N дела,
присвоенный судом
первой инстанции: №
УИД: 05RS0№-92
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2023 г. по делу N 33-7008/2023 Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей коллегии Ташанова И.Р., Мустафаевой З.К.,
при секретаре судебного заседания Хизриеве Ш.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимо-вой С.К. к администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», Управлению Росреестра по Республике Дагестан о признании права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе врио начальника правового управления администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» Рыльцева Д.Н. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ташанова И.Р., изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Галимова С.К. обратилась в суд с иском к администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее – Администрация г.Махачкала) и Управлению Росреестра по Республики Дагестан о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование требований указано, что вышеуказанный земельный участок был выделен ей постановлением администрации с.Новый Хушет от 11 октября 1993 года. На данный земельный участок имеется постановление, справка, акт обследования, межевой план, топосъемка. При обращении в Управление Росреестра по Республике Дагестан для регистрации права на земельный участок, ей в этом было отказано.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 июня 2023 года исковые требования Галимовой С.К. удовлетворены.
В апелляционной жалобе врио начальника правового управления Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» Рыльцева Д.Н. содержится просьба об отмене решения как незаконного и необоснованного с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Галимовой С.К.
В обоснование доводов жалобы указано, что в качестве правоустанавливающего документа на спорный земельный участок истцом в материалы дела представлено постановление администрации селения Новый Хушет от <дата> «О выделении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома».
Вместе с тем, представление земельных участков в указанный период регулировалось нормами Закона ДССР «О земле» от <дата> и Земельного кодекса РСФСР.
Согласно статьям 14 и 15 Закона ДССР «О земле» от <дата> предоставление земель с 1991 года по <дата> производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ. При этом в силу статьи 14 Законна ДССР «О земле» приступать к пользованию земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих земельных участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещалось. В соответствии со ст.113 и 114 Земельного кодекса РСФСР землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустроительства, отвода земельных участков в натуру, подготовки документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.
В силу п.4 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденную Роскомземом <дата>, на вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или плана (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставленных земель.
Согласно Указа Президента РФ от <дата> № «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» (действовавшему в период возникновения спорных правоотношений) на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участка на местности. С момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.
Таким образом, в силу приведенных норм предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до 29 октября 2001 года должно было производится на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земельного участка на местности. Составной частью акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам. Право на земельный участок на основании постановления могло возникнуть в случае выполнения соответствующими землеустроительными органами работ по отводу земельного участка в натуру и установления границ земельного участка на местности, и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на земельный участок.
Судом первой инстанции фактически оставлен без внимания тот факт, что вышеприведенная процедура в отношении земельного участка не проводилась. Следовательно, признание права собственности на спорный земельный участок при данных обстоятельствах является неправомерным, поскольку в отсутствие всей необходимой землеустроительной документации право собственности на земельный участок в указанный период возникнуть не могло.
Кроме того, основания для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка в качестве ранее учтенного также отсутствовали. Ранее учтенными земельными участками называют земельные участки, на которые права владения, собственности возникли до 1 марта 2008 года в связи с принятием ФЗ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в государственный кадастр недвижимости на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок. Для включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке вышеуказанные документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в него с учетом предусмотренного ст.7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» состава сведений (ч.3 ст.45 Закона), такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания. Соответствующие требования истцом соблюдены не были.
В настоящее время порядок предоставления услуги по подготовке и (или) утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории г.Махачкала утвержден постановление главы Администрации г.Махачкалы от 25 декабря 2015 года №5032.
Согласно указанному положению муниципальная услуга предоставляется Администрацией г.Махачкалы – в части внесения результата оказания муниципальной услуги. МКУ г.Махачкалы «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» - в части организации работы по предоставлению муниципальной услуги (прием документов от заявителя, рассмотрение документов и выдача результата оказания муниципальной услуги). МФЦ по месту жительства заявителя – в части приема документов от заявителя на предоставление муниципальной услуги и выдачи результата оказания муниципальной услуги.
