дело № 3а-21/2018
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2018 года г. Элиста
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Литовкина В.В.,
при секретаре судебного заседания Манжиковой А.Э.,
с участием:
прокурора Лиджиевой В.П.,
административного истца Бадмаева В.А.,
представителя административного истца Колдунова И.С.
представителя административного ответчика – Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Доржиева Э.Н.,
представителя заинтересованного лица – Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовуновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бадмаева Валерия Антоновича об оспаривании пункта 2 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З «О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия»,
у с т а н о в и л:
Бадмаев В.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений, указал, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З «О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» (далее – Закон Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З) депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия избираются по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Ссылается на то, что в Конституции Российской Федерации закреплено всеобщее избирательное право, не зависящее от принадлежности или симпатии к какой бы то ни было политической партии. По мнению заявителя, оспариваемая им норма закона, не предусматривающая право самовыдвижения и выдвижения по одномандатным округам, противоречит статье 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и явно ограничивает пассивные избирательные права граждан Республики Калмыкия, в том числе и его, не состоящих в политических партиях и не имеющих с ними контактов.
Административный истец просит суд признать пункт 2 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З противоречащим и не отвечающим требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ограничивающим пассивные избирательные права граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Калмыкия, в том числе и его пассивные избирательные права; обязать административного ответчика на ближайшей или внеочередной сессии внести изменения в данный Закон, позволяющие ему реализовать своё пассивное избирательное право и иметь возможность выдвинуться кандидатом в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия по одномандатному округу путем самовыдвижения.
В судебном заседании административный истец Бадмаев В.А. и его представитель Колдунов И.С. административные исковые требования поддержали в полном объеме.
В письменных возражениях на административный иск председатель Народного Хурала (Парламента) РК Козачко А.В. указал, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» субъект Российской Федерации обладает правом по установлению пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов законодательных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации быть избранными депутатами Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, не являющихся членами политических партий, установлены статьей 20 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З «О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия».
В судебном заседании представитель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Доржиев Э.Н. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что пункт 2 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З не противоречит федеральному законодательству.
В письменных возражениях председатель Избирательной комиссии Республики Калмыкия Дикалов А.Н. указал, что Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкии, установив в пункте 2 статьи 3 оспариваемого Закона пропорциональную избирательную систему, реализовал полномочие, предоставленное ему Федеральными законами от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с требованиями федерального законодательства статьёй 20 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З предусмотрены гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий.
Представитель Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовунова М.Н. в судебном заседании возражала против требований административного истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Калмыкия Лиджиевой В.П., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта.
При этом согласно части 8 названной статьи суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования, предъявляемые к порядку, форме, процедуре принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта; соответствие этого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административным истцом оспаривается пункт 2 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З «О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, согласно которому депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия избираются по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Данный Закон принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 21 декабря 2010 года № 488-IV, подписан Главой Республики Калмыкия и опубликован в официальном печатном средстве массовой информации – газете «Хальмг Унн» № 235-236 от 23 декабря 2010 года в соответствии с компетенцией административного ответчика по принятию, подписанию и опубликованию оспариваемого нормативного правового акта, установленной пунктом 1 статьи 34, пунктами 2, 3 статьи 35 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, главой III Закона Республики Калмыкия «О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия» от 27 сентября 2001 года № 133-II-З и Законом Республики Калмыкия «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Калмыкия и постановлений Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» от 25 апреля 2003 года № 320-II-З.
Факт принятия оспариваемого нормативного правового акта компетентным нормотворческим органом с соблюдением установленной процедуры его принятия и опубликования лицами, участвующими в деле, под сомнение не ставится.
В силу части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Аналогичная норма содержится в статье 24 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, закреплены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
При этом федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ (пункт 3 статьи 1 названного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 указанного Закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (пункт 3 этой же нормы).
При этом в силу пункта 3.1 приведенной статьи, если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.
Пунктом 19 статьи 34 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия установлено, что к ведению Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия относится установление порядка проведения выборов в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, порядка проведения выборов Главы Республики Калмыкия и порядка отзыва Главы Республики Калмыкия.
Как установлено судом, выборы депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия проводятся по пропорциональной избирательной системе, что не противоречит положениям федерального законодательства.
Гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации, не являющихся членами политических партий, быть избранными депутатами законодательного (представительного) органа Республики Калмыкия предусмотрены статьей 20 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З. Согласно данной норме каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, а в случае досрочных выборов не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении досрочных выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия вправе обратиться в любое избирательное объединение с предложением включить его в список кандидатов, выдвигаемый этим избирательным объединением. При поддержке этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии (при наличии в Республике Калмыкия регионального отделения политической партии указанные десять членов политической партии должны состоять в данном региональном отделении), она подлежит обязательному рассмотрению на съезде политической партии либо конференции (общем собрании) ее регионального отделения или иного структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов. Отсутствие вышеуказанных обращений не препятствует принятию избирательным объединением по собственной инициативе и в соответствии с его уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данного избирательного объединения, в выдвигаемый им список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов.
Нарушение избирательным объединением требований, предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, влечет за собой ответственность в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (часть 3 этой же нормы).
Анализ указанных выше положений приводит суд к выводу о том, что Законом Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З предусмотрены гарантии, обеспечивающие реализацию гражданином права выдвижения в законодательный орган республики, и не противоречит нормам федерального законодательства.
Приведенные доводы административного истца о том, что пункт 2 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З ограничивает пассивные избирательные права значительной части избирателей Республики Калмыкия, не являющихся членами политических партий, противоречит содержанию положений федерального законодательства, а также законодательству Республики Калмыкия, устанавливающему гарантии гражданам Российской Федерации на реализацию конституционного права на участие в выборах в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, проводимых на территории Республики Калмыкия.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 7 июля 2011 года № 15-П «По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана», то обстоятельство, что беспартийные граждане в случае применения пропорциональной избирательной системы не обладают правом самовыдвижения, не ставит их в неравное положение с гражданами, являющимися членами политических партий, которые в таком случае также не обладают правом самовыдвижения. Поскольку право участвовать в выдвижении кандидатов и списков кандидатов входит в нормативное содержание избирательных прав граждан (подпункт 28 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ), при пропорциональной избирательной системе за всеми гражданами - как беспартийными, так и членами политических партий - признается право в установленном законом порядке инициировать включение своей кандидатуры в список кандидатов.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемые положения пункта 2 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З приняты Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия в пределах его полномочий в установленной законом форме, с соблюдением регламентированной законом процедуры его принятия и введения в действие и в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких данных оснований для удовлетворения административных исковых требований истца не имеется.
С учетом подпункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальном печатном издании Республики Калмыкия - газете «Хальмг Унн»
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Бадмаева Валерия Антоновича об оспаривании пункта 2 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года №244-IV-З «О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия», принятого Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 21 декабря 2010 года № 488-IV – отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальном печатном издании Республики Калмыкия - газете «Хальмг Унн» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Литовкин