Решение по делу № 2а-2025/2022 от 14.01.2022

УИД 03RS0003-01-2021-002641-73

№ 2а-2025/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 14 марта 2022 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.,

при секретаре Хакимовой Л.А.,

с участием административного истца Комлевой О. Ю.,

при участии представителя МВД по Республике Башкортостан, МВД Российской Федерации, Управления МВД по городу Уфе – Манахова Н. П., на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Комлевой Ольги Юрьевны к Управлению МВД России по городу Уфе, МВД Российской Федерации, должностному лицу Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Галяутдинову Р. Р., должностному лицу Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Мухутдинову А.Р., должностному лицу Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Аверьяновой С. Г., должностному лицу Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Багаутдинову М. З., Отделу полиции № 9 Управления МВД России по г. Уфе Республики Башкортостан о признании незаконными действия органов государственной власти, должностных лиц, выразившихся с задержанием Комлевой О.Ю.,

у с т а н о в и л:

административный истец Комлева О. Ю. обратилась в суд с административным иском к Управлению МВД России по городу Уфе, МВД Российской Федерации, должностному лицу Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Галяутдинову Р. Р., должностному лицу Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Мухутдинову А.Р., должностному лицу Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Аверьяновой С. Г., должностному лицу Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Багаутдинову М. З., Отделу полиции № 9 Управления МВД России по г. Уфе Республики Башкортостан с требованиями с учетом поданного уточнения:

    - о признании незаконными действия УМВД России по г. Уфе и должностных лиц Галяутдинова P. P., С. Г. Аверьяновой выразившихся в задержании Комлевой Ольги Юрьевны 5 часов 52 минуты - 22 января 2021 г. с 14 ч. 38 мин. до 20 ч. 30 мин. без составления протокола об административном задержании;

    - о признании незаконными действия УМВД России по г. Уфе и должностного лица Галяутдинова P.P., выразившихся в не рассмотрении обращения Комлевой О.Ю. и в не направлении ответа в адрес Комлевой О. Ю. по заявлению КУСП 1203 от 22.01.2021 г.;

    - о признании незаконными действия УМВД России по г. Уфе и должностных лиц Галяутдинова P. P., Багаутдинова М. З. выразившихся в непредоставлении питания Комлевой Ольге Юрьевне 22 января 2021 г.;

    - о признании незаконными действия УМВД России по г. Уфе, и должностных лиц А. Р. Мухутдинова, Аверьяновой С. Г., выразившихся в административном задержании Комлевой Ольги Юрьевны с 14 ч.38 мин. 22 января 2021 г. до рассмотрения дела в суде 23 января 2021 г. в связи с совершением административного правонарушения по ч 2. ст. 20.2 КоАП РФ незаконным;

    - о признании незаконными действия УМВД России по г. Уфе, Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе и должностного лица А.Р. Мухутдинова, выразившихся в указании недостоверных сведений в Протоколе № 59 административного задержания о времени задержания 20 ч. 30 мин. вместо 14 ч. 38 мин. 22 января 2021 г.;

    - о признании незаконными действия Административного ответчика УМВД России по г. Уфе и должностного лица капитана Аверьяновой С.Г., выразившихся в не направлении Комлевой О.Ю. извещения или вызова к должностному лицу по делу об административном правонарушении;

    - взыскании с МВД РФ компенсацию морального вреда в пользу Комлевой Ольги Юрьевны в сумме 650 000 (Шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В обоснование заявленных требований указала на следующее.

22 января 2021 года в 14 ч. 38 мин. Комлева О. Ю., по требованию сотрудников полиции и в сопровождении сотрудника полиции прибыла в Отдел Полиции № 9 УМВД России по г. Уфе по адресу г. Уфа, ул. Пушкина, д. 63. Со слов сотрудника полиции ей нужно было приехать в отдел для составления административного протокола. Административное дело находилось в производстве Административного ответчика - Капитана Аверьяновой. То есть фактически произведено доставление в отдел полиции № 9 Уфы, о чем сделана запись в протоколе об административном правонарушении.

