЧ – 57 по <адрес обезличен> не отменено, в установленном порядке не оспорено и незаконным не признано.

Доказательств изменения статуса здания по <адрес обезличен> а <адрес обезличен> в материалы дела не представлено.

Право собственности Российской Федерации на объект права: «пожарное депо с жилой частью, назначение: нежилое, площадь общая 3378,9 кв.м по адресу: <адрес обезличен>, №а зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.05.2011 (том 1 л.д. 14).

Регистрация права собственности Российской Федерации произведена в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности в виде имущества органов внутренних дел Российской Федерации (п. 2 разд. 2 Приложения к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1), независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

На основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области № 1393 от 19.04.2000 года (л.д.51), согласно Выписки из реестра федерального имущества № 78-3449 от 09.07.2001 года (л.д.52) за 57-ой пожарной частью Управления Государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение, площадью 3107,80 кв.м по адресу: г. Краснотурьинск, ул. Комарова, 1а. Право оперативного управления зарегистрировано 23.08.2001, о чем представлено свидетельство <адрес обезличен> (том 1 л.д. 13).

В соответствии с выпиской из Реестра федерального имущества № от 28.09.2017 года за реестровым номером П12660015801 учтено федеральное государственное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области», в том числе здание пожарного депо с жилой частью, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (л.д.45-46).

В соответствии с Уставом ФГКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» учреждение является юридическим лицом, предоставляет сотрудникам Учреждения, проживающим в специализированном жилищном фонде, коммунальные услуги, услуги по эксплуатации, содержанию и обслуживанию, связанные с проживанием в специализированном жилищном фонде. В соответствии с п. 3.1. Устава источниками формирования имущества учреждения являются имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (л.д. 54-71).

Таким образом, судом установлено, что Корольков Д.В. пользуются жилым помещением в общежитии, предоставленным Королькову Д.В. на период работы в 6 отряде федеральной противопожарной службы по Свердловской области, здание общежития находится в собственности Российской Федерации, передано на праве оперативного управления ФГКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области», здание общежития не реконструировано и в ведение органов местного самоуправления не передано, статус жилого дома ему не придан.

Договор найма жилого помещения в общежитии и постановление Главы администрации о придании спорному помещению статуса общежития в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны. Королькову Д.В. было известно о том, что спорное жилое помещение предоставляется ему именно как квартира в общежитии, о чем прямо было указано в договоре найма. Каких-либо возражений до сегодняшнего дня Корольков Д.В. не заявлял.

Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа специализированного уполномоченным органом не принималось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени Корольков Д.В. и члены его семьи пользуются спорным жилым помещением, как специализированным. На основании вышеизложенного возникшие между сторонами отношения по пользованию спорным жилым помещением нельзя признать фактически сложившимися на условиях договора социального найма.

Согласно договора найма жилого помещения в общежитии, заключенного между Корольковым Д.В. и ФГКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области», договор заключается на время прохождения службы в ГУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» (п. 5 договора найма).

Договор прекращается в связи с окончанием срока службы (пп.4 п. 19 договора найма).

В соответствии с частью 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.

По смыслу приведенных выше положений части 1 статьи 103 и части 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения работника. Договор найма специализированного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

На основании ч. 2 ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 данного Кодекса.

Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Однако, Корольков Д.В. к указанным в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, категориям граждан не относится.

Увольнение в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, не означает получение статуса пенсионера по старости.

Как следует из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии какие-либо объекты недвижимого имущества на территории Свердловской области за ответчиками в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы (том 1 л.д. 88-96).

Из ответа на судебный запрос ГУ МЧС России по Свердловской области от 10.10.2017 года № 15-5 следует, что 05.05.2016 года Корольков Д.В. с составом семьи 3 человека принят в соответствии со ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» на учет с 08.02.2016 года для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (том 1 л.д. 221).

Из выписки из протокола № 21 от 28.09.2017 года, утверждённого врио начальника ГУ МЧС России по Свердловской области следует, что Корольков Д.В. с 18.09.2009 года состоял на учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения, в связи с увольнением Королькова Д.В. принято решение о снятии его с чета нуждающихся в получении служебного жилого помещения (том 1 л.д.225-226).

