Дело № 2-257/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Дивеево. 24 октября 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2019 г.
Решение суда в окончательной форме принято 28 октября 2019 г.
Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего – судьи Нагайцева А.Н.,
при секретаре Шешениной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митина В. А., Митиной В. Н. к Администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области, Шимарову Н. М., Шимаровой Н. В., Вагановой О. Н., Шимаровой ФИО8 о признании двухквартирного дома жилым домом блокированной застройки,
У С Т А Н О В И Л:
Митин В.А. и Митина В.Н. обратились в суд с иском к Администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области и просят:
Признать двухквартирный <адрес> Дивеевского района Нижегородской области жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух автономных блоков.
Признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес> жилым блоком жилого дома блокированной застройки.
Признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес> жилым блоком жилого дома блокированной застройки.
Митин В.А. и Митина В.Н. обосновывают свои требования следующим образом:
ДД.ММ.ГГГГ они на основании договора купли-продажи приобрели в общую долевую собственность, по 1/2 доли в праве, квартиру, кадастровый (или условный) №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Право общей долевой собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Квартира № в <адрес>, кадастровый №, находится в общей совместной собственности Шимарова Н.М., Шимаровой Н.В., Вагановой О.Н. и Мартыновой Н.Н. на основании договора на продажу жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главой Дивеевской сельской администрации ФИО11
При покупке <адрес>, земельный участок под квартирой и придомовая территория, были огорожены. Границы были установлены забором. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой проверки соблюдения земельного законодательства заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель ФИО12 было установлено, что границы земельного участка, на котором расположены часть жилого дома (<адрес>) с хозяйственно бытовыми постройками и гараж, в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Земельный участок находится в ведении администрации Дивеевского сельсовета. В связи с чем, им было вынесено предписание об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Для устранения нарушения нам необходимо оформить документы на земельный участок, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., либо освободить используемый участок. ДД.ММ.ГГГГ Митин В.А., был привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ на основании постановления о назначении административного наказания, вынесенного управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с назначением административного штрафа в размере 5000 руб.
С целью выполнения предписания №-Р от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требования земельного законодательства РФ они обратились в администрацию Дивеевского муниципального района с просьбой предоставить земельный участок под квартирой № в собственность или под ЛПХ. Однако в предоставлении земельного участка было отказано, поскольку <адрес> является многоквартирным жилым домом. Законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка в собственность под квартирой.
Между тем, земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., под квартирой №, находящийся в собственности Шимарова Н.М., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и данными из публичной кадастровой карты <адрес>, сформирован и постановлен на кадастровый учет, в нарушение порядка образования земельного участка под многоквартирным домом, что нарушает права истцов и лишает их возможности оформить свой земельный участок под квартирой №.
Истцы считают, что в настоящее время единственно возможный вариант восстановления их права на оформление земельного участка в собственность, это обращение в суд с иском о признании двухквартирного <адрес> Дивеевского района Нижегородской области жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух автономных блоков.
Фактически вышеуказанный двухквартирный дом является жилым домом блокированной застройки, так как он размещен на отдельных земельных участках, и каждый блок имеет отдельный выход на территорию общего пользования. Каждый блок не имеет помещений, расположенных над и под помещениями другого блока, не имеет общих входов, вспомогательных помещений, чердаков. Каждый блок имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения.
В ходе рассмотрения дела в связи с характером спорного правоотношения на основании ч.3 ст.40 ГПК к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены собственники квартиры, расположенной по адресу: <адрес>: Шимаров Н. М., Шимарова Н. В., Ваганова О. Н., Шимарова (Мартынова) Н. Н..
В судебном заседании Митин В.А. и Митина В.Н. иск поддержали, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Шимаров Н. М., Шимарова Н. В., Ваганова О. Н., Шимарова (Мартынова) Н. Н. иск не признали, считают, что дом по адресу: <адрес> нельзя признать домом блокированной застройки, поскольку <адрес> № связаны между собой общими системами. Так через их подвал проходит система водоснабжения (водопроводная труба) в квартиру истцов. Канализационная труба <адрес> проходит через огород истцов (земельный участок, который незаконно огорожен), в связи с чем в случае удовлетворения иска ответчики не будут иметь к ней доступа для обслуживания. Система вентиляции квартир и вытяжная система газового оборудования общие, проходят в общей стене. При этом истцы перегородили чердачное помещение таким образом, что ответчики не имеют там доступа к указанным системам для ее обслуживания. Также общей является труба газоснабжения.
Представитель Администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ст.167 ГПК РФ.
Допрошенный в качестве специалиста директор Дивеевского отделения КП НО «Нижтехинвентаризация ФИО13 пояснил, что дом по адресу: <адрес> имеет признаки блокированной застройки. В тоже время относительности автономности квартир № и № утвердительного ответа не дал.
Заслушав объяснения истцов Митина В.А., Митиной В.Н., их представителя Родниковой Е.В., ответчиков Шимарова Н.М., Шимаровой Н.В., Вагановой О.Н., Шимаровой Н.Н., изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства России от 28.01.2006 №47.
Так, в названном пункте Положения сказано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п. 3.21 ГОСТа Р 51929-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 11 июня 2014 г. N 543-ст, многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
В соответствии со строительными нормами и правилами "Дома жилые одноквартирные" (СНиП 31-02-2001), утвержденными постановлением Госстроя России от 22.03.2001 N 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они:
не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков;
не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций;
имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.
Согласно п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации к жилым домам относятся дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение жилого дома блокированной застройки, содержащееся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дано в целях урегулирования отношений, связанных с экспертизой проектной документации и результатов инженерных изыскании, государственной экологической экспертизой проектной документации объектов, что прямо следует из наименования данной статьи. Использование понятия жилого дома блокированной застройки по отношению к другим правоотношениям необоснованно. Вместе с тем оно не противоречит определению многоквартирного дома, данного в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. №47, и при определенных условиях (наличия общего имущество в смысле статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) объект, имеющий признаки жилого дома блокированной застройки, может являться многоквартирным домом.
Кроме того, такая характеристика здания как "жилой дом блокированной застройки" не имеет правового значения и для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики "нежилое здание", "жилой дом", "многоквартирный дом" (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), внесение сведений о характере застройки здания законодательством не предусмотрено, следовательно, не влечет для истцов каких либо правовых последствий
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что существенным признаком, отличающим многоквартирный дом от блокированного дома, состоящего из нескольких квартир, является наличие в многоквартирном доме помещений общего пользования.
Исходя из указанных выше определений, жилые дома в случае, если каждая квартира в них имеет самостоятельный выход на земельный участок, блоки технически и функционально не связаны между собой ничем, кроме общей стены, не имеющие помещений общего пользования, признаются домами блокированной жилой застройки, которые не являются многоквартирными домами.
При этом правовой режим блокированного жилого дома в законодательстве не определен.
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из двух квартир, имеет элементы общего имущества такие как, бетонный ленточный фундамент, перекрытия, крышу, чердачное помещение.
Кроме того, как следует из объяснений сторон, трубопроводная система водоснабжения в квартиру истцов индивидуального ввода не имеет, проходит через подвал ответчиков, то есть подвал ответчиков обслуживает не только их квартиру, но и квартиру истцов, следовательно, подвал фактически является общим помещением. Истцами также не оспаривается, что система вентиляции квартир и вытяжная система газового оборудования проходят в общей стене, то есть являются общими для <адрес> №. Канализационная труба квартиры ответчиков проходит через земельный участок, который истцы в случае удовлетворения иска намерены оформить в свою собственность. Таким образом, квартиры технически связаны между собой.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать, что двухквартирный <адрес> Дивеевского района Нижегородской области является жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух автономных блоков.
Кроме того, пунктом 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ определено, что блок жилого дома блокированной застройки расположен на отдельном земельном участке.
Между тем, квартира, принадлежащая истцам, не расположена на отдельном земельном участке, поскольку такой участок не сформирован, его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. В тоже время согласно предписанию заместителя главного государственного инспектора по охране и использованию земель от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок находится в ведении администрации Дивеевского сельсовета, самовольно занят истцами (л.д. 15).
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Митина В. А. и Митиной В. Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Дивеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н.Нагайцев