Время прибытия Комлевой О. Ю. в Отдел полиции 9 было зафиксировано в журнале - 14 ч. 38 мин., однако ее удерживали в отделе полиции до 20 ч. 30 мин. без составления протокола о задержании.

В 18.00 Комлева О. Ю. подала жалобу в дежурную часть Отдела Полиции № 9 о незаконном задержании на срок более 3-х часов, которая была зарегистрирована в 18 ч. 30 мин. за номером КУСП 1203.

В своей жалобе Комлева О. Ю. требовала прекратить ее ограничение свободы и отпустить домой из отдела полиции, так как не было предъявлено никаких обвинений. Однако сотрудниками отдела полиции не было принято никаких мер и ее не выпускали из отдела полиции. При этом протокол об административном задержании на срок до 48 ч. был составлен в 20 ч.30 мин. Время задержания по ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ начинается с 14.38 мин. и заканчивается в 20 ч. 30 мин., то есть срок административного задержания по ч. 1. ст. 27.5 КоАП РФ составили 5 ч. 52 мин. вместо разрешенных трех часов.

Далее в 20 ч. 20 мин. капитаном Аверьяновой был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20. 2. КоАП РФ - за пост в соцсетях. Истец полагает, что после составления протокола Капитан Аверьянова должна была отпустить ее домой и прекратить ограничение ее свободы в отделе Полиции № 9, однако, она этого не сделала, а передала Комлеву О. Ю. Ответчику Мухутдинову, который в 20 ч. 30 минут составил протокол об административном задержании, при этом указал неправильно время задержания - 20 ч. 30 мин, вместо 14 ч. 38 мин. Кроме того, Комлевой О. Ю. не было предоставлено питание, хотя задержанным на срок более трех часов предоставляется питание по нормам.

Комлева О. Ю. полагала, что необходимо признать незаконными действия УМВД России по г. Уфе и должностных лиц Гаяутдинова P.P., С.Г. Аверьяновой выразившихся в задержании Комлевой Ольги Юрьевны 5 часов 52 минуты - 22 января 2021 г. с 14 ч. 38 мин. до 20 ч. 30 мин. без составления протокола об административном задержании.

Согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и не может превышать более трех часов согласно ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ. В данном случае административное задержание длилось 5 ч. 52 мин. до составления Протокола об административном правонарушении. Факт нарушения срока задержания подтвержден Прокурором Шайбаковым (Справка № 3127 прилагается).

Комлева О. Ю. также полагала, что необходимо признать незаконными действия УМВД России по г. Уфе и должностного лица Гаяутдинова P. P., выразившихся в не рассмотрении обращения Комлевой О.Ю. и в не направлении ответа в адрес Комлевой О.Ю. по заявлению КУСП 1203 от 22.01.2021 г. Ответчик Багаутдинов М.З. как начальник дежурной части в тот день, не принял мер к прекращению нарушения прав, а также ответ на обращение по КУСП не предоставил.

Комлева О. Ю. в иске также ссылалась на то, что необходимо признать незаконными действия УМВД России по г. Уфе и должностных лиц Гаяутдинова P.P., Багаутдинова М.З. выразившихся в непредоставлении питания Комлевой Ольге Юрьевне 22 января 2021 г. Из иска следует, что обязанность обеспечения питанием лиц, задержанных на срок более трех часов лежит на оперативном дежурном - начальнике смены. В данном случае на Багаутдинове М. З. Кроме того, ответственность за организацию работы Отдела полиции и обеспечение питанием, несет административный ответчик Галяутдинов, а также УМВД РФ по г. Уфе.