Из представленных Администрацией городского округа Краснотурьинск справок № 11-18/633 от 30.10.2017 года и № 11-18/605 от 11.10.2017 года следует, что Корольков Д.В., Остапченко Н.В., Остапченко Я.Ю., Найманов Р.В., ФИО-1 на учете в администрации городского округа Краснотурьинск в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоят, малоимущими не признаны (том 1 л.д. 158-159).

Таким образом, отсутствует совокупность условий, указанных в пункте 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии которых ответчики по первоначальному иску не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Права и обязанности ответчиков Остапченко Н.В., Пинигина Р.В, Остапченко Я.Ю., ФИО-1 производны от прав и обязанностей ответчика Королькова Д.В., так как именно Корольков Д.В. является нанимателем квартиры в общежитии, квартира в связи с наличием трудовых отношений предоставлена для проживания именно ему, а Остапченко Н.В., Пинигин Р.В, Остапченко Я.Ю., ФИО-1 являются членами семьи нанимателя. Следовательно, при прекращении права проживания в комнате общежития у Королькова Д.В. прекращается такое право и у Остапченко Н.В., Пинигина Р.В, Остапченко Я.Ю., ФИО-1, так как они самостоятельного права пользования квартирой в общежитии не приобрели.

Учитывая, что трудовые отношения между Корольковым Д.В. и ГУ МЧС России по Свердловской области прекратились, право пользования спорным жилым помещением членов семьи производно от его права, то у ответчиков прекратилось право пользования спорным жилым помещением, в связи с чем, они подлежат выселению из жилого помещения, расположенного по адресу <адрес обезличен> А -9, без предоставления иного жилого помещения.

Рассматривая встречные исковые требования Королькова Д.В. к ФГКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» о признании приобретшим право пользования жилым помещением на основании договора социального найма суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, спорная квартира предоставлялась Королькову Д.В. как работнику на основании договора найма служебного жилого помещения. Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа общежития либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, ответчиками не представлено.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма жилого помещения в общежитии право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Королькову Д.В. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Проживание Королькова Д.В. и членов его семьи в этом жилом помещении не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа. Спорная квартира предоставлена Королькову Д.В. во временное пользование в качестве жилья в общежитии на строго определенный период - на время исполнения им трудовых обязанностей. Договор найма жилого помещения в общежитии от 04 октября 2010 года N 12 Корольковым Д.В. в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Королькова Д.В. к ФГКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» о признании приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес обезличен>А <адрес обезличен>, на основании договора социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования федерального государственного казенного учреждения «6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» к Королькову Д. В., действующему в своих интересах и в интересах <данные изъяты> ФИО-1, Остапченко Н. В., Остапченко Я. Ю., Пинигину Р. В. о выселении удовлетворить.

Выселить Королькова Д. В., <дата обезличена> года рождения, ФИО-1, <дата обезличена> года рождения, Остапченко Н. В., <дата обезличена> года рождения, Остапченко Я. Ю., <дата обезличена> года рождения, Пинигина Р. В., <дата обезличена> года рождения, из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>А-9, без предоставления другого жилого помещения.

    Р’стречные исковые требования Королькова Р”. Р’. Рє федеральному государственному казенному учреждению В«6 отряд федеральной противопожарной службы РїРѕ Свердловской области» Рѕ признании приобретшим право пользования жилым помещением РЅР° условиях социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Краснотурьинский городской суд.

Председательствующий: СЃСѓРґСЊСЏ     (РїРѕРґРїРёСЃСЊ) Чумак Рћ.Рђ.

СОГЛАСОВАНО

2-1174/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное государственное казенное учреждение "6 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области"
Ответчики
Остапченко Я.Ю.
Корольков Д.В.
Остапченко Н.В.
Найманов Р.В.
Другие
Администрация ГО Краснотурьинск
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Территориальное Управление Агентства по управлению госимуществом в Свердловской области
МО МВД России "Краснотурьинский"
Комитет по Управлению имуществом ГО Краснотурьинск
Суд
Нижнесалдинский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
nizhnesaldinsky.svd.sudrf.ru
14.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2017Передача материалов судье
19.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2017Подготовка дела (собеседование)
05.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2017Судебное заседание
10.11.2017Судебное заседание
29.11.2017Судебное заседание
04.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее