Решение по делу № 2-507/2024 от 25.01.2024

Дело № 2-507/2024     копия

УИД 33RS0005-01-2024-000215-44

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Александров 23 сентября 2024 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи          Гашиной Е.Ю.,

при секретаре                 Сарохан В.В.,

с участием старшего помощника Александровского городского прокурора Курочкиной А.В.,

    рассматривая в открытом судебном заседании в городе Александрове гражданское дело по иску Александровского городского прокурора Владимирской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Карабаново Александровского района Владимирской области о возложении обязанности оборудовать котельную водоподготовительными установками,

У С Т А Н О В И Л:

Александровский городской прокурор Владимирской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), обратился в суд с иском к администрации города Карабаново Александровского района Владимирской области о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать котельную, расположенную по адресу: <адрес>, водоподготовительными установками, соответствующими требованиям раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115.

В обоснование заявленных требований указано, что 20.07.2023 государственным инспектором государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения МУП «Возрождение» требований федерального законодательства при эксплуатации объектов теплоснабжения. В ходе проверки установлено, что МУП не организован водно-химический режим (отсутствует водоподготовительная установка) на котельной, расположенной по адресу: <адрес>. В связи выявленными нарушениями 30.11.2023 в отношении МУП «Возрождение» внесено представление об устранении нарушений законодательства при подготовке к отопительному сезону, по результатам рассмотрения которого реальных мер к устранению нарушений не принято. Указанные обстоятельства влекут нарушение требований жилищно-коммунального хозяйства, создают угрозу надежности теплоснабжения, ставят под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц, право граждан на благоприятные условия проживания.

В судебном заседании старший помощник Александровского городского прокурора Владимирской области Курочкина А.В. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.

Ответчик администрация города Карабаново Александровского района Владимирской области, будучи извещенным надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. В письменном заявлении, адресованном суду, и.о.Главы администрации города Карабаново Павлова Т.В. разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда. В случае удовлетворения заявленных требований просила учесть, что бюджет муниципального образования является дотационным, стоимость установки оборудования составляет 1,5 – 2,0 млн. рублей, в связи с чем просила увеличить срок исполнения решения суда до 18 месяцев.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Владимиртеплогаз», извещенное надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания не поступило.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области, привлеченное к участию в дела определением суда от 30.07.2024, будучи извещенным надлежащим образом, для участия в рассмотрении деле представителя не направило. Согласно поступившему в адрес суда ходатайству начальник правого управления Горбачева М.А., действующая на основании доверенности просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, принятие решения по заявленным требованиям оставляет на усмотрение суда.

В соответствии с ч.ч.3, 5 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения старшего помощника Александровского городского прокурора Владимирской области Курочкиной А.В., исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.130 и ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

В соответствии с положениями п.п.3 и 4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона №131 закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.п.1, 5 ч.1 ст.50 Федерального закона №131).

В силу ч.1 ст.209 и ч.1 ст.210 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; если иное не предусмотрено законом или договором бремя содержания имущества возлагается на его собственника.

Таким образом, обязанность по обслуживанию муниципальных объектов теплосетевого комплекса и поддержанию их в рабочем состоянии возложены на соответствующие органы местного самоуправления. Иной подход, допускающий освобождение муниципального образования от бремени содержания такого имущества, возможен исключительно в тех случаях, которые предусмотрены законом или договором.

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Федеральный закон №190) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения являются одним из общих принципов организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения.

По правилам ч.5 ст.20 Федерального закона №190 проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В силу подп. «а» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.

Согласно п. 2 Правил № 103, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (п.5 Правил №103).

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 №115.

В силу п.1.7 Правил №115 ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12.1 названных Правил предусмотрена необходимость организации водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.

В соответствии с п.12.8 Правил до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует, в частности, наладить работу водоподготовки.

Согласно п.12.6 Правил, котельные могут эксплуатироваться только при исправном оборудовании водоподготовительной установки. Состав водоподготовительной установки и способ деаэрации (вакуумный, атмосферный деаэратор) определяются технико-экономическим обоснованием при проектировании.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регламентированы Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона №115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В целях настоящего Федерального закона к техническому обслуживанию объекта концессионного соглашения относятся мероприятия, направленные на поддержание объекта концессионного соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего и (или) капитального ремонта. Перечень таких мероприятий устанавливается концессионным соглашением (ч.3.1 Федерального закона №115-ФЗ).

Финансовое участие концедента может осуществляться в порядке возмещения и (или) финансовое обеспечения на этапе эксплуатации объекта концессионного соглашения расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в том числе на техническое обслуживание объекта концессионного соглашения. Размер или порядок определения размера финансового участия концедента в формах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, должен быть указан в решении о заключении концессионного соглашения, за исключением случая, указанного в части 2.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, а также должен быть указан в концессионном соглашении (п.2 ч.1, ч.4 ст.10.1 Федерального закона №115-ФЗ).

Как установлено судом и следует из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание – здание котельной с кадастровым номером 42,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности с 15.06.2011 муниципальному образованию городского поселения город Карабаново Александровского района Владимирской области. Здесь же указано, что с 21.12.2020 котельная передана в хозяйственное ведение МУП «Возрождение» (т.1 л.д.103-105).

14.05.2024 между МО город Карабаново Александровского района Владимирской области, ООО «Владимиртеплогаз» и Владимирской области в лице губернатора Владимирской области Авдеева А.А. заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования город Карабаново Александровского района Владимирской области, в том числе, на здание котельной, с кадастровым номером площадью 42,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (т.1 л.д.155-230).

Постановлением администрации города Карабаново Александровского района Владимирской области №181 от 21.05.2024 с 01.06.2024 ООО «Владимиртеплогаз» присвоен статус единой теплоснабжающей организации для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории муниципального образования город Карабаново. Постановление администрации города Карабаново от 18.08.2020 №375 «Об определении единой теплоснабжающей организации города Карабаново» в отношении МУП «Возрождение» признанно утратившим силу с 01.06.2024 (т.1 л.д.148).

Из п.1.1 Концессионного соглашения следует, что концессионер принимает на себя следующие обязательства: обеспечить проектирование, создание, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию имущества, являющегося объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, их отдельными объектами, неразрывно связанное с ними имущество, право собственности на которое, принадлежит или будет принадлежать концеденту; осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, право владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.

В связи с исполнением своих обязательств по Концессионному соглашению концессионер исполняет обязанности, в том числе, на стадии эксплуатации – содержит объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, проводит за свой счет текущий и капитальный ремонт, несет расходы на содержание объекта соглашения, за исключением капитального ремонта объектов 2024 года, указанных в п.18.1, проводимых за счет платы концедента. Перечень данных мероприятий определен программами текущего и капитального ремонтов концессионера (подп. «г» п.5.1 Соглашения).

Как следует из п.5.19 Концессионного соглашения, концессионер обязан осуществить расходы на проектирование, создание, реконструкцию, модернизацию объектов имущества в составе объекта соглашения в объемах и формах, которые указываются в Приложении № 2 к настоящему соглашению.

Таким образом, объем участия концессионера в техническом обслуживании и проведении капитального ремонта объекта соглашения ограничен содержанием Приложения №2 к Концессионному соглашению «Задание и основные мероприятия».

Из Приложения №2 к Концессионному соглашению следует, что на ООО «Владимиртеплогаз» возложена обязанность по подготовке проектно-сметной документации, строительству и вводу в эксплуатацию блочно-модульной котельной по улице Вокзальной в городе Карабаново Александровского района Владимирской области, в связи с износом оборудования, необходимостью повышения надежности и эффективности производства тепловой энергии (п.3.8 Приложения).

При этом, ч.4 ст.8 Федерального закона №190-ФЗ установлено, что затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию объекта теплоснабжения подлежат безусловному отнесению на теплоснабжающие организации и включению в тариф только в том случае, если соответствующий объект теплоснабжения не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.

В соответствии с ч.1 ст.28.1 Федерального закона №190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (ч.2 ст.28.1 Федерального закона №190-ФЗ).

Таким образом, учитывая вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, а также условия Концессионного соглашения от 14.05.2024, обязанность по оборудованию котельной водоподготовительными установками сохраняется за администрацией города Карабаново, однако, в нарушение действующего законодательства, своевременно исполнена не была.

В ходе проверок, проведенных Центральным управлением Ростехнадзора по готовности муниципального образования Александровский район Владимирской области в период с 23.10.2023 по 10.11.2023 и с 15.11.2023 по 14.12.2023 установлено, что не обеспечена безаварийная работа котельной по адресу: <адрес>, и надежное теплоснабжение потребителей тепловой энергии, а именно: не организован водно-химический режим (отсутствует водоподготовительная установка) с целью обеспечения надежной работы энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования (т.1 л.д.42-73).

15.09.2023 заместителем Александровского городского прокурора в адрес и.о. главы администрации города Карабаново Александровского района внесено представление о принятии мер по устранению допущенных нарушений закона (т.1 л.д.7-19).

Из ответа главы администрации г. Карабаново от 16.10.2023 следует, что представление прокуратуры рассмотрено, указанные нарушения признаны обоснованными. При этом указано, что устранить часть нарушений не представляется возможным, ввиду отсутствия финансирования (т.1 л.д.20).

При изложенных обстоятельствах, учитывая действующее нормативное регулирование, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о возложении на ответчика обязанности оборудовать котельную, расположенную по адресу: <адрес>, водоподготовительными установками, соответствующими требованиям раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115.

Согласно ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Определяя срок исполнения обязанности по оборудованию котельной водоподготовительными установками, суд учитывает мнение участников процесса, финансовое положение ответчика, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности, а также соблюдение баланса интересов ответчика и неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлены указанные исковые требования, и находит разумным и достаточным для исполнения настоящего решения срок, составляющий один год шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Александровского городского прокурора (), действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Карабаново Александровского района Владимирской области () в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать котельную, расположенную по адресу: <адрес>, водоподготовительными установками, соответствующими требованиям раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд Владимирской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Е.Ю. Гашина

Мотивированное решение составлено 7 октября 2024 года.

Председательствующий судья подпись Е.Ю.Гашина

Подлинный документ находится в производстве Александровского городского суда в гражданском деле №2-507/2024.

2-507/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Александровский городской прокурор
Ответчики
администрация города Карабаново
ООО "Владимиртеплогаз"
Другие
Неганов Андрей Юрьевич
Администрация муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области
Суд
Александровский городской суд Владимирской области
Судья
Гашина Екатерина Юрьевна
Дело на странице суда
aleksandrovsky.wld.sudrf.ru
25.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2024Передача материалов судье
01.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2024Подготовка дела (собеседование)
12.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2024Дело оформлено
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее