Дело № 2-2456/2022
59RS0007-01-2021-009953-96
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
20 мая 2022 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Князевой О.Г.,
ст. помощника прокурора Свердловского района г. Перми Фуриной Н.А.,
при помощнике судьи Маракулиной Т.Г.,
с участием истца Ускова А.А.,
представителя истца, - Пономарева А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика Додиева Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ускова А. А. к Абдинову Х. Шукур оглы, ФИО1 о взыскании денежной компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Усков А.А. обратился в суд с иском к Абдинову Х.Ш., Додиеву Д.М. (Ч.М). о взыскании денежной компенсации морального вреда. В обоснование заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. ответчики, находясь на улице по адресу: <адрес>, нанесли ему побои, причинив тем самым физическую боль и телесные повреждения.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> по делу № Абдинов Х.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. <данные изъяты>, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Постановлением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Додиев Д.М. (Ч.М.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст<данные изъяты>, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
В результате причинения побоев он был вынужден обратиться за медицинской помощью. Считает, что действиями ответчиков ему причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в сильном душевном волнении и нахождении длительное время в стрессовом состоянии, невозможности вести обычную повседневную жизнь.
На основании вышеизложенного, с учетом представленного в порядке ст. 39 ГПК РФ уточненного иска, просит суд взыскать с ответчиков Абдинова Х.Ш., Додиева Д.М. (Ч.М.) денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> с каждого, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец на заявленных исковых требованиях настаивал; доводы, изложенные в заявлении, поддержал. В дополнении указал, что после нанесенных ему побоев, он испытал физическую боль, ему были причинены нравственные страдания, ухудшилось состояние здоровья. В настоящее время он испытывает страх за свою жизнь.
Представитель истца в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя.
Ответчик Додиев Д.М. (Ч.М.) в судебном заседании иск не признал, просил уменьшить сумму, поскольку имеет на иждивении троих детей.
Ответчик Абдинов Х.Ш. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом; о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил.
Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, возражения ответчика, исследовав письменные документы настоящего дела, а также материалы административных дел №, №, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным и подлежащим удовлетворению с учетом разумности и справедливости, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда. Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Как разъяснено в п. 3 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является явная вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Из пояснений сторон, письменных документов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. Абдинов Х.Ш. и Додиев Д.М. (Ч.М.), находясь на улице по адресу: <адрес>, нанесли Ускову А.А. побои, а именно: Абдинов Х.Ш. ударил Ускова А.А. <данные изъяты>, причинив Ускову А.А. физическую боль и телесные повреждения в виде <данные изъяты>. Додиев Д.М. (Ч.М.) ударил Ускова А.А. <данные изъяты>.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Абдинов Х.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным постановлением факт причинения Абдиновым Х.Ш. Ускову А.А. побоев установлен. Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. Абдинов Х.Ш., находясь на улице по адресу: <адрес>, нанес побои Ускову А.А., а именно: <данные изъяты> причинив Ускову А.А. физическую боль и телесные повреждения в виде <данные изъяты>
Постановлением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Додиев Д.М. (Ч.М.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Указанным постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. Додиев Д.М. (Ч.М.), находясь на улице по адресу: <адрес>, нанес Ускову А.А. побои, а именно: <данные изъяты>, причинив ему физическую боль и телесные повреждения в виде <данные изъяты>.
Указанное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В результате побоев Усков А.А. был госпитализирован в ГБУЗ ПК «ГКБ им. М.А. Тверье» с диагнозом <данные изъяты>
Определением от ДД.ММ.ГГГГ ОУР ОП № УМВД России по г. Перми в рамках проводимой проверки проведена судебно-медицинская экспертиза по определению степени тяжести причиненных Ускову А.А. телесных повреждений, определению механизма их образований и получения их.
В соответствии с Заключением эксперта ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Ускова А.А. имеются: <данные изъяты> Данные повреждения не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья и/или незначительный стойкой утраты трудоспособности, поэтому квалифицируются как повреждения, не повлекшие вреда здоровью.
В судебном заседании Усков А.А. суду пояснил, что он испытал физическую боль от нанесения ему побоев. Действиями ответчиков ему причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в сильном душевном волнении и нахождении длительное время в стрессовом состоянии, невозможности вести обычную повседневную жизнь. Одновременно он испытывал чувство страха за собственную жизнь.
Каких-либо сомнений в том, что в связи с причинением насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, Усков А.А. испытал моральные и нравственные страдания, у суда не имеется. Факт причинения последнему морального вреда вследствие установленных неправомерных действия является очевидным и в силу ст. 56 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
При этом доводы ответчика о непричастности к совершению в отношении истца насильственных действий суд находит несостоятельными, направленными на уклонение от ответственности, которые нашли свое опровержение вступившим в законную силу постановлением мирового судьи.
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
То есть, при рассмотрении дела о гражданско-правовых последствиях действий лица не подлежит доказыванию имело ли место определенное действие (правонарушение) и совершено ли оно конкретным лицом.
В связи с этим, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что в результате противоправных действий ответчиков Усков А.А. испытал физическую боль и душевные переживания, и это является основанием для взыскания в его пользу денежной компенсации морального вреда.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 постановления).
В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 г. по делу "М. (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.
Таким образом, по смыслу приведенного выше правового регулирования размер компенсации морального вреда определяется исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических или нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, и иных заслуживающих внимания обстоятельств конкретного дела.
Учитывая применение ответчиками в отношении истца физической силы в область лица, которые повлекли кровоподтеки на его лице и теле, длительность периода лечения истца, наличие физической боли и дискомфорта как в сам момент причинения телесных повреждений, так и на протяжении всего лечения, наличие видимых следов побоев в канун Нового года, пенсионный возраст истца, суд считает возможным определить ко взысканию с ответчиков в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в сумме по
<данные изъяты>. с каждого. Указанная сумма в полной мере соответствует принципу адекватного и эффективного устранения нарушения, а также соответствует принципам разумности и справедливости. Оснований для большего увеличения размера компенсации морального вреда в пользу истца суд не находит, поскольку нельзя не принять во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих наступление какого-либо существенного вреда здоровью истца, а также причинения истцу более тяжких нравственных страданий.
При этом ссылку ответчика Додиева Д.М. (Ч.М.) на его тяжелое материальное положение, наличие на иждивении трёх несовершеннолетних детей, что является основанием для снижения размера суммы денежной компенсации морального вреда, суд находит несостоятельной, поскольку при причинении вреда в результате умышленных действий, имущественное положение гражданина, причинившего вред, основанием для уменьшения размера вреда не является. Более того, каких-либо достоверных и допустимых доказательств в этой части ответчиком в материалы дела вообще не представлено.
Поскольку в документах, удостоверяющих личность ответчика Додиева Д.М. (Ч.М)., имеются разночтения: в паспорте № от ДД.ММ.ГГГГ он значится, как «<данные изъяты>», а в водительском удостоверении № от ДД.ММ.ГГГГ - «Д.», суд отражается имя Додиева, - «Д.», а в скобках, - ФИО1
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ускова А. А. к Абдинову Х. Шукур оглы, ФИО1 о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Абдинова Х. Шукур оглы в пользу Ускова А. А. денежную компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.
Взыскать с ФИО1 в пользу Ускова А. А. денежную компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части через Свердловский районный суд г. Перми.
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2022.
Судья: О.Г. Князева