Комлева О. Ю. также просила признать незаконными действия УМВД России по г. Уфе, и должностных лиц А.Р. Мухутдинова, Аверьяновой С. Г., выразившихся в административном задержании Комлевой Ольги Юрьевны с 14 ч.38 мин 22 января 2021 г. до рассмотрения дела в суде 23 января 2021 г. в связи с совершением административного правонарушения по ч 2. ст. 20.2 КоАП РФ.

Комлева О. Ю. также просила признать незаконными действия УМВД России по г. Уфе, Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе и должностного лица А.Р. Мухутдинова, выразившихся в указании недостоверных сведений в Протоколе № 59 административного задержания о времени задержания 20 ч. 30 мин. вместо 14 ч. 38 мин. 22 января 2021 г.

Комлева О. Ю. также просила признать незаконными действия Административного ответчика УМВД России по г. Уфе и должностного лица капитана Аверьяновой С. Г., выразившихся в не направлении Комлевой О.Ю. извещения или вызова к должностному лицу по делу об административном правонарушении.

Комлева О. Ю. также просила взыскать с МВД РФ компенсацию морального вреда в пользу Комлевой Ольги Юрьевны в сумме 650 000 (Шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Из иска следует, что Административные ответчики допустили нарушение права на свободу, Комлева О. Ю. была вынуждена находиться в отделе полиции более суток, без обеда и ужина (у нее имеется заболевание средней тяжести - сахарный диабет 2 типа), сотрудниками отдела полиции нарушено право на труд, на право находиться с семьей, в кабинетах находилось много сотрудников полиции, некоторые из них были без масок, либо со спущенными на подбородок масками, перемещение в отделе полиции только под конвоем, даже в туалет приходится идти в сопровождении полицейского и таким образом причинили физические и нравственные страдания.

Комлева О. Ю. полагала, что даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Европейская Конвенция).

В судебном заседании административный истец Комлева О. Ю. требования и доводы административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить заявленные ею требования.

Представитель административных ответчиков МВД по Республике Башкортостан, МВД Российской Федерации, Управления МВД по городу Уфе – Манахов Н. П. возражал по доводам иска, поддержал письменные возражения.

Остальные административные ответчики, заинтересованное лицо извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания по рассмотрению настоящего дела.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.

Суд, исследовав и оценив материалы дела, выслушав административного истца Комлеву О.Ю., представителя Манахов Н. П., пришел к следующему.

Конституцией Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Таким образом, по общему правилу, доказать обстоятельства, на которых основываются требования, должен истец, что соответствует обязанности соответствующих должностных лиц и госорганов доказать законность и необходимость административного задержания лица, применения к нему физической силы и спецсредств, а также их соразмерность содеянному с учетом конкретных обстоятельств дела.

Это обусловлено тем, что при разрешении споров, связанных с задержанием гражданина сотрудниками полиции и содержанием его в специальных помещениях, гражданин ограничен в возможности фиксации событий и представлении доказательств о данных обстоятельствах, в то время как должностные лица правоохранительных органов такими возможностями располагают. Более того, на них возложена обязанность фиксации и надлежащего оформления документов о совершении гражданами правонарушений и законности применяемых к ним мер воздействия.

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, 22 января 2021 года в 14 ч. 38 мин. Комлева О. Ю. была доставлена в Отдел Полиции № 9 УМВД России по г. Уфе по адресу г. Уфа, ул. Пушкина, д. 63.

Время прибытия Комлевой О. Ю. в Отдел полиции 9 УМВД России по г. Уфе было зафиксировано в журнале регистрации посетителей в 14 ч. 38 мин., при этом, протокол о задержании был составлен в 20 ч. 30 мин.

В 20 ч. 20 мин. должностным лицом Отдела Полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Аверьяновой С. Г. в отношении Комлевой О. Ю. был составлен протокол об административном правонарушении АП № 176475 по ч. 2 ст. 20. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении АП № 176475 указано время доставления Комлевой О. Ю. в отдел полиции - 22 января 2021 в 14.38 мин.

Согласно ч. 4 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Частью 3 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.

В силу ч. 1 ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под доставлением понимают принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении.

Под административным задержанием - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (статья 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Доставление и задержание относятся к мерам направленным на обеспечение производства по делу об административном правонарушении, следовательно, проверка законности этих действий не затрагивает вопросов наличия или отсутствия состава административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения лица к административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности и специальной процедуры обжалования действий должностных лиц по доставлению и задержанию.

В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 26 июня 2018 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Протокол № 59 от 22 января 2021 об административном задержании Комлевой О. Ю. был составлен в 20 ч. 30 мин. должностным лицом Отдела Полиции № 9 УМВД России по г. Уфе А. Р. Мухутдиновым, который в нарушение ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указал время составления протокола не с момента доставления, а в 20 ч. 30 мин.

В Протоколе № 59 от 22 января 2021 об административном задержании Комлевой О. Ю., ею написано возражение о том, что она задержана в 14 часов 38 мин. и просит предоставить ей еду по правилам задержанных. Также Комлевой О. Ю. написано возражение о том, что у нее имеется сахарный диабет и она просит предоставить ей еду с учетом заболевания.

Таким образом, Комлева О. Ю. была доставлена в Отдел Полиции № 9 УМВД России по г. Уфе в 14 ч. 38 мин., при этом, в нарушение приведенных выше положений законодательства, протокол административного задержания был составлен и срок административного задержания лица был указан не с момента доставления.

Отсутствие своевременного составления протокола задержания само по себе рассматривается как серьезное нарушение, поскольку негласное задержание лиц, отсутствие любого подтверждения или процессуального документа может привести к лишению такого лица доступа к адвокату и всех остальных прав, а также к потенциальной уязвимости такого лица в отношении произвольного вмешательства в его право на свободу.

Судом установлено, что полиция задержала истца в конкретное время. Тем не менее, несмотря на то, что протокол задержания был составлен, время задержания, указанное в протоколе, отличалось от фактического времени задержания. Между тем, такие процессуальные документы должны являться общедоступными, статус соответствующего лица должен быть юридически оформлен сразу после того, как такое лицо было принято органами власти, и все права такого лица должны быть немедленно и ясно разъяснены такому лицу.

Судом также установлено, что 23 января 2021 года Кировским районным судом города Уфы Республики Башкортостан по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Комлевой О. Ю., на основании которого административный истец признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившееся в нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, Комлевой О. Ю. было назначено наказание в виде штрафа в размере 25000 руб. При рассмотрении дела судом было установлено, что факт административного правонарушения, выразившийся в нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования нашел свое подтверждение в оформленном сотрудниками полиции материале об административном правонарушении.

Судом также установлено, что 22 января 2021 года в 18.00 Комлева О. Ю. подала жалобу в дежурную часть Отдела Полиции № 9 УМВД России по г. Уфе о незаконном задержании на срок более 3-х часов, которая была зарегистрирована в 18 ч. 30 мин. за номером КУСП 1203.

Мотивированным заключением от 25 января 2021 года, утвержденным начальником ОП №9 Управления МВД России по г. Уфе Галяутдиновым Р. Р. установлено, что сотрудники ОП №9 Управления МВД России по г. Уфе действовали в соответствии с законодательством.

О рассмотрении заявления Комлевой О. Ю. ей направлено уведомление, что подтверждается записью в журнале учета подготовленных несекретных документов (от 27 января 2021) и реестром отправки (от 29 января 2021), почтовой квитанцией.

Согласно журналу учета подготовленных несекретных документов Комлевой О. Ю. направлено уведомление по адресу: <адрес> <адрес>, что соответствует адресу регистрации истца, а также указано ею лично в жалобе, от 22 января 2021 КУСП № 1203.

В соответствии с ч.1 ст. 165.1. ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Таким образом, довод Комлевой О. Ю. о неполучении ею почтовой корреспонденции не имеет правового значения и не свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков в данной части.

Разрешая вопрос по доводу о не предоставлении питания, суд приходит к следующему.

Условия и порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц" (далее Положение).

В соответствии с п. 21 Положения задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время".

В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 (п. 22).

Питание задержанных лиц в дежурных частях Управления МВД России по г. Уфе осуществляется на основании приказа Управления МВД России по городу Уфе от 11 марта 2021 № 295 «Об обеспечении горячим питанием задержанных лиц в дежурных частях Управления МВД России по г. Уфе», государственного контракта на оказание услуг по организации ежедневного трехразового питания лиц, задержанных в специальных учреждениях и лиц, задержанных за административные правонарушения на срок более 3 часов Управления МВД России по городу Уфе от 07 декабря 2020 года.

В нарушение указанных правил питание Комлевой О. Ю. в установленные сроки не было предоставлено, при этом, от нее поступило письменное обращение о предоставлении питания.

При таких обстоятельствах, необходимо признать обоснованными исковые требования в части признания незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе и должностных лиц Гаяутдинова P. P., Аверьяновой С. Г. выраженные в задержании Комлевой Ольги Юрьевны 22 января 2021 г. с 14 ч. 38 мин. до 20 ч. 30 мин. без составления протокола об административном задержании, признания незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе и должностных лиц Гаяутдинова P. P., Багаутдинова М. З. выразившихся в непредоставлении питания Комлевой Ольге Юрьевне 22 января 2021 г., признания незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе, Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе и должностного лица А. Р. Мухутдинова, выраженные в указании недостоверных сведений в Протоколе № 59 административного задержания о времени задержания 20 ч. 30 мин. вместо 14 ч. 38 мин. 22 января 2021 года.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В силу положений статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова" (далее - Постановление КС РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П) положения пункта 1 статьи 1070 и абзац третий статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 3 статьи 27.5 КоАП Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают возможность возмещения гражданам вреда, причиненного незаконным административным задержанием на срок не более 48 часов как мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, независимо от вины соответствующих органов публичной власти и их должностных лиц.

Оценивая в качестве основания для возмещения государством вреда, причиненного незаконными актами правоохранительных органов и суда, конкретную меру государственного принуждения, хотя и не обусловленную привлечением к уголовной или административной ответственности, но представляющую собой, по сути, лишение свободы в его конституционно-правовом смысле, надлежит учитывать сущность этой меры и порождаемые ею последствия для гражданина.

В силу п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 БК РФ).

Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).

С учетом установленных судом обстоятельств, требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей, в части требования о взыскании 635 000 рублей следует отказать.

В остальной части требований иск удовлетворению не подлежит, поскольку не нашел своего подтверждения материалами дела, и основан на неверном толкования законодательства.

Суд также не признает обоснованным требования и довод истца о признании незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе, и должностных лиц А.Р. Мухутдинова, Аверьяновой С. Г., выразившихся в административном задержании Комлевой Ольги Юрьевны с 14 ч. 38 мин. 22 января 2021 г. до рассмотрения дела в суде 23 января 2021 г. в связи с совершением административного правонарушения по ч. 2. ст. 20.2 КоАП Российской Федерации, поскольку, в соответствии с подпунктом 5.1. Наставления, утвержденного приказом МВД России от 30 апреля 2012 № 389 по результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается решение о помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона от 03 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 03 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» установлено, что полиция имеет право задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях. Частью 3 статьи 27.5 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Учитывая, что санкция части 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает в качестве одного из видов административной ответственности административный арест, который в соответствии со статьей 3.9 КоАП РФ мог быть назначен истцу только судом, примененная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания применена к административному истцу правомерно с целью пресечения дальнейшего совершения противоправных действий.