Однако, истец за предоставлением указанной муниципальной услуги также не обращался, следовательно, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с требованиями действующего законодательства не утверждал. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что истцом фактически проигнорирована предусмотренная законом административная процедура по оформлению права собственности на земельный участок, минуя которую истец сразу обратился в суд.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Галимовой С.К. по доверенности Султанова М.А., представитель Администрации г.Махачкалы по доверенности Хамзаев З.Д. явились.
Остальные участники судебного заседания, надлежащим образом извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, на процесс не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь положениями п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснениями пунктов 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 23 июня 2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», судебная коллегия считает обязанность по надлежащему извещению участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения настоящего дела исполненной в соответствии с положениями статьи 113 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, ходатайств об его отложении не заявили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № от <дата>, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации с. Новый Хушет <адрес> г.Махачкалы от <дата> Галимовой С.К. под строительство индивидуального жилого дома выделен земельный участок площадью 450 кв.м.
Факт выделения истцу земельного участка также подтверждается справкой № от <дата> и актом обследования земельного участка № от <дата>, выданных главой администрации с.Новый Хушет Абдулаевым Н.Г., из которых следует, что Галимова С.К. действительно имеет земельный участок под строительство индивидуального жилого дома по адресу: с.Новый Хушет, МКР-3, <адрес>, участок №, площадью 450 кв.м, предоставленного на основании вышеуказанного постановления администрации с.Новый Хушет от 11.10.1993г.
Также главой администрации с.Новый Хушет Абдулаевым Н.Г. в ходатайстве № от <дата> подтверждается факт отсутствия споров и претензий по спорному земельному участку.
Судом установлено, что право администраций районов г.Махачкалы предоставлять земельные участки было прекращено принятием постановления администрации г.Махачкалы № от <дата>, то есть после принятия вышеуказанного постановления администрации селения Новый Хушет от <дата>.
При обращении в Управление Росреестра по Республики Дагестан о регистрации права собственности на спорный земельный участок истцу уведомлением от 03.04.2023г. было отказано в предоставлении муниципальной услуги по причине отсутствия документа, на основании которого вносятся сведения о раннее учтенном земельном участке, отсутствия акта выноса в натуру границ земельного участка.
В соответствии со ст. 7 ЗК РСФСР (действовавшего в момент возникновения правоотношений) граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков. Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
В силу ст. 11 ЗК РСФСР приобретение земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса осуществляется через местный Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.
В соответствии со ст. 18 ЗК РСФСР к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит: предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 23 указанного Земельного Кодекса РСФСР сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение.
В силу ст. 30 Земельного Кодекса РСФСР граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
В соответствии со ст. 64 ЗК РСФСР земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Исходя из действующего с 25 апреля 1991 года земельного законодательства, им был определен порядок предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование, в собственность и аренду, компетентный орган, который осуществляет указанные государственные полномочия. В соответствии с указанным порядком, гражданин должен подать в орган местного самоуправления заявление о предоставлении земельного участка в собственность, а поселковый Совет народных депутатов по результатам рассмотрения заявления гражданина издать ненормативный акт о предоставлении земельного участка.
Согласно статье 14 Закона РД «О земле», действовавшего с 1991 года до 25 октября 2001 года, приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Так, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения объекта недвижимости.
Согласно п.7 ч.2 ст.14 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Из материалов дела следует, что по поручению истца в отношении спорного земельного участка были проведены кадастровые работы и подготовлен межевой план от <дата> с составлением схемы расположения земельного участка и чертежа, определением координат характерных точек. Составлен топографический план земельного участка.
Шабанов А.Ш., являющийся собственником соседнего земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> нотариально удостоверенным заявлением сообщил, что не возражает на возведение жилого дома и перевод земельного участка в собственность принадлежащий Галимовой С.К. и прилегающей к ней территории земли, расположенного по адресу: <адрес> К границам строения и земельного участка возражений иметь не будет.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что Галимовой С.К. на праве собственности предоставлен спорный земельный участок, который сформирован и границы его определены. Каких-либо споров либо претензий со стороны соседей, не имеются, в связи с чем в силу закона за истцом может быть признано право собственности на земельный участок с фактически занимаемой площадью 450 кв.м.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения и сводятся к несогласию с оценкой установленных судом доказательств, которым дан надлежащий анализ и правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 60 ГПК РФ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 09 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2023 года.