Дело № 2-175/2022
УИД 25RS0015-01-2021-002559-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2022 года г.Дальнегорск
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего Рябец Т.В.,
при секретаре Осипенко В.С.,
с участием представителя прокуратуры старшего помощника прокурора г.Дальнегорска Приморского края Пушкеля Л.А.,
ответчика – представителя администрации Дальнегорского городского округа Карпушкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Дальнегорска Котова В.Е. в интересах Половец Е.Е., Семенова И.А., Семенова К.А., Половец В.В. к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Дальнегорска Котов В.Е. обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокуратурой города в ходе проверки исполнения требований федерального и краевого законодательства в деятельности администрации Дальнегорского городского округа выявлены нарушения требований действующего законодательства, допущенные при реализации Закона Приморского края от 08.11.2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».
Администрация Дальнегорского городского круга обязана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837-K3 еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков.
В результате проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500,0 кв.м., переданный семье Половец Е.Е. на основании постановления администрации Дальнегорского городского округа от <дата> №-па расположенный за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 310 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес> не обеспечен инженерной инфраструктурой.
Факт непринятия мер администрацией Дальнегорского городского округа, направленных на обеспечения инженерной инфраструктурой, земельный участок, предоставленный вышеуказанной многодетной семье на притяжении 7 лет с момента реализации последними права на получения указанного участка, влечет грубое нарушение жилищных прав граждан на безопасные и благоприятные условия проживания, в том числе, прав несовершеннолетних членов семьи Половец Е.Е.
Учитывая, что иными мерами прокурорского реагирования достичь восстановления нарушенных жилищных прав семьи Половец Е.Е. не представилось возможным, предполагает, что процедура досудебного урегулирования спора исчерпала свои возможности и прокурору необходимо реализовать право, предусмотренное ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного просит суд обязать администрацию Дальнегорского городского округа обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500,0 кв.м, расположенный за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 310 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес> инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей трех и более детей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец Половец Е.Е. в судебное заседание не явилась, уведомлена о дне, времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Дальнегорска Пушкеля Л.А. поддержали исковые требования по доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации Дальнегорского городского округа Карпушкина Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указала том, что для исполнения решения суда необходим более длительный срок, поскольку срок один год не будет достаточным для исполнения решения суда.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 года № 1618-р «Об утверждении концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
Согласно п. «а» ст. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно ч. 9 ст. 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» на территории Приморского края образование земельных участков в целях реализации законов Приморского края «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края», является приоритетным в отношении образования земельных участков для иных целей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Приморского края от 29.12.2003 года № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
В связи с тем, что в Законе Приморского края от 08.11.2011 года № 837-K3 отсутствует прямая норма закона, указывающая на обязательность выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, целесообразно, в таком случае, применить норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона Приморского края от 27.09.2013 года № 250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края» формирование земельных участков осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, комплексного освоения территории и выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 года № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», рекомендовано учитывать, что согласно п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст. 15, п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Статья 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закрепляет, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
Пунктами 4, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, организация в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также создание условий для жилищного строительства.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Уставом Дальнегорского городского округа закреплено, что к полномочиям администрации городского округа относится организация в границах <адрес> электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, также относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4,5 ч. 1 ст. 5).
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
Как установлено в судебном заседании <дата> Половец Е.Е. обратилась в администрацию Дальнегорского городского округа с заявлением о постановки на учет и предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае». Согласно заявлению в состав семьи включены: Половец Е.Е., Семенов И.А, Семенов К.А., Половец В.В..
На основании постановления «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность бесплатно Половец Е.Е., Семенову И.А., Семенову К.А., Половец В.В.» №-па от <дата> предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500,0 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 310 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что ответчиком не осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Доказательства организации реальной возможности подключения семьи Половец Е.Е. получившей земельный участок, к электрическим сетям, сетям водоснабжения и водоотведения, а также использования автомобильной дороги, суду не представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837-KЗ принимать меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельного участка истцов, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Истцом заявлены сроки для выполнения возлагаемых на ответчиков обязанностей, при этом администрацией Дальнегорского городского округа заявлено ходатайство об увеличении срока исполнения возложенный обязанностей. Учитывая, что для исполнения решения необходимо поэтапное совершение действий, в том числе и организация финансирования, подразумевающее внесения новой статьи расходов, суд в соответствии со ст. 206 ГПК РФ считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, полагая, что срок полтора года является разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г. Дальнегорска Котова В.Е. в интересах Половец Е.Е., Семенова И.А., Семенова К.А., Половец В.В. к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать администрацию Дальнегорского городского округа обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500,0 кв.м, расположенный за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 310 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющий трех и более детей в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
председательствующий Т.В. Рябец
(мотивированное решение изготовлено - <дата>)