Также по тем же основаниям, обосновано и требование о признании незаконными действия УМВД России по г. Уфе и должностного лица капитана Аверьяновой С. Г., выраженные в не направлении Комлевой О. Ю. извещения или вызова к должностному лицу по делу об административном правонарушении, поскольку Комлева О.Ю. была задержана по указанным выше основаниям, и должностное лицо было вправе составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1). В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2).

В связи с этим, в удовлетворении остальной части требований о признании незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе и должностного лица Галяутдинова P. P., выраженные в не рассмотрении обращения Комлевой О. Ю. и не направлении ответа в адрес Комлевой О.Ю. по заявлению КУСП 1203 от 22.01.2021 г.; признании незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе, и должностных лиц А.Р. Мухутдинова, Аверьяновой С. Г., выразившихся в административном задержании Комлевой Ольги Юрьевны с 14 ч. 38 мин. 22 января 2021 г. до рассмотрения дела в суде 23 января 2021 г. в связи с совершением административного правонарушения по ч. 2. ст. 20.2 КоАП РФ; о признании незаконными действия УМВД России по г. Уфе и должностного лица капитана Аверьяновой С. Г., выраженные в не направлении Комлевой О. Ю. извещения или вызова к должностному лицу по делу об административном правонарушении, в остальной части требования о компенсации морального вреда – следует отказать.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В нарушение ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, административный истец в указанной части не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При указанных обстоятельствах, иск подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Комлевой Ольги Юрьевны удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе и должностных лиц Галяутдинова P. P., Аверьяновой С. Г. выраженные в задержании Комлевой Ольги Юрьевны 22 января 2021 г. с 14 ч. 38 мин. до 20 ч. 30 мин. без составления протокола об административном задержании.

Признать незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе и должностных лиц Галяутдинова P. P., Багаутдинова М. З. выразившихся в не предоставлении питания Комлевой Ольге Юрьевне 22 января 2021 г.

Признать незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе, Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе и должностного лица А. Р. Мухутдинова, выраженные в указании недостоверных сведений в Протоколе № 59 административного задержания о времени задержания 20 ч. 30 мин. вместо 14 ч. 38 мин. 22 января 2021 года.

Взыскать с МВД Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в пользу Комлевой Ольги Юрьевны в сумме 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части требований о признании незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе и должностного лица Галяутдинова P. P., выраженные в не рассмотрении обращения Комлевой О. Ю. и не направлении ответа в адрес Комлевой О.Ю. по заявлению КУСП 1203 от 22.01.2021 г.; Признании незаконными действия Управления МВД России по г. Уфе, и должностных лиц А.Р. Мухутдинова, Аверьяновой С. Г., выразившихся в административном задержании Комлевой Ольги Юрьевны с 14 ч. 38 мин. 22 января 2021 г. до рассмотрения дела в суде 23 января 2021 г. в связи с совершением административного правонарушения по ч 2. ст. 20.2 КоАП РФ; о признании незаконными действия УМВД России по г. Уфе и должностного лица капитана Аверьяновой С. Г., выраженные в не направлении Комлевой О. Ю. извещения или вызова к должностному лицу по делу об административном правонарушении, в остальной части требования о компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Решение суда в окончательной форме принято 14.03.2022 г.

Судья          Абдрахманова Л.Н.

2а-2025/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Комлева О.Ю.
Ответчики
Должностное лицо Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Багаутдинов М. З.
Отдел полиции № 9 Управления МВД России по г. Уфе Республики Башкортостан
Управление МВД России по городу Уфе
Министертство Финансов Российской Федерации
Должностное лицо Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Галяутдинов Р. Р.
Должностное лицо Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Аверьянова С. Г.
Должностное лицо Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Уфе Мухутдинов А.Р.
МВД Российской Федерации
Другие
МВД по РБ
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Судья
Абдрахманова Л.Н.
Дело на сайте суда
kirovsky.bkr.sudrf.ru
17.01.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2022Подготовка дела (собеседование)
31